Капуста Янина Александровна
Проект «Секреты воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный проект «Секреты воды!»
Тип проекта : познавательно-практический
Участники проекта : дети подготовительной группы (6-7 лет, родители воспитанников, воспитатели группы.)
Срок реализации проекта : Краткосрочный (одна неделя)
Цель: формирование начальных форм экологической культуры. Обобщение и расширение знаний детей дошкольного возраста об объекте неживой природы – воде.
Задачи:
Обучающие задачи:
Публикация «Проект „Секреты воды“» размещена в разделах
-Дать знания о том, что вода нужна всему живому на Земле.
-Закрепить знания детей о свойствах воды
Развивающие задачи:
-Развивать познавательно-исследовательскую деятельность.
-Развитие творческого потенциала.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам, в частности к воде, как источнику жизни человека и всего живого.
Актуальность проекта :
В результате бесед с детьми выяснилось, что детям интересно было бы узнать, что происходит с водой, какие у неё свойства, откуда берётся вода в кране, почему идёт дождь, снег. Есть ли вода в организме человека? Как вода помогает всему живому жить и расти? Кто живёт в воде?
Задача взрослых (воспитателей и родителей) – научить детей самостоятельно добывать знания, исходя из опытно-экспериментальной работы, делать выводы и умозаключения в ходе знакомства с водой, бережно относиться к природным ресурсам Родины.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
- обсуждение цели и задач с участниками проекта;
- изучение соответствующей литературы по теме проекта;
- создание необходимых условий для реализации проекта;
-подбор дидактического и наглядного материала;
- беседы с родителями и домашнее задание для них по теме проекта.
Основой этап – практический:
- формирование знаний детей о свойствах воды (без цвета, без запаха, без вкуса, не имеет формы)
- изготовление книжек-малышек на тему «Вода нужна всегда!»;
- проведение занятия по развитию речи по теме «Волшебница вода!»
- занятие по оригами «Капелька»
- опыты и эксперименты с водой – практическое занятие.
* «Тонет – не тонет». Погружение в воду различных предметов.
* «Больше - меньше». Погружение камушков в воду – выталкивание воды.
* «Прозрачная-мутная». Окрашивание воды красителями, заварка, кофе.
* «Солёная- сладкая». Добавление в воду соли, сахара – изменение вкуса.
- доклады детей на тему: «Кто живёт в воде?»
- выпуск стенгазеты «Вода-это жизнь!»;
- оформление выставки в книжном и природном центрах.
- выставка рисунков «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан» ;
- праздник «День рождения у Капельки».
Заключительный этап:
- обработка результатов по реализации проекта ;
- повышение уровня знаний и представлений по вопросам проекта;
-приобретение экологически-ценного опыта поведения на природе;
- повышение воспитательской компетентности родителей в экологическом образовании дошкольников;
Ожидаемые результаты:
- создание необходимых условий в группе по формированию целостного представления о воде, как источнике всего живого на Земле;
- заинтересованность детей совместно с родителями в изготовлении книжек, стенгазеты, поделок из природного материала (ракушки, камушки)
- активное участие родителей в реализации проекта.
План мероприятий:
Беседы: «Кому нужна вода?»,
«Какой бывает вода?»
«Берегите воду!»
Дидактические игры:
«Собери картинку» - разрезные карточки (ручей, река, озеро, болото, море, океан).
Лото: «Кто живёт в воде?»
«Плавает – не плавает»
«Определи по контуру – найди по тени»
«Что перепутал художник?»
Загадки о водоёмах. Загадки: Снег, лёд, снежинка, капелька, росинка.
Подвижные игры:
«Суша-вода»,
«Барсук и дети»,
«Крокодилы»,
«Берег и река»,
«Быстрые рыбки»
Чтение художественной литературы:
Д. Харрис «Почему вода мокрая?»,
А. Шевченко «Где начинается вода?»,
В. Тамбы «Гонки на воде»
Слушание: «Звуки природы – шум дождя, водопад, ручеёк, шум моря»
Художественное творчество:
Оригами «Капелька»
«Кто живёт в пруду?»
Не умыться, не напиться без воды!
Листику не распуститься без воды
Без воды прожить не могут,
Птица, зверь и человек!
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Приложение:
Загадки о воде в природе с ответами.
Много меня - пропал бы мир,
Мало меня - пропал бы мир
(Вода)
Книзу летит капельками,
А кверху - невидимкою.
(Вода)
В жаркий день
Самой желанной бывает.
(Вода)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(Вода)
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?
(Вода)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода)
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
(Река)
Течет, течет -
Не вытечет,
Бежит, бежит-
Не выбежит.
(Река)
Зимой спит,А летом шумит.
(Река)
Нет ног, но на месте она не стоит,
Ложе есть, но не спит,
Не котел, но бурлит,
Не гроза, но гремит.
Нет рта, но она никогда не молчит.
(Река)
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без.
(Воды)
Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.
(Болото)
В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется.
(Река)
Кругом вода, а с питьем беда. (Море)
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит.
(Лужа)
Что за звездочки сквозные на пальто и на платке.
Все сквозные, вырезные, а возьмешь — вода в руке?
(Снежинка)
Посреди поля лежит зеркало:
стекло голубое, рама зеленая.
(Пруд)
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без. (Вода)
В тихую погоду — нет нас нигде,
А ветер подует — бежим по воде. (Волны)
По морю идёт-идёт,
А до берега дойдёт —
Тут и пропадёт. (Волна)
Течёт, течёт — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит. (Речка)
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без. (Воды)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать? (Вода)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Кругом вода, а с питьём беда. (Море)
Два братца
В воду глядятся,
В век не сойдутся. (Берега)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик — в роднике,
А широкий — в море. (Река)
Нет ног, но на месте она не стоит,
Ложе есть, но не спит,
Не котёл, но бурлит,
Не гроза, но гремит.
Нет рта, но она никогда не молчит. (Река)
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеёк)
Кто бежит по горным склонам,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зелёной
Прячет хвостик голубой? (Ручей)
Видно, речка замерзала
И укрылась одеялом,
А раскрыться вряд ли сможет,
Если солнце не поможет.
Но когда весна придёт,
Одеяло пропадёт. (Лёд на реке)
Беседа «Кому нужна вода?»
Воспитатель: Ребята, можно нам подружиться со всей окружающей природой: с деревьями, птицами, животными?
Дети: Можно.
Воспитатель: А сейчас мы будем искать друзей.
Собирайтесь в путь скорей
Чтоб было веселей
Надо нам найти друзей
Воспитатель: Выбирайте себе друга, с кем хотите дружить.
Воспитатель: Вашим друзьям нужна вода или нет?
Егор: Всем нужна водичка
И рыбке и птичке,
И деревьям в лесу,
И цветочкам на лугу,
И котятам и тигрятам
Даже маленьким ребятам
Везде и всегда
Помогает нам вода.
Вывод: Значит вода – это друг человека. Она помогает ему во всем: воду надо беречь, экономить, следить, чтобы зря не утекала, закрывать кран, если вода не нужна.
Мила: Человек запомни навсегда
Символом жизни на земле вода
Экономь ее и береги
Мы ведь на планете не одни.
Ребята, я к вам обращаюсь за помощью. У меня промокли сапожки, когда я шла на работу. Я не знаю, откуда появилась вода. Чтоб решить эту проблему, нужно знать свойства воды.
Воспитатель: Ребята, так что же такое вода? Как вы думаете?
Ответы детей – вода это жидкость, она течет. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
Давайте проведем опыт.
Опыт 1
Хотите перелить воду из одного стакана в другой (ответы детей)
Почему вода перелилась из одного стакана в другой? (вода жидкая)
Отметим наш результат опыта вот таким символом.
Опыт 2
Воспитатель: Воду пьют, чтобы утолить жажду. Попейте и вы.
Что вы пили? (воду) Какая она? Сладкая? Соленая? Горькая? Она вкусная? (нет)
Почему?
Вывод: Вода не имеет вкуса, она безвкусная. Отметим результат нашего опыта таким
символом.
Опыт 3
Нужно взять стакан с водой и понюхать. Имеет ли вода запах? Как вы думаете?
(нет, вода не имеет запаха) – вывешиваем символ. Почему мы отметили вот таким
символом?
Опыт 4
Перед вами стоят два стакана воды. Скажите, что в них налито (молоко или вода).
Поставьте на картинку стакан с водой и стакан с молоком.
Воспитатель: Вам видно, что нарисовано на картине?
(там, где вода, видно картину, а где молоко нет) Почему?
Вывод: Вода прозрачная. Отметим результат нашего опыта вот таким символом.
Воспитатель: Ребята, чтобы зря не выливать воду, мы с вами этой водой польем
цветы.
Дети поливают цветы.
Воспитатель: Цветы у нас что делают? (Пьют воду)
Воспитатель: Ребята, давайте перечислим ещё раз все свойства воды.
Беседа: «Берегите воду!»
Цель: Привить детям навыки экологически грамотного поведения на водоёмах, показать красоту и ранимость природы, зависимость состояния водоёмов от отношения людей, помочь понять необходимость бережного к ним отношения.
Рассказать детям о необходимости беречь воду, показать, что вода - богатство, которое ничем не заменишь.
Воспитатель: Ребята, любите ли вы купаться в ванне и под душем?
Ответы детей: Да, конечно!
Воспитатель: А умеете ли вы плотно закрывать кран? Всегда ли вы следите, чтобы из крана попросту не текла вода?
Ответы детей: Нет.
Воспитатель: Понимаете, только тот умеет правильно пользоваться водопроводной водой, кто следит, чтобы кран, когда вода уже не нужна, был плотно закрыт.
Ребята вспомните, для чего мы используем водопроводную воду?
Ответы детей: (Перечисляют, для чего используется вода в быту). Для мытья посуды, для поливки цветов, для питья и т. д.
Воспитатель: А не случалось ли так, что в кране не было воды?
Ответы детей: Да, случалось, и мы не могли помыть руки, не могли приготовить еду.
Воспитатель: Вот видите, как трудно приходится, если в кране нет воды. Ведь возможность пользоваться ванной, душем- это большое благо. И чтобы в кране всегда была чистая вода, многие люди затрачивают большой труд. Мы с вами уже говорили о том, что в реки и озёра попадают грязные стоки, поэтому вода в них перестала быть чистой, и прежде чем она попадёт к нам в кран её приходиться очищать. Помните, какие специальные приспособления для этого используют?
Ответы детей: Очистные сооружения.
Воспитатель: Правильно, очистные сооружения. А если кран остаётся открытым, то текущая из него чистая вода, смешивается с грязной и тоже попадает в очистные сооружения, так что они вынуждены перерабатывать ещё большее количество воды. С каждым годом качество чистой воды ухудшается, поэтому воду надо беречь, и один из способов- не тратить воду попросту, плотно закрывать кран.
Перед детьми надо поставить задачу: после мытья рук, плотно закрывать кран.