Анна Главатских
Проект «Семейный клуб «Здоровый ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Семейный Клуб «Здоровый ребенок»»
Автор – составитель Главатских Анна Николаевна
Должность инструктор по физическому воспитанию
Введение.
Семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. Современная форма дошкольного образования открывает новые возможности сотрудничества педагогов и родителей на принципах равенства, партнерства, равнозначности. Взаимодействие педагогов и родителей определяется главной и общей целью – воспитание здорового ребенка, развитие личности в целом. Этой цели подчинена вся работа, проводимая в дошкольном учреждении.
Публикация «Проект „Семейный клуб „Здоровый ребенок“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Семейные проекты
- Семейный клуб.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания – эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство само ценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. По большому счету, ответственность за воспитание ребенка несет семья, а дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей.
Бесспорно, родители лучше всех других взрослых знают и любят своего ребенка. Но иногда они, не имея опыта воспитания детей, могут принести вред. К сожалению, анкетирование, проведенное в начале работы, показало, что уровень знаний и умений родителей в области организации здорового образа жизни является не высоким, что 70% родителей нуждаются в помощи специалистов детского сада. Ребенок дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию родителей. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания и оздоровления и не имеет необходимых знаний, то все труды по воспитанию ребенка в дошкольном учреждении будут напрасны.
I Пояснительная записка
В современном обществе закономерностью является ослабление иммунной системы, чаще регистрируются травмы, выше заболеваемость ОРВИ, лишний вес. Данная тенденция связывается с тем, что многие дети подолгу сидят у телевизора, за компьютером, что увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает утомление, снижается сила, работоспособность скелетной мускулатуры. Все это влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку развития физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Таким образом, физическое развитие детей и их здоровье зависит от комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических факторов (режим, рациональное питание, гигиена одежды и помещения); средств физического воспитания (физические упражнения, движение, закаливание).
В совместной работе детского сада и семьи по физическому воспитанию я широко использую консультации, родительские собрания, беседы. Но ни одно из перечисленных мероприятий не может заменить тот практический, эмоциональный опыт, который получают родители, непосредственно участвуя в занятиях. Они помогают инструктору, могут попробовать себя в качестве тренера. При совместной деятельности даже малоподвижные дети активно включаются в игру, ведь самый действенный фактор в воспитании – личный пример взрослых. Проведение досугов с родителями способствует установлению взаимопонимания в вопросах физического воспитания и развития ребенка, позволяет обеспечить эффективность работы по оздоровлению детей в семье и детском саду.
Среди родителей детей второй младшей группы «Земляничка» было проведено анкетирование на тему «Какое место занимает физкультура в вашей семье» с целью изучения знаний родителей по вопросам оздоровления детей, о привитии здорового образа жизни, их отношении к занятиям физкультурой и спортом, а также потребности в совместной работе с ДОУ по укреплению здоровья малышей. Итоги анкетирования показали, что многие родители имеют недостаточные или отрывочные знания о разнообразных способах оздоровления и хотели бы повысить свою компетенцию в вопросах укрепления здоровья ребенка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр.
Помочь семье в решении задачи сохранения и укрепления здоровья ребенка я решила путем создания на базе ДОУ семейного клуба «Здоровый ребенок».
В основе деятельности семейного клуба – принцип добровольности. Каждое занятие состоит из двух частей: теоретической (предоставляется информация для повышения родительской компетентности по вопросам воспитания, образования и оздоровления детей, и практической ( совместная деятельность родителей и детей в различных формах: игровое занятие, мастер – класс, тренинги.
Девиз клуба «Здоровый ребёнок – умный ребёнок».
В начале своей работы я определила цель и задачи по ее реализации.
Цель: сохранение и укрепление здоровья ребенка в процессе формирования валеологической культуры семьи.
Задачи:
1. формирование жизненно необходимых умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
2. создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
3. воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей и родителей;
4. обеспечение физического и психического благополучия семьи;
В систему моей работы с семьей входит: изучение потребностей семьи, планирование работы семейного клуба, организация и проведение занятий, анализ результатов работы.
Всю работу построила в несколько этапов:
I этап - ознакомительный. Провела анкетирование родителей. Родители изначально, принимавшие участие в мероприятиях семейного клуба, отметили важность систематических занятий спортом, формирования у детей знаний о способах укрепления здоровья, значимость совместной деятельности.
II этап – подготовительный. Исходя из интересов детей и родителей, задач по реализации поставленной цели, разработала перспективный план клуба «Здоровый ребенок». При планировании учитывала возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы и потребности, способы и методы совместной организации детей и родителей.
III этап – организационный. Для того, чтобы занятия с детьми и родителями приносили удовольствие использую разнообразные варианты их проведения: занятия, состоящие из подвижных игр, традиционные, физкультурно – оздоровительные занятия. Для обеспечения комплекса мероприятий по формированию валеологической культуры семьи одних занятий физическими упражнениями недостаточно, должно быть еще и валеологическое просвещение родителей. С этой целью провожу консультации для родителей о закаливании с привлечением медперсонала. Для закрепления основных видов движений, игровых упражнений, а также упражнений по профилактике плоскостопия и осанки родителям предлагаю выполнять упражнения дома, играть в игры. Систематические занятия в семейном клубе «Здоровый ребенок» способствуют созданию прочного фундамента здоровья, обеспечивают гармоничное развитие детского организма, вырабатывают у детей и взрослых полезные привычки и потребности, которые со временем будут ими осознаны и подружат их с физкультурой на всю жизнь.
Меня, как педагога, такое положение дел радует, это придает мне уверенности и желания работать дальше на благо детей и их родителей. Мне очень хочется, чтобы мои воспитанники были здоровыми, яркими, и неповторимыми.
Срок реализации: 2 года.
Основные принципы:
• Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
• Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
• Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
• Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей - в детском саду.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение активности родителей в образовательном процессе, в укреплении здоровья детей и их физического совершенствования.
2. Систематизация знаний родителей по вопросам здорового образа жизни детей.
3. Увеличение количества детей с высоким уровнем физического развития.
4. Появление у детей мотивации к здоровому образу жизни
Условия реализации проекта :
1. Наличие спортивного зала.
2. Недопущение высоких физических нагрузок.
3. Время проведения занятий (2 раза в месяц, во второй половине дня, не более 30 мин.)
Используемые методы и приемы:
1. консультация;
2. тренинги;
3. семинар-практикум;
4. просмотр видеороликов и презентаций;
5. выпуск семейной газеты;
6. дискуссии;
7. обобщение и пропаганда передового семейного опыта.
Заключение.
В результате реализации проекта создана модель взаимодействия всех участников проекта (педагогов, детей и их родителей, которая обеспечит более качественную физическую подготовку детей к школе и пролонгацию достигнутых результатов, внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Соблюдены все гигиенические условия для физического развития воспитанников.
Успешное продвижение основного направления концепции проекта среди участников в разнообразных формах взаимодействия.
В перспективе планируется: расширить работу клуба в рамках всего детского сада, вовлекая родителей всех возрастных групп. Привлечь к более тесному сотрудничеству таких специалистов как психолог, социальный педагог, педиатр.