Юлия Климкина
Проект «Секреты дружбы» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта: «Секреты дружбы»
Продолжительность проекта: средняя (2 недели).
Тип проекта: творческо-информационный, игровой.
Участники проекта:
• дети средней группы 4-5 лет
• родители
• воспитатели
Проблема: При наблюдении за детьми во время общения было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк и ссор. В совместной деятельности возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Детям еще трудно определить настроение другого человека, поэтому они не могут оказать поддержку тому ребенку, который в настоящий момент в ней нуждается.
Публикация «Проект „Секреты дружбы“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Дружба. Проекты
- Дружба. Учимся дружить
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Актуальность проекта: проблема формирования положительных взаимоотношений между детьми является актуальной, так как способствует вхождению ребенка в социум, взаимодействию с окружающими людьми. Реализация данного проекта способствует формированию дружеских взаимоотношений у детей: умение жить в коллективе, считаться с мнением других детей, адекватно оценивать себя и своих друзей, помогает усвоить нормы и правила поведения.
Цель проекта: воспитание дружеских чувств: доверия, взаимовыручки, сопереживания, создание дружеских отношений в группе.
Задачи проекта:
Воспитательные:
1. Воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.
2. Воспитывать чувство коллективизма, сплоченности, умение работать в команде.
Развивающие:
1. Развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении.
2. Развивать коммуникативные навыки, социально-коммуникативные качества (сотрудничество, терпимость, терпимость).
3. Развивать связную речь, обогащать словарный запас, побуждать к использованию в речи пословиц и поговорок.
Обучающие:
1. Расширять и систематизировать представления детей о том, что значит «Уметь дружить», научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения.
2. Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению и нарушению моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо;
Ожидаемые результаты проекта:
• у детей сформируется понятие «дружба».
• дети приобретут навыки взаимопомощи.
• закрепят навыки сотрудничества.
• в группе будет создана положительная эмоциональная атмосфера, способствующая принятию каждого ребенка.
Этапы проекта:
1. Подготовительный (14 – 20 марта).
2. Основной (21 – 25 марта).
3. Заключительный (25-27 марта).
Подготовительный этап
• Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме «Дружба», «Детский коллектив».
• Разработка проекта по реализации задач в процессе совместной деятельности по теме «Секреты дружбы». Составление плана.
• Подбор методической и художественной литературы, подбор наглядного материала, дидактических игр, музыкального сопровождения, создание картотеки мирилок и считалок.
• Работа с родителями. Домашние задания: порекомендовать чтение произведений о дружбе детям, подобрать и выучить с ребенком пословицу или поговорку о дружбе, составить вместе с ребенком рассказ о его друге, выучить мирилку из созданной картотеки.
• Беседа «О дружных ребятах». Создание с детьми коллективной аппликации «Дерево дружбы нашей группы».
Основной этап
Этические беседы, ситуативные разговоры, рассказы детей, пословицы и поговорки о дружбе; чтение художественной литературы с последующей беседой, рассматривание картинок с развивающим диалогом, словесные, коммуникативные игры, подвижные, дидактические игры, упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, пальчиковая гимнастика, игры на развитие навыков общения, создание пиктограммы «Секреты дружбы».
Заключительный этап
Создание итогового продукта проекта – коллективное панно «Секреты дружбы». Создание презентации проекта.
Механизм реализации
В группу приходит письмо от старухи Шапокляк, в котором говорится, что Шапокляк узнала о дереве Дружбы, которое сделали ребята, и ей это не нравится. Шапокляк злится и пугает ребят: дерево дружбы ребят никогда не расцветет и погибнет, потому что, они не знают секреты дружбы. Воспитатель предлагает отправиться в путешествие, чтобы найти секреты дружбы и потом ими украсить дерево Дружбы.
21.03 Воспитатель спрашивает, с каким настроением ребята отправятся в путешествие за секретами дружбы, предлагает поиграть. Встречаем Крошку Енота, слушаем и поем его песню. Разгадываем первый секрет дружбы – улыбка, хорошее настроение. Енот предлагает отправиться в путешествие на поезде. Плата за билет на поезд – улыбка и вежливое слово. Билет на руки каждому – пиктограмма первого секрета: смайлик.
• Слушание и пение песни «Улыбка».
• Игра «Мое настроение».
• Упражнение «Подари улыбку и вежливое слово.
• Подвижная игра «Поезд».
Ресурсы:
• Изображение/игрушка «Крошка Енот».
• Аудиоустройство для воспроизведения, запись песни «Улыбка» (слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского).
• Пиктограмма «Смайлик» по количеству детей.
21.03 Из поезда выходим на полянку и проверяем, все ли доехали, никто не потерялся? На полянку прилетают друзья воробьи Чик и Чирик, предлагают послушать одну историю, которая с ними приключилась. Ребята слушают, делают выводы, что с друзьями нужно делиться. Воробьи сообщают, что ребятам надо отправиться в Аптеку чуткости и доброты, чтобы получить второй секрет дружбы. В аптеке ребят под музыку встречает кот Леопольд. Объясняет, что в этой аптеке лекарства не простые, а волшебные. Они избавляют от злости, скупости, жадности. Вручает детям волшебную ленточку, которая поможет стать добрей. Ребята придумывают и рассказывают, чем они друг с другом могут поделиться. Узнают второй секрет дружбы – доброе сердце. Кот Леопольд дает каждому пиктограмму второго секрета – сердечко. • Упражнение «Назови соседа справа ласково».
• Чтение «Урок дружбы» М. Пляцковского с последующей беседой.
• Слушание песни «Если добрый ты».
• Игра «Ленточка щедрости.
• Беседа: какие игрушки можно приносить в детский сад. Составление памятки.
• Игра «Трон дружбы».
• Игра «Заколдованные принцессы».
• Игра «Котята».
Ресурсы:
• Текст «Урок дружбы» М. Пляцковский.
• Изображение/фигурки из пластилина/игрушки воробьев.
• Аудиоустройство для воспроизведения, запись песни «Если добрый ты» (М. Пляцковкий, Б. Савельев).
• Изображение или макет Аптеки чуткости и доброты.
• Изображение или игрушка кота Леопольда.
• Длинная ленточка.
• Пиктограмма «Сердечко» по количеству детей.
22.03 Чтобы найти следующий секрет дружбы, нужно добраться до аптеки «Спешу на помощь». Но Шапокляк сговорилась со злой волшебницей, и дорога превратилась в болото. Ребята придумывают, как им перебраться через болото, подходят к аптеке «Спешу на помощь». Там под музыку их снова встречает кот Леопольд. Объясняет, что в эту аптеку приходят друзья, которым нужна помощь. В аптеку обратились Зайка и Мишка. Ребята узнают, что случилось с ними и как можно помочь исправить ситуацию. Кот Леопольд рассказывает еще о других посетителях аптеки и их ситуациях. Делаем вывод, что в дружбе важна взаимопомощь. Леопольд спрашивает ребят, чем они могут помочь друг другу. Ребята рассказывают. Леопольд дает взамен каждому пиктограмму третьего секрета – красный крестик.
• Игра «Переправа».
• Слушание песни «Настоящий друг».
• Игровая ситуация «Зайка и Мишка».
• Рассматривание картинок с диалогом.
• Упражнение «Как я могу помочь другу».
Ресурсы:
• Листы бумаги А4 (кочки) по числу детей.
• Аудиоустройство для воспроизведения, запись песни «Настоящий друг» (М. Пляцковкий, Б. Савельев).
• Изображение или макет Аптеки «Спешу на помощь».
• Изображение или игрушка кота Леопольда.
• Игрушки заяц и мишка.
• Картинки с изображением ситуаций помощи.
• Пиктограмма «Красный крестик» по количеству детей.
23.03 Прилетает голубь, говоря, что ребята умеют помогать, и просит помочь Мишке и Ёжику, которые поссорились. Ребята узнают, из-за чего произошла ссора, делают вывод, что нужно уступать друг другу, а если поссорились, то нужно уметь мириться. Предлагают свои варианты помощи друзьям: считалочки, мирилки, пение песенки. Воспитатель спрашивает, можно ли помириться, если вместе нарисовать что-то? Предлагает поиграть и вместе разукрасить парные рукавички. Кот Леопольд хвалит детей за рисунки и предлагает поиграть в хороших друзей. В награду дает каждому пиктограмму четвертого секрета дружбы – голубя как символа мира.
• Ситуативная беседа «Мишка и Ёжик»
• Проговаривание мирилок, считалок.
• Игра «Рукавички».
• Игра «Хорошо-плохо».
Ресурсы:
• Рисунок или фигурка голубя.
• Игрушки мишка и ёжик.
• Изображение или макет качелей.
• Бумажные парные заготовки рукавичек по количеству детей.
• Карандаши.
• Пиктограмма «Голубь» по количеству детей.
24.04 Воспитатель говорит, что дорогу к пятому секрету дружбы им укажет волшебный клубок. Он будет катиться только после волшебных, вежливых слов. Каждый из ребят называет слово, клубочек разматывается и приводит детей на лужок, где мальчик пасет овец. Мальчик плачет и рассказывает, какая беда с ним произошла. Дети слушают и делают вывод – врать не хорошо. Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать. Воспитатель говорит, что знает еще одного мальчика, который врал, и из-за этого у него вырос длинный нос. А найти его можно отгадав загадку. Дети отгадывают загадку, за очагом находят Пиноккио. Пиноккио берет обещание у ребят не обманывать друг друга и угощает всех конфетами, говоря, что сейчас он и проверит, какие дружные ребята в группе. Дети под музыку делят конфеты по-честному – поровну у всех. Пиноккио хвалит ребят и дает им пиктограмму пятого секрета дружбы – открытую ладошку как символ открытых честных мыслей и поступков.
• Игра «Волшебный клубочек».
• Чтение и беседа. Басня «Лгун» Л. Толстого.
• Проговаривание пословицы.
• Отгадывание загадки.
• Упражнение «Делим поровну».
Ресурсы:
• Клубочек ниток.
• Изображения волка, овечек, мальчика или иллюстрации к басне «Лгун» Л. Толстого.
• Текст басни «Лгун» Л. Толстого.
• Рисунок/макет очага.
• Рисунок/фигурка Пиноккио.
• Конфеты по количеству детей, умноженному на два.
• Аудиоустройство для воспроизведения, запись песни «Как положено друзьям» (М. Пляцковкий, В. Шаинский).
• Пиктограмма «Открытая ладошка» по количеству детей.
25.03 Приходит Шапокляк, говорит, что дерево дружбы ребят не расцвело. Воспитатель возражает: ребята путешествовали и нашли все секреты дружбы. Ребята показывают карту секретов дружбы с пятью пиктограммами, рассказывают о каждом секрете и о своих друзьях. Воспитатель предлагает украсить дерево дружбы цветами – полученными во время путешествия пиктограммами. Дерево – наша группа, листочки на дереве – ладошка каждого ребенка. На каждой ладошке 5 пальчиков, которые украшаются 5 пиктограммами-секретами. Шапокляк соглашается, что она была не права: ребята дружные, знают секреты дружбы, и их дерево дружбы группы красиво расцвело.
• Индивидуальные рассказы детей.
• Создание коллективного панно (аппликация).
• Динамическая пауза «Если есть хороший друг».
• Игра «Да-да-да, нет-нет-нет».
Ресурсы:
• Изображение или кукла Шапокляк.
• Пиктограммы секретов дружбы по 5 штук на каждого ребенка.
• Клей.
• Аудиоустройство для воспроизведения, записи песен о дружбе.