Татьяна Береснева
Проект «Шашки — зарядка для ума»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей №41 «Лесная сказка»
города Лесосибирска»
ПРОЕКТ
«ШАШКИ – ЗАРЯДКА ДЛЯ УМА»
Практика развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности
Шерстобитова Людмила Анатольевна, воспитатель, высшая квалификационная категория.
Береснева Татьяна Анатольевна, воспитатель, высшая квалификационная категория.
Лесосибирск - 2019
Краткая аннотация проекта.
Публикация «Проект „Шашки — зарядка для ума“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
Настоящий проект разработан воспитателями МБДОУ Детский сад №41 «Лесная сказка» Шерстобитовой Людмилой Анатольевной, Бересневой Татьяной Анатольевной при тесном сотрудничестве с родителями. Участники проекта : дети подготовительных к школе группы (в данном учебном году их в детском саду четыре, педагоги МБДОУ, родители.
Проект имеет четыре этапа :
1. Подготовительный этап – наблюдение за детьми в свободной деятельности, выявление их интересов. Проведение бесед с родителями детей, увлекающихся игрой в шашки. Проведение родительского собрания. Выявление темы проекта, организация инициативной группы в составе педагогов ДОУ и родителей. Сбор и анализ методической литературы и пособий по проблеме проекта, определение источников информации. Включение игр и задач из авторского методического пособия Шерстобитовой Л. А. «Логоритмик» по развитию логического мышления в образовательный процесс, которые помогли нам заинтересовать детей, повысить познавательную активность, создать атмосферу успеха и уверенности, повысить соревновательный настрой.
2. Организационный этап – создание группы из детей и взрослых, уже умеющих играть в шашки и способных научить других, и ребят, желающих приобщиться к игре. Вовлечение родителей в процесс совместной деятельности по реализации проекта. Знакомство детей с теорией игры в шашки. Беседы, игры-путешествия, презентации помогающие освоить термины и правила. Занятия - понять основные приёмы борьбы на шашечной доске, решить задачу о том, как пройти в дамки, закрепить правила поведения во время игры.
3. Основной этап - закрепление практических навыков. В свободное от занятий время игра в шашки парами, командами. Организация соревнований с детьми параллельных подготовительных к школе групп.
Увлеченных детей становится все больше. На этом этапе нам очень помогла поддержка наших родителей. Они играли с детьми дома, демонстрировали им учебные занятия по игре в шашки на компьютере. Такие практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, речи, внимания.
Информационно-просветительская работа (консультации, наглядная агитация, памятки, индивидуальные беседы с родителями дали положительный результат.
Мы с удовлетворением заметили, что в игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи. Можно смело сказать о плодотворном сотрудничестве: ребенок-сверстник - родитель - педагог.
4. Итоговый этап (аналитический) завершился проведением развлечения «Шашки – зарядка для ума». Состоялся настоящий праздник с героями, в котором нашлось место стихам, викторине шашечному турниру с очередными победами и награждением. Подведены итоги по реализации проекта и ознакомлены с ними все участники.
Ценность педагогического опыта заключается в значительном числе детей, увлекшихся игрой в шашки, взаимодействии с педагогами, детьми и родителями всех четырех подготовительных к школе групп в детском саду, формировании интереса к русским шашкам как к серьезной и полезной игре, имеющей спортивную, творческую и интеллектуальную направленность.
Актуальность
В настоящее время существует много интересных игр для детей и взрослых, но не теряет популярности древняя игра в шашки. Интеллектуальная игра в шашки является одним из наиболее распространенных видов спорта в нашей стране. Этой старинной, подлинно народной игре посвящают свой досуг множество людей различных возрастов и профессий.
Теоритическим и практическим аспектам обучения детей игре в шашки уделяют внимание В. Н. Сидорычев, Б. М. Герцензон, В. К. Погребной, В. Я. Юзик, Е. М. Юровский, Л. П. Кондратьева, О. А. Романчук. Взгляды выше перечисленных специалистов обращены на обучение детей дошкольного и школьного возрастов игре в шашки.
Однако проблеме использования шашечных игр в качестве средства развития логического мышления у детей дошкольного возраста уделяется незначительное внимание. Отсутствие достаточного количества методической литературы по данной проблеме снижает эффективность работы дошкольных организаций в данном направлении.
Наиболее распространенным путем развития логического мышления у детей дошкольного возраста является использование синкретического вида деятельности (синкретизм - смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, сочетающего элементы спорта, науки и искусства и, ввиду этого, обладающее неисчерпаемым потенциалом развития широкого спектра важных личностных качеств. Таким видом деятельности мы считаем обучение детей игре в шашки.
Цель: формирование интереса к игре в русские шашки.
Задачи: активизировать мыслительную деятельность, тренировать память, внимание, находчивость, смекалку.
Развивать логическое мышление, чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации.
Воспитывать инициативу и самостоятельность, спокойствие и настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать с достоинством.
Воспитывать отношения к шашкам как к серьезной и полезной игре, имеющей спортивную и творческую направленность.
Методы и приемы
- Игровые: игры подвижные и малоподвижные с правилами, игры-путешествия, игры – соревнования, игры-конкурсы, интеллектуальные игры (викторины). Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры», игра «Взятие шашки».
- Словесные: беседа («Зайкины шашки», «В гостях у знатока шашек Знайки», рассказ («Шашечная доска и шашки», сказка («Королевство шашек», объяснение.
- Наглядные: показ видеоматериалов, показ педагога позиций на доске.
- Практические: задачи, упражнения, конкурсы, сеансы одновременной игры, тренировочные партии, матчи.
- Проблемно-поисковые: эвристическая беседа «А что, если?»; создание проблемной ситуации, постановка проблемных вопросов и задач, формирование гипотезы, доказательство гипотезы (сравнения, логические рассуждения, исследовательский опыт, выводы и обобщения). Дидактические задания «Атака неприятеля», поисковая операция «Задания умной Совы».
Образовательные технологии:
- игровая технология (интеллектуальные и дидактические игры по развитию логического мышления, подвижные игры);
- ИКТ (компьютерные программы, слайд - лекции);
- здоровьесберегающая технология (динамические паузы, подвижные игры, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика);
- личностно-ориентированные технологии (индивидуально-дифференцированный и деятельностный подход при обучении игре в шашки).
Прогнозируемый результат
- У детей развито логическое мышление, память, внимание, находчивость, смекалка.
- Дети владеют правилами игры в русские шашки.
- У дошкольников сформировано умение разрешать проблемные ситуации.
- Сформировано отношение к шашкам как к серьезной и полезной игре, имеющей спортивную, творческую и интеллектуальную направленность.
- Воспитано спокойствие и настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать с достоинством.
План реализации проекта
№ Этапы проекта План действий Сроки реализации Ответственные
I Подготовительный 1. Наблюдение за детьми в свободной деятельности, выявление их интересов.
2. Проведение бесед с родителями детей, увлекающихся игрой в шашки.
3. Проведение родительского собрания по теме «Интересы наших детей».
4. Выявление темы проекта, организация инициативной группы в составе педагогов ДОУ, детей и родителей.
5. Сбор и анализ методической литературы, пособий по проблеме проекта, определение источников информации.
6. Включение игр и задач из авторского методического пособия Шерстобитовой Л. А. «Логоритмик» по развитию логического мышления в образовательный процесс:
- задачи на развитие логического мышления: «Кто быстрее найдет», «Живые числа», «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет»,
«Заштопай коврики», «Найди парную картинку», «Загадки»;
- упражнения на развитие памяти: «Собери портфель в школу», «Собери рюкзак в поход», «Рифмовка», «Ассоциации», «Инструкция»;
- упражнения на развитие внимания: «Найди отличия», «Доведи Петю до домика», «Лабиринт».
Сентябрь – ноябрь
2018
Воспитатели, дети, родители.
II Организационный 1. Создание группы из детей и взрослых, уже умеющих играть в шашки и способных научить других, и привлечение ребят, желающих приобщиться к игре.
2. Вовлечение родителей в процесс совместной деятельности по реализации проекта.
3. Знакомство детей с теорией игры в шашки :
- беседы: «Зайкины шашки», «В гостях у знатока шашек Знайки»;
- рассказ («Шашечная доска», «Шашки»);
- сказка («Королевство шашек»);
игра-путешествие «Задания умной совы»,
- Занятия:
o «Ходы»,
o «Бой»,
o «Взятие»,
o «Мостик»,
o «Дамка»,
o «Повторение»,
o «Лесной урок».
Ноябрь, декабрь, 2018
Январь 2019
Воспитатели, дети, родители.
III Основной 1. Закрепление практических навыков:
- игра в шашки парами,
- тренировочные партии,
- игра-соревнование командами,
- игра с детьми параллельных подготовительных групп,
- сеансы одновременной игры (с участием родителей,
- турниры,
- матчи.
2. Наглядная информация для родителей о пользе и правилах игры в шашки.
3. Поиск сайтов по обучению детей игре в шашки.
4. Доведение до сведения родителей ссылок на сайты по обучению дошкольников игре в русские шашки.
5. Информационно-просветительская работа (консультации, наглядная агитация, памятки, индивидуальные беседы с родителями).
Январь, февраль, март 2019
IV Итоговый (аналитический) Праздник -
развлечение «Шашки - зарядка для ума».
Результативный блок
После проведенной работы отмечены следующие положительные результаты:
- увеличено количество детей, увлеченных игрой в русские шашки;
- сформирован интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу;
- у детей отмечены проявления инициативы и самостоятельности, проявляющиеся в умении занять свое свободное время в течение дня полезной деятельностью;
- заметно повышена развитость умения анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности, обобщать и делать выводы;
- налицо сплочение детско-родительского и педагогического сообщества.
Март 2019
Воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители.
Список литературы:
1. Барский Ю. П., Герцензон Б. П. Приключения на шашечной доске. – Л. : Лениздат, 1969. – 128 с.
2. Погрибной В. К., Юзюк В. Я. Шашки для детей/. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/ Д: Феникс, 2010. – 137 с.
3. Романчук О. А., «Юному шашисту», - М. : Просвещение, 2009.
4. Сидоричев В. Н. Русские шашки для дошкольников.
5. Юровский Е. М., Кондратьева Л. П. «Зайкины шашки» (обучение дошкольников игре в шашки).