Ирина Кожевяткина
Консультация «Математика — это интересно»
▼ Скачать + Заказать документы
«Математика – это интересно!»
(Советы родителям по математическому развитию детей младшего дошкольного возраста).
Многие люди думают, что математика это всего лишь арифметика, то есть изучение чисел и действий с их помощью. На самом деле математика это намного больше - это один из способов познания и описания окружающего мира. Умение считать это еще не все, ребенку необходимо правильно и понятно выражать свои мысли.
Публикация «Консультация „Математика — это интересно“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
К трем годам малыш обычно приобретает определенный математический опыт, ведь ему каждый день приходится сталкиваться с такими вопросами как "Что это за предмет?", «Какой он?», «Сколько их?", «Где они находятся?", "Какие они по размеру?" и т. д.
Поэтому, мы взрослые, должны помочь маленькому ребенку познавать и понимать окружающий мир, научить его логически мыслить и ясно выражать свои впечатления об окружающем.
Что должен уметь ребенок в возрасте от 3 до 4 лет?
1. Ребенок должен уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке;
2. Ребенок должен уметь владеть понятиями: один - много, большой - маленький, высокий - низкий и т. д. ;
3. Ребенок должен знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный);
4. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);
5. Ребенок должен уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме.
6. Уметь сравнивать количество предметов;
7. Ребенок должен уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.
К 4 годам мы должны помочь ребенку научиться:
• складывать разрезанную картинку из 2-4 частей;
• находить и объяснять несоответствия на рисунках;
• находить лишний предмет и объяснять, почему он сделал такой выбор;
• находить сходства и различия между предметами;
• запоминать 2-3 картинки;
• запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз;
• запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза;
• запоминать какую-либо деталь или признак предмета;
• не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание;
• находить парные предметы;
• уметь из группы предметов выбирать нужный;
• обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.
Помогая ребенку младшего дошкольного возраста познавать окружающий мир необходимо помнить, что до пяти лет все основные психологические процессы ребенка - внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию. Он не может сосредоточиться или запомнить что-то по указке взрослого - он обращает внимание на то, что ему показалось ярким, интересным, что само привлекло его внимание. Общение ребенка со взрослым в этом возрасте становится ситуативно – деловым, взрослый привлекает ребенка в первую очередь как партнер по интересной совместной деятельности. Поэтому процесс обучения ребенка надо сделать для него интересным.
Работу с малышами по формированию элементарных математических представлений следует начинать как можно раньше. От того, успешно ли будет организовано первое знакомство ребенка с величиной, формой, пространственными ориентирами, зависит его дальнейшее математическое развитие.
Маленькие дети значительно лучше усваивают эмоционально яркий материал. Поэтому основное усилие должно быть направлено на то, чтобы формировать интерес к самому процессу познания, интерес к математике.
Формировать математические представления у детей можно не только на занятиях по математике в детском саду, но и в повседневной жизни, наблюдая за предметами и явлениями окружающего мира. И в этом ему должны помочь мы взрослые - педагоги и родители.
Мамы и папы, если вы заинтересованы в развитии своего ребёнка, то здесь ваша помощь неоценима.
Знакомство с математикой следует начинать тогда, когда ребёнок не занят каким-либо интересным делом. Предложите ему поиграть и не забывайте, что игра - дело добровольное! По дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, играя, знакомьте ребёнка с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве.
Малышей не учат считать, но, организуя разнообразные действия с предметами, подводят к усвоению счета, создают возможности для формирования понятия о натуральном числе. Возьмите фрукты: яблоки и бананы. Спросите ребенка, чего больше яблок или бананов? Как это можно узнать? Что для этого нужно сделать? Напоминаем, что это можно сделать без счета, путём по парного сопоставления. Понятие взаимно-однозначного соответствия для двух групп состоит в том, что каждому элементу первой группы соответствует только один элемент второй и, наоборот, каждому элементу второй группы соответствует только один элемент первой (чашек столько, сколько блюдец; ножей столько, сколько вилок, и т. п.).
Играйте с ребёнком всегда и везде. Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины.
Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет (какой формы зеркало, экран телевизора, окно и др.). Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру.
Играет ваш ребенок с машинками, спросите какая машинка больше. Построил из кубиков домики, спросите какой выше, ниже.
По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше - ниже, толще – тоньше). Способствуйте обогащению чувственного опыта вашего ребенка. Создавайте условия для сравнения доступных наблюдению объектов по величине. В общении с ребенком показывайте различные параметры величины и относительность признаков. Обогащайте словарь ваших малышей (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий, толстый, тонкий и т. д.).
Показывайте образцы грамотной речи (стул выше, чем стульчик; скамья шире, чем скамеечка; ствол кустика тоньше ствола дерева и т. п.). Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей.
Дети учатся ориентироваться в пространстве и времени. Эти понятия так же можно формировать в повседневной жизни. Играя, обращайте внимание ребёнка на то, что находится слева или справа от него, впереди – сзади, вверху, внизу. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в». Как вариант игры, можно направлять ребенка на поиски: игрушка сзади шкафа, под стулом и т. д.
Побуждайте ребё нка использовать слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра, что делал утром, днем и т. д.). Называйте детям, а потом спрашивайте их, какое сейчас время года, месяц, день недели.
Так, играя в непосредственной обстановке, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая их интерес к математике.
Желаем Вам успехов в этом интересном и познавательном деле.
Литература :
• А. В. Белошистова «Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики» М., Владос, 2003.
• «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. СПб., Детство-Пресс, 2006.
• Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей до 3 лет» М., ТЦ Сфера, 2003.
Материал подготовила воспитатель Кожевяткина Ирина Алексеевна.
(МБДОУ «Детский сад № 26» г. Нижний Новгород)
«Математика – это интересно!»
(Советы родителям по математическому развитию детей младшего дошкольного возраста).
Многие люди думают, что математика это всего лишь арифметика, то есть изучение чисел и действий с их помощью. На самом деле математика это намного больше - это один из способов познания и описания окружающего мира. Умение считать это еще не все, ребенку необходимо правильно и понятно выражать свои мысли.
К трем годам малыш обычно приобретает определенный математический опыт, ведь ему каждый день приходится сталкиваться с такими вопросами как "Что это за предмет?", «Какой он?», «Сколько их?", «Где они находятся?", "Какие они по размеру?" и т. д.
Поэтому, мы взрослые, должны помочь маленькому ребенку познавать и понимать окружающий мир, научить его логически мыслить и ясно выражать свои впечатления об окружающем.
Что должен уметь ребенок в возрасте от 3 до 4 лет?
1. Ребенок должен уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке;
2. Ребенок должен уметь владеть понятиями: один - много, большой - маленький, высокий - низкий и т. д. ;
3. Ребенок должен знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный);
4. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);
5. Ребенок должен уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме.
6. Уметь сравнивать количество предметов;
7. Ребенок должен уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.
К 4 годам мы должны помочь ребенку научиться:
• складывать разрезанную картинку из 2-4 частей;
• находить и объяснять несоответствия на рисунках;
• находить лишний предмет и объяснять, почему он сделал такой выбор;
• находить сходства и различия между предметами;
• запоминать 2-3 картинки;
• запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз;
• запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза;
• запоминать какую-либо деталь или признак предмета;
• не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание;
• находить парные предметы;
• уметь из группы предметов выбирать нужный;
• обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.
Помогая ребенку младшего дошкольного возраста познавать окружающий мир необходимо помнить, что до пяти лет все основные психологические процессы ребенка - внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию. Он не может сосредоточиться или запомнить что-то по указке взрослого - он обращает внимание на то, что ему показалось ярким, интересным, что само привлекло его внимание. Общение ребенка со взрослым в этом возрасте становится ситуативно – деловым, взрослый привлекает ребенка в первую очередь как партнер по интересной совместной деятельности. Поэтому процесс обучения ребенка надо сделать для него интересным.
Работу с малышами по формированию элементарных математических представлений следует начинать как можно раньше. От того, успешно ли будет организовано первое знакомство ребенка с величиной, формой, пространственными ориентирами, зависит его дальнейшее математическое развитие.
Маленькие дети значительно лучше усваивают эмоционально яркий материал. Поэтому основное усилие должно быть направлено на то, чтобы формировать интерес к самому процессу познания, интерес к математике.
Формировать математические представления у детей можно не только на занятиях по математике в детском саду, но и в повседневной жизни, наблюдая за предметами и явлениями окружающего мира. И в этом ему должны помочь мы взрослые - педагоги и родители.
Мамы и папы, если вы заинтересованы в развитии своего ребёнка, то здесь ваша помощь неоценима.
Знакомство с математикой следует начинать тогда, когда ребёнок не занят каким-либо интересным делом. Предложите ему поиграть и не забывайте, что игра - дело добровольное! По дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, играя, знакомьте ребёнка с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве.
Малышей не учат считать, но, организуя разнообразные действия с предметами, подводят к усвоению счета, создают возможности для формирования понятия о натуральном числе. Возьмите фрукты: яблоки и бананы. Спросите ребенка, чего больше яблок или бананов? Как это можно узнать? Что для этого нужно сделать? Напоминаем, что это можно сделать без счета, путём по парного сопоставления. Понятие взаимно-однозначного соответствия для двух групп состоит в том, что каждому элементу первой группы соответствует только один элемент второй и, наоборот, каждому элементу второй группы соответствует только один элемент первой (чашек столько, сколько блюдец; ножей столько, сколько вилок, и т. п.).
Играйте с ребёнком всегда и везде. Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины.
Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет (какой формы зеркало, экран телевизора, окно и др.). Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру.
Играет ваш ребенок с машинками, спросите какая машинка больше. Построил из кубиков домики, спросите какой выше, ниже.
По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше - ниже, толще – тоньше). Способствуйте обогащению чувственного опыта вашего ребенка. Создавайте условия для сравнения доступных наблюдению объектов по величине. В общении с ребенком показывайте различные параметры величины и относительность признаков. Обогащайте словарь ваших малышей (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий, толстый, тонкий и т. д.).
Показывайте образцы грамотной речи (стул выше, чем стульчик; скамья шире, чем скамеечка; ствол кустика тоньше ствола дерева и т. п.). Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей.
Дети учатся ориентироваться в пространстве и времени. Эти понятия так же можно формировать в повседневной жизни. Играя, обращайте внимание ребёнка на то, что находится слева или справа от него, впереди – сзади, вверху, внизу. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в». Как вариант игры, можно направлять ребенка на поиски: игрушка сзади шкафа, под стулом и т. д.
Побуждайте ребё нка использовать слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра, что делал утром, днем и т. д.). Называйте детям, а потом спрашивайте их, какое сейчас время года, месяц, день недели.
Так, играя в непосредственной обстановке, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая их интерес к математике.
Желаем Вам успехов в этом интересном и познавательном деле.
Литература :
• А. В. Белошистова «Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики» М., Владос, 2003.
• «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. СПб., Детство-Пресс, 2006.
• Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей до 3 лет» М., ТЦ Сфера, 2003.
Материал подготовила воспитатель Кожевяткина Ирина Алексеевна.
(МБДОУ «Детский сад № 26» г. Нижний Новгород)