Папки-передвижки

Краткосрочный познавательный проект «Шестиногий народец»

Елена Астафьева
Краткосрочный познавательный проект «Шестиногий народец»
▼ Скачать + Заказать документы

Краткая анатация проекта:

Проект «Шестиногий народец» направлен на формирование у детей представлений детей о насекомых (муравьях, об особенностях внешнего вида, строении и жизненных проявлениях. Расширит знания детей о том, чем питаются муравьи, где живут, как защищаются от врагов. У детей сформируются правила поведения в природе. Проект сформирует у детей бережное отношение к насекомым и даст представление о значимости насекомых в растительном и животном мире. Дети научатся анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Публикация «Краткосрочный познавательный проект „Шестиногий народец“» размещена в разделах

Проблема: Почему муравьев назвали «народец»?

Цель: Развитие познавательных способностей детей.Задачи:

-Формировать умение планировать этапы своей работы

-Расширять знания детей о насекомых (муравьях)

1. -Развивать стремление детей к самостоятельному получению знаний опытным путем

Проблемные вопросы:

1. Кто такие муравьи?

2. Какую пользу приносят муравьи?

3. Как человек должен относиться к муравьям?

Учебные вопросы:

1. Бывают ли муравьи детишками?

2. Где дом у муравьёв?

Сроки реализации проекта: неделя.

Ожидаемый результат:

-развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

-расширение и конкретизация знаний детей об образе жизни муравья и устройстве муравейника,представленияо полезности муравьёв, знания о том, что их надо оберегать и охранять.

Оценка результативности проекта:

-альбом детских рисунков «Шестиногий народец» (Муравьи) (приложение №1)

-спортивно-экологическая игра «Муравьиные бега» (приложение №2)

Средства реализации проекта:

Занятие

-«Шестиногий народец»(приложение №3)

Чтение художественной литературы:

- чтение сказок

- «Сказка о муравье и гусенице» Валентина Грохольская,

- «Один за всех, а все за одного» Ирина Пивоваровва

-«О муравье, который не боялся ни шипов, ни паука» ОндржейСекора

- «Как муравьишка домой спешил» В. В. Бианки

Средства массовой информации:

-просмотр мультфильмов «Флик», «Путешествие муравья».

Экспериментальная деятельность:

- Опыт №1 «Муравьиная кислота» (приложение №4)

.

- Опыт №2 «Муравьиная дорожка» (приложение №5)

Наблюдения, игры и игровые упражнения. (приложение №6)

Используемая литература:

1. Т. А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?» - М., Издательство ГНОМ и Д, 2004г.

2. О. М. Газина «Экологическая азбука для детей. Самые маленькие животные земли» - М., Школьная пресса, 2003г.

3. И. Б. Шустова «Азбука. Насекомые России» - М., Дрофа, 2007г.

4. Н. Н. Дроздов «В мире животных с Николаем Дроздовым» - М., Эгмонт России Лтд, 2006г.

5. Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»

6. Л. И. Грехова «В союзе с природой»

7. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»

8. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» - М., Просвещение, 2002г.

9. Г. С. Швайко «Занятии по изобразительной деятельности в детском скаду! (средняя и старшая группы)

10. Л. И. Маневцова, П. С. Саморукова «Мир природы и ребенок»

11. Л. Г. Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи с детьми 5-7 лет»

Приложение №3

Конспект занятия по проекту «Шестиногий народец»

Тема: «Муравей»

Задачи:

Познакомить детей с образом жизни муравья и устройством муравейника.

Развивать мышление.

Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

Оборудование:

Иллюстрации с изображением муравья, муравейника, яйца, личинок, куколок.

Вырезанный из бумаги силуэт муравья (длина 33 см).

Ход занятия:

- Ребята, сегодня мы с вами начнем занятие с викторины.

Д/и «Самые-самые»

Самый хитрый зверь, это … (лиса).

Самый трусливый зверь, это … (заяц).

Самый большой любитель меда, это лесной зверь … (медведь).

Самая длинная шея у … (жирафа).

Самая маленькая птица, это … (колибри).

Самые крупные яйца несет … (страус).

Самые горбатые обитатели пустынь, это … (верблюды).

Самая маленькая лошадка, это - … (пони).

Самый быстрый зверь, это … (гепард).

Самые умные животные, это … (обезьяны).

Самое долгоживущее животное, это … (черепаха).

- Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный?

(ответы детей)

- Нет, не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса.

Если представить, что Ваня (вызывается ребенок) – муравей, то он сможет унести на себе 10 ребят. (Вызываются 10 человек). Сможет наш Ваня поднять и нести всех этих ребят? Нет. А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.

Устройство муравейника

- А еще муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные дома-муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами. Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.

Под этим покрытием есть комната, которая хорошо прогревается солнечными лучами. Туда муравьи забегают погреться весной. Есть комната-кладбище, куда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.

Есть специальная зимняя спальня. Взрослые муравьи в тесноте, да не в обиде проводят зиму в этом помещении. Закрывают все ходы-выходы в муравейнике, сбиваются в кучу в зимней спальне и засыпают. В хлебном складе муравьи хранят зерна. В мясную кладовку муравьи приносят гусениц и другую добычу.

Есть специальный коровник. Конечно, в нем живут не настоящие коровы, а тли. Тля – тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество. Муравьям оно очень нравится, поэтому они охраняют тлей от вредителей, уносят самок на зиму в муравейники, весной переносят тлей на наиболее сочные молодые побеги. Как люди разводят и ухаживают за коровами, так муравьи заботятся о тлях.

В царских покоях живет муравьиная царица-матка. Каждый день она откладывает огромное количество яиц (до 1500). За ней ухаживают рабочие муравьи.

Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым. (Показ иллюстраций с изображением яйца, личинки, куколки и взрослого муравья, смотри приложение).

Д/упр «Расставь картинки по порядку»

Воспитатель перемешивает картинки и предлагает детям выставить их последовательно. Можно предложить четырем детям взять в руки картинки и выстроиться в нужном порядке.

Динамическая пауза и зрительная гимнастика «Муравьи»

Дети находят глазами картинку, соответствующую тексту. Картинки расположены в углах комнаты под потолком.

Матка в муравейнике яйца отложила,

Их заботою родня тут же окружила.

Ну а рост муравья дальше продолжается,

И личинки из яиц вскоре появляются.

Ждут с надеждой муравьи в каждом закоулке,

Что личинки муравьев превратятся в куколки

Вот из куколки своей

Вышел новый муравей.

Дети делятся на «муравьев» и «муравейник». Муравейник: дети берутся за руки и образуют круг. Дети-«муравьи» заходят в круг. По сигналу «утро» дети-«муравейник» поднимают руки вверх, а дети-«муравьи» выходят из круга и отправляются на работу; по сигналу «вечереет» дети-«муравейник» медленно опускают руки, дети-«муравьи» спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда дети-«муравейник» опустят руки вниз.

Жизнь муравьев

Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе.

Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи,появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились.

Как у всех насекомых, у муравьев есть усики-антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.

Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.

Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.

Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.

Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери. Гнезда рыжих лесных муравьев используются как места зимних ночевок кабанами.

Самые крупные муравьи живут в Африке. Взгляните, какого размера они бывают. (Показ вырезанного силуэта муравья, длиной 33 см).

Итог занятия:

- Почему муравьев назвали «народцем»?

- Почему муравьев считают самыми сильными?

- Что такое муравейник?

- Как устроен муравейник? Какие в нем есть «помещения»?

- Почему муравьи заботятся о тлях?

- Как появляются на свет муравьи?

- Кто в муравьиной семье самая главная? Чем она занимается?

- Зачем муравьям усики?

- Почему муравьи не падают, когда ходят по гладкой и вертикальной поверхности?

- Чем питаются муравьи?

- Назовите врагов муравьев.

- Почему муравьев называют «санитарами леса»?

Приложение №4

Опыт «Муравьиная кислота».

Очищенную палочку обмакивают в сахар, опускают в муравейник и наблюдают выделение муравьиной кислоты.

Приложение №53/i]

Опыт «Муравьиная дорожк5а».

потребуются:

- Неглубокая картонная коробка с крышкой

- Кусок стекла или оргстекла, полностью закрывающий коробку

- Белая краска и кисточка

- Клейкая лента

- Ножницы

- Садовая лопатка или тяпка

- Банка с крышкой

- Садовые перчатки

- Блюдце

- Кусок банана

- Сахарный песок

- Возможно, тебе случалось наблюдать за цепочкой муравьев, идущих от твоего бутерброда, положенного в траву во время пикника. Как муравьи нашли бутерброд? Ответ подскажет этот проект.

Схема работы:

1. Сними с коробки крышку и покрась коробку изнутри в белый цвет.

2. Вырежи из крышки коробки длинную полосу шириной, равной глубине коробки. Сделай в ней два выреза на расстоянии примерно 15 см один от другого.

3. Отогнув края, закрепи полосу клейкой лентой так, чтобы она делила коробку ровно пополам.

4. Найди на улице муравейник. Надень перчатки и возьми садовой лопаткой немного земли, копнув довольно глубоко, примерно в 5 см от входа в муравейник. Быстро пересыпь землю в банку и закрой банку крышкой.

5. Положи на блюдце кусочек банана, посыпь его сахарным песком и смочи небольшим количеством воды. Поставь блюдце в левую половину коробки недалеко от угла.

6. Сними крышку с банки и быстро пересыпь землю с муравьями в другую половину коробки. Сразу закрой коробку куском стекла.

Результат:

Сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направлениях. Но примерно через 20 минут они успокоятся и начнут исследовать свой новый дом. Скоро несколько муравьев найдут вырезы в перегородке и переползут на половину коробки, где находится банан. Примерно через час ты увидишь одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно.

Объяснение:

Муравьи воспринимают сложную систему информации, используя специальные химические вещества - феромоны, выделяемые их телами. Стоит одному муравью найти пищу, в нашем случае банан, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи. Чем больше муравьев идут по следу, тем сильнее становится сигнал. Интересно наблюдать, как муравьи в точности повторяют след самого первого муравья, даже если он выбирает длинную дорогу, например, обползает камешек.

Поиски еды - это только одна из многих функций феромонов. Феромоны передают сложную химическую информацию. Если ты напугаешь муравья, он сразу подаст другим муравьям сигнал, предупреждающий об опасности. При этом муравьи, находящиеся близко, по этому сигналу будут убегать, а муравьи-солдаты, находящиеся дальше, наоборот, приготовятся к нападению.

Приложение №6

Наблюдение за муравьями

Воспитатель (читает детям загадки; дети отгадывают, о ком идет речь)

На поляне возле елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион.

Мы — лесные жители,

Мудрые строители,

Из иголок всей артелью

Строим дом себе под елью.

Погляди на молодцов:

Веселы и бойки

Волокут со всех сторон

Материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг —

Тут народ хороший.

Без работы, хоть убей,

Жить не может.

(муравей).

Много мастеров

Срубили избу без углов.

В лесу у пня суетня, беготня.

Народ рабочий весь день хлопочет.

Воспитатель приносит несколько муравьев в стеклянной банке и предлагает детям самостоятельно понаблюдать за ними в течение 10-15 мин.

Воспитатель. У муравья есть туловище, голова, ноги. На голове — усики, он ими постоянно шевелит, с их помощью узнает, нет ли на пути препятствий, У муравья шесть ног, с их помощью он быстро бегает.

Во всех загадках муравьи показаны дружными, трудолюбивыми. Они целый день ищут и перетаскивают вредных насекомых, гусениц — все несут себе домой.

А как называется дом муравьев?

Дети. Муравейник.

Воспитатель. Правильно. Муравейники бывают высокие и низкие. Строится муравейник очень медленно — в течение трех и более лет. Строят муравьи его все вместе.

Муравьи живут в тех лесах, где чистый воздух. Нельзя беспокоить муравьев и разорять муравейники. Муравьи — полезные насекомые. Если бы их не было, то лес мог бы быстро погибнуть от насекомых, которые питаются листьями и плодами деревьев, а муравьи истребляют этих вредных насекомых и спасают наши леса.

Представьте, дети, что вы увидели в лесу муравейник, взяли палку и бросили ее туда. По палке забегали муравьи. Правильно ли вы сделали? Почему забегали муравьи по палке?

Воспитатель оценивает ответы детей.

Муравьи забегали по палке потому, что они забеспокоились о своем доме — кто его разоряет, кто мешает жить? Они хотят сдвинуть палку, но она очень большая и им это не под силу. А ведь они так долго строили свой дом!

Нельзя мешать муравьям — пусть живут в своем муравейнике. А мы будем знать: там, где муравьи, чистый лес, чистый воздух и здоровые деревья.

Дидактическое упражнение

«Составь рассказ по этапам развития муравья»

Цели: закрепить знания о стадиях развития муравья; развить связную речь.

Оборудование: картинка с изображением муравья,личинки куколки, .

Встреча с муравьем Кузей (с младшими детьми)

Игровой персонаж: муравей-игрушка.

Сюрпризный момент

Педагог обращает внимание детей на то место, где они вчера оставили пчелу Майю (на подоконник, около растений). Майи нет. Педагог говорит о том, что пчелы просыпаются рано, с первыми лучами солнца, им надо много потрудиться, чтобы собрать нектар. Предлагает поискать Майю среди цветущих растений. Дети находят пчелу, которая спрашивает у них, хотели бы они познакомиться с ее другом. Просит узнать, кто он, по загадке.

Погляди на молодцов:

Веселы и бойки.

Волокут со всех концов

Матерьял для стройки.

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг,

Тут народ хороший!

Без работы, хоть убей,

Жить не может.

Варианты:

Дом стоит под старой елкой,

В нем живет моя семья.

Я несу туда иголки,

Приношу добычу я.

Мы в работе поминутно

От зари и до зари.

Нас в лесу найти нетрудно,

Лишь под ноги посмотри.

Назови меня скорей, Я рабочий.

(муравей)

Майя предлагает позвать муравья Кузю. Но он не откликается.

Тогда Майя предлагает найти его домик, загадывает загадку.

На полянке, возле елок,

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион.

Поиск муравейника

Цели: закрепить знания о жилище муравья, способе охраны муравейников, активизировать словарь детей.

Дети вместе с педагогом находят муравейник.

Педагог уточняет с детьми, какой формы муравейник, из чего муравьи его строят. Просит вспомнить, как помечают муравейники в лесу егеря. Предлагает это сделать из палочек, покрашенных «зеброй». Огораживают муравейник.

Поиск сладкого

Цели: закрепить знания о повадках муравья, развить логическое мышление, умение оперировать суждениями.

В муравейнике Кузю не находят. Педагог спрашивает детей, что муравьи очень любят есть (сладкое). Просит сделать предположение о том, где может быть Кузя. Дети находят его в сахарнице или в банке с вареньем.

Наблюдение за муравейником

или муравьиной тропой на прогулке

Цели: уточнить знания детей о поведении муравьев, месте обитания, взаимоотношениях; активизировать словарь, фразовую речь; закрепить понятие «насекомые»; сформировать основы экологической культуры.

Опыт: очищенную палочку обмакивают в сахар, опускают в муравейник и наблюдают выделение муравьиной кислоты.

Дети перегораживают муравьиную тропу, наблюдают за действиями муравьев, ограждают муравьиную тропу.

Игры с песком

Цели: развить конструктивные навыки; закрепить знание свойств песка.

Дети строят муравейник. Вносят для обыгрывания игрушки-муравьи.

Подвижные игры

По желанию детей игры можно провести со сменой играющих персонажей на рыжих и черных муравьев, летающих и ползающих муравьев, тех, кто быстрее перенесет, построит и т. п.

.

«Кто помог муравьишке добраться домой?»

(по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»)

Цели: закрепить изобразительные умения детей; закрепить знания о разных насекомых; вызвать интерес к предстоящей драматизации; научить оборудовать игровую деятельность сообразно воображаемой ситуации.

Кузя спрашивает детей, знают ли они о нем сказку. Просит назвать насекомых, которые помогли ему добраться до муравейника. Напоминает детям о них с помощью иллюстраций. Уточняет через сравнение особенностей внешнего вида, способа передвижения. Просит нарисовать его друзей.

Из рисунков дети делают медальоны или шапочки для игры-драматизации. Водят хоровод «Как у наших у ворот».

Игра-драматизация по сказке В. Бианки

«Как муравьишка домой спешил»

Цели: закрепить знания детей содержания сказки, знания об особенностях внешнего вида и способа передвижения насекомых; развить артистические способности детей, речь; доставить удовольствие от самовыражения и общения со сверстниками.

Игра-перевоплощение «По муравьиной тропе»

Цели: развить наблюдательность, воображение, память, умение рассуждать, эмпатию, речь, выразительность речи и движений.

Публикации по теме:

Долгосрочный познавательный проект «Времена года» Тип проекта: информационно - познавательный. Вид проекта: фронтальный. Продолжительность: долгосрочный, 02.05.16 – 28.04.17. По количеству.

Информационно-познавательный проект «Мы помним, мы гордимся!» Ежегодно наша страна празднует великий праздник – 9 Мая День Победы в Великой Отечественной войне. Необходимо систематизировать знания детей.

Краткосрочный информационно-познавательный проект по валеологии «Зоркие глазки» (для детей старшего возраста).Краткосрочный информационно-познавательный проект по валеологии «Зоркие глазки» (для детей старшего возраста). Организован с сентября по ноябрь. Актуальность: Зрение – исключительно важная функция организма. Благодаря зрению человек видит.

Краткосрочный познавательный проект для детей средней группы «Наши домашние питомцы»Краткосрочный познавательный проект для детей средней группы «Наши домашние питомцы» Краткосрочный познавательный проект для детей средней группы «Наши домашние питомцы». Автор проекта: воспитатель МАДОУ детский сад № 7.

Познавательный педагогический краткосрочный проект «Уж небо осенью дышало» для младшей группыПознавательный педагогический краткосрочный проект «Уж небо осенью дышало» для младшей группы Тема проекта: «Уж небо осенью дышало» (для воспитанников младшей группы) Первый этап. Целеполагание. Осень, пожалуй, самое волшебное и.

Познавательный педагогический краткосрочный проект «День космонавтики» для средней группыПознавательный педагогический краткосрочный проект «День космонавтики» для средней группы Познавательный педагогический краткосрочный проект. Тема: "День космонавтики". Вид проекта: краткосрочный Продолжительность: 3 дня (3 занятия).

Познавательный педагогический краткосрочный проект «День Победы» для средней группыПознавательный педагогический краткосрочный проект «День Победы» для средней группы Познавательный педагогический краткосрочный проект. Тема: "День Победы". Вид проекта: краткосрочный Продолжительность: с 01.05.2017 по.

Познавательный проект «Пожарный»Познавательный проект «Пожарный» Рано или поздно перед человеком встает проблема выбора профессии. Я обратила внимание на профессию пожарного, в настоящее время в нашей.

Творческо-познавательный проект «Откуда берётся мёд?»Творческо-познавательный проект «Откуда берётся мёд?» Автор проекта Безменова Татьяна Фёдоровна, воспитатель МКОУ «Кирсановская СОШ», дошкольная группа. У пчелы забот немало! Только утром.

Творческо-познавательный проект «Здравствуй, Бабушка Яга»Творческо-познавательный проект «Здравствуй, Бабушка Яга» Про Бабу Ягу Говорят очень глупо: Нога костяная, Метёлка да ступа. И руки кривые, И зубы торчком, И нос очень длинный И загнут крючком.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краткосрочный познавательный проект «Шестиногий народец»
Опубликовано: 26 июля 2021 в 19:12
+33Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Краткосрочный познавательный проект «Шестиногий народец»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Астафьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД