МААМ-картинки

Это интересно! Из опыта работы. Сказкотерапия

Курышова Наталия Николаевна
Это интересно! Из опыта работы. Сказкотерапия
▼ Скачать + Заказать документы

Из опыта работы. Сказкотерапия в работе с дошкольниками.

Воспитатель :Курышова Н. Н

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,

чтобы войти в действительность новыми путями, может

помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».

Д. Родари.

Откуда взялась сказкотерапия

Публикация «Это интересно! Из опыта работы, Сказкотерапия» размещена в разделах

Сам метод развития через сказки появился в конце 60-х годов двадцатого века и начал активно использоваться педагогами разных стран. Основан метод на древних методах воспитания. Наши прабабушки и их прабабушки, вместо того, чтобы ставить в угол провинившегося ребенка, рассказывали ему рассказ или притчу, из которой становилась ясна суть поступка.

Метод сказкотерапии позаимствовал некоторые черты у арттерапии. Он направлен на разрешение личностных, поведенческих и эмоциональных проблем.

Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку.

Что такое сказкотерапия?

• это лечение сказками, т. е. совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими;

• Это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

• Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.

• Это процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

• это процесс экологического образования и воспитания ребенка;

• это процесс улучшения внутренней природы и природы мира вокруг нас;

Цели и задачи сказкотерапии :

· активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания

— Создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления.

— Стимулирование творческого самовыражения.

— Формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

— Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.

— Развитие умения преодолевать трудности и страхи.

— Выявление и поддержка творческих способностей.

— Формирование навыков конструктивного выражения эмоций.

— Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Преимущество сказок для личности ребенка:

— Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.

— Неопределенность места действия главного героя.

— Образность языка. Кладезь мудрости.

— Победа Добра. Психологическая защищенность.

— Наличие Тайны и Волшебства

Принципы работы со сказками :

— 1. Принцип осознанности.

— 2. Принцип реальности

— 3. Принцип жизненной силы (поиск резерва и ресурса).

— 4. Принцип многогранности.

— 5. Принцип связи с реальностью.

Основные виды сказок для детей дошкольного возраста, применяющихся сказкотерапевтами :

1. Народные сказки : мудрость народа, простота и доступность сюжета, отсутствие лишних деталей способствуют воспитанию нравственных чувств. Примеры: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Волк и семеро козлят”, “Гуси-Лебеди”, “Колобок”, “Маша и медведь” и другие.

2. Авторские: сказки Ханса Кристиана Андерсона, Шарля Перо, Александра Пушкина, Эрнста Теодора Амадея Гофмана, Павла Бажова и многих других писателей-сказочников.

3. Психотерапевтические: их характерной особенностью является счастливый конец, который, тем не менее, оставляет в сознании ребёнка определённый вопрос, ведущий к стимуляции процесса личностного роста.

4. Дидактические сказки всегда используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребё нка символы: буквы, цифры становятся одушевлёнными.

5. Психокоррекционные сказки создаются и рассказываются ребёнку для ненавязчивого мягкого влияния на его поведение.

6. Медитативные сказки используются для того, чтобы сформировать у ребёнка представление о том, что существуют позитивные модели взаимоотношений с окружающим его миром и другими людьми. Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие в их сюжете отрицательных героев и конфликтов.

7. Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также особенности его характера.

Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы.

Этот загадочный мир детской души, как он многолик и разнообразен! И познать его взрослому человеку порой бывает нелегко. Но не все так безнадежно, ведь каждый из нас тоже был когда-то ребенком, и нас тревожили те же проблемы и вопросы, которые интересуют сегодня наших малышей. Нам стоит лишь вспомнить и мы окажемся в волшебном мире детства.

А в детстве самое главное – это сказка ведь с помощью сказки маленький человек учится преодолевать различные жизненные преграды, познает этот огромный многообразный мир, готовится к взрослой жизни.

Процесс познания мира подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок. Сказка, передающая жизненный опыт многих поколений, часто бывает самой короткой дорожкой, по которой можно подойти к внутреннему миру ребенка.

Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, методико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.

Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо двигаться. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, которые я использую в своей работе, позволяют помочь ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. Можно выделить важнейшие тезисы: глубинный смысл сказки и ее мораль; сказка – источник жизненного опыта, традиций; психологическая защищенность (счастливый конец); ореол тайны и волшебства.

Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии.

В детстве мы все обожали слушать сказки. В зависимости от настроения дети могут представлять себя тем или иным героем.

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что многие родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка?

И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Важную роль здесь играет воображение.

Занимаясь с детьми сказкотерапией, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Самое интересное для меня в работе с детьми – это возможность через развитие детского творчества решать нетрадиционно многие детские проблемы: робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один, придумывать различные концовки.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто сапоставляет себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Сказкотерапия позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям дошкольного возраста.

Структура занятия на основе сказкотерапии содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой, основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой. Рекомендуется в начале каждого занятия провести упражнение на единение и эмпатию (это умение не просто понимать человека и сочувствовать ему, но и полностью проникать в его внутренний мир и ощущать конкретную ситуацию на себе. Это редкий дар смотреть на мир чужими глазами и принимать чью - то точку зрения. Эмпатией просто обязаны обладать педагоги, врачи, психиаторы и все те, кто по своей работе сталкивается с людьми). Какие же это упражнения? Это такие, как передача по кругу “волшебного” огонька свечи, “волшебного” клубочка или цветка с добрыми пожеланиями друг другу. Дети привыкнут и будут знать, что войти в сказку можно лишь человеку с открытым сердцем и добрыми намерениями, и только тогда он познает все мудрые уроки сказки. Заканчивать лучше каждое занятие релаксационной паузой или медитацией, когда дети представляют себе что-то заданное педагогом, “переваривают” и усваивают полученную информацию, снимают возбуждение от активной деятельности, готовясь к возвращению в группу. По окончании отдыха можно выполнить символические действия, забирая с собой все важное, что было сегодня с ними, и чему они научились у сказочных героев. Постоянное соблюдение этих ритуалов доставляет радость детям, облегчает их настрой на занятие и переход к повседневной деятельности.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. всё, что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны. Но это можно делать не в один приём.

Что могут дать такие сказки для детей? Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что мы - взрослые на его стороне. Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т. е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим. В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима. Также в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение.

Приемы сказкотерапии вполне могут освоить родители. Однако им необходима наша помощь, т. е. помощь педагогов, консультации, рекомендации. Можно рассказать им следующее : если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен, нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: "Жил-был мальчик, очень похожий на тебя. "). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия - это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо чтобы малыш мог видеть в главном герое себя). Затем, выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его.

Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку "Заяц-хвастун", легкомысленному и шаловливому "Приключения Незнайки", эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", а робкому и пугливому - "О трусливом зайце". В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком - малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе. Здесь придут на помощь почти все методы арттерапии: цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки, игротерапия (придумать игру по сказке или инсценировать любимый отрывок, и даже музыкотерапия (подобрать мелодии подходящие по настроению тому или иному сюжету). Это поможет малышу лучше усвоить извлеченный из сказки опыт, а родителям - лучше понять своего ребенка.

Дети с большим интересом участвуют в инсценировании сказок.

В процессе своей практики я сталкивалась с вопросом: читать или рассказывать сказку? Я отдала предпочтение рассказыванию, поскольку это создает атмосферу более эмоциональной близости и полноценному поддержанию значимому зрительному контакту. Но не стоит пренебрегать и чтением, поскольку чтение, в свою очередь, помогает ввести ребенка в мир книг, что ему весьма пригодится в будущем.

Мы очень верим и надеемся, что сказки помогут нашим детям : разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут им чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!

Муниципальное образовательное учреждене МДОУ №15 «Ручеек» гРтищево Саратовской области

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,

чтобы войти в действительность новыми путями, может

помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».

Д. Родари.

Из опыта работы. Сказкотерапия в работе с дошкольниками.

Воспитатель :Курышова Н. Н

Публикации по теме:

Фотоотчет «Космос — это интересно»Фотоотчет «Космос — это интересно» В старшей группе прошла тематическая неделя «Космос – это интересно». Для лучшего усвоения воспитанниками знаний и умений по данной теме.

Консультация из опыта работы «Лепить из соленого теста — полезно и интересно»Консультация из опыта работы «Лепить из соленого теста — полезно и интересно» Современная школа предъявляет большие требования к подготовке, знаниям, умениям детей. Лепить из соленого теста не только интересно, но.

Презентация деловой игры «Математика — это интересно» Без математики, друзья, Никак нам не прожить: Ничто не сможем посчитать, Ничто нельзя сравнить. Нам математика дана Уж много сотен лет.

Фотоотчет о тематической неделе «Космос — это интересно»Фотоотчет о тематической неделе «Космос — это интересно» Фотоотчет о тематической неделе "Космос - это интересно" МБОУ "Куломзинская СШ", воспитатель: Лобурец И. А. (2018г.) Когда- то космос казался.

Фотоотчет «Космос — это интересно!»Фотоотчет «Космос — это интересно!» Уже в дошкольном возрасте важно развивать познавательный интерес ребенка. Несмотря на то, что астрономия многим взрослым кажется сложной.

Лепбук — это интересно Сегодня вашему вниманию хочу представить лепбуки. Ну, что же такое лэпбук и как его использовать? Зачем он нужен, чем он хорош и интересен.

Нестандартное оборудование — это просто и интересно.Нестандартное оборудование — это просто и интересно. Растить детей здоровыми и сильными---главная задача каждого дошкольного учереждения. В детских садах стараются повысить двигательную активность.

Отчет о тематической неделе «Космос — это интересно»Отчет о тематической неделе «Космос — это интересно» В нашей группе прошла тематическая неделя «Космос – это интересно». По данной теме использовались информационно-коммуникационные технологии.

Презентация «Тестопластика — это интересно и полезно» Соленое тесто – простой и доступный материал в условиях детского сада, который без особых хлопот и без обжига обеспечивает достаточную сохранность.

Фотоотчет «Роботы — это интересно»Фотоотчет «Роботы — это интересно» 21 век внёс в систему образования дошкольников новые игры и развлечения. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Это интересно! Из опыта работы. Сказкотерапия
Опубликовано: 5 июня 2018 в 11:09
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Это интересно! Из опыта работы. Сказкотерапия» (включая файлы) размещена пользователем Курышова Наталия Николаевна (УИ 213799) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД