Наталья Яценко
Проект «Секреты домино»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : инновационный.
Автор проекта : Яценко Наталья Николаевна -воспитатель.
Участники проекта : дети старшего возраста.
База реализации проекта : МБДОУ ЦРР д/с №2 «Ивушка» с. Самарское.
Актуальность проекта :
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста.
Публикация «Проект „Секреты домино“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Домино. Настольная игра своими руками
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Ребенок старшего дошкольного возраста отличается активностью в познании окружающего, проявляет интерес к математике. У него начинают складываться представления о свойствах предметов: величине, форме, цвете, составе, количестве; о действиях, которые можно производить с ними, - уменьшить, увеличить, разделить, пересчитать, измерить.
В детском саду ребята развиваются в соответствии с образовательной программой «Детство»,а вот дома у многих родителей нет ни времени ни сил. Не каждый родитель приобретет логические блоки Дьенеша или палочки Кюизенера, т. к. не знает методику обучения по этим технологиям. А вот настольная игра домино всем хорошо известна.
И своим проектом «Секреты домино» я хочу привлечь родителей к развитию познавательных и творческих способностей у своих детей играя в домино.
Игры с домино пробуждают интерес ребенка, развивают мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулируют познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала с основами математических знаний и т. п.
Цель проекта : Способствовать развитию у детей познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей через игру - «Домино»
Задачи проекта :
Формировать у детей умения обдумывать ходы мысленно, решать задачу в уме, проверять её целенаправленными поисковыми действиями.
Развивать у детей логические способы познания математических свойств и отношений (анализ, отрицание, сравнение, обобщение, классификация) посредством игры «домино».
Обучать детей математическим способам познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления.
Развивать интеллектуально-творческие проявления детей: находчивость, смекалку, сообразительность, стремление к поиску нестандартных решений задач.
Развивать активность и инициативность детей
Воспитывать готовности детей к обучению в школе, развивать самостоятельность, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей, координацию движения глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
Предполагаемый результат
Познакомившись с игрой «Домино» дети поймут завязку сюжета, действия лиц и следование сюжетной линии на протяжении всей игры. Ребята увидят наличие схематизации, преобразования столкнутся с познавательной задачей на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей.
Они ощутят игровую мотивацию и направленность действий, их результативность. Попадут в ситуацию обсуждения, выбора действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи.
Овладеют действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, распределения, группировки.
Инновационность.
В своем проекте я применяла новый методический подход в развитии логико-познавательных навыков дошкольников в игровых ситуациях с домино.
Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям понять, что в домино «прячется» математика, которая может быть раскрыта для ребенка как занимательная игра, увлекающая его в мир чисел и цифр, рассуждений и доказательств, свойств и отношений, выигрышных алгоритмов действий.
В процессе игры в домино идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и выводов. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.
Механизмы реализации целей и задач проекта :
• Игровые задачи.
• Проблемные ситуации.
Моя работа проводится на основе:
- комплексной программы «Детство»
- программы Михайловой З. А., Поляковой М. Н., Носовой Е. А., Непомнящей Р. Л.
Технологии: Серова З. А. «Возможности домино в развитии исследовательских умений дошкольников»
Корнеев В. П. «Методика обучения детей игре в домино»
Механизм выполнения проекта
Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать занимательные проблемные ситуации.
Для содержательного интеллектуального времяпрепровождения использовали такие игровые ситуации:
1. Выручи Незнайку, расставь пластинки по порядку, начни с этой
Помоги Буратино, продолжи ряд после пластины
Замени пластины карточками с цифрами и отбери соответствующее количество кубиков для постройки
2. Давай поиграем: Я показываю карточку с цифрой, а ты выбираешь пластины с соответствующим количеством меток (7-1/6 или 3/4 или 2/5).
3. «Кто быстрее?» (используются два набора домино) : предлагается двум детям подобрать к карточке с цифрой все подходящие пластины домино.
4. Подбери пару, чтобы получилось столько же (равенство). Найди ошибку в паре (неравенство) : 2/3-4/2; 5/4- 6/3; 3/4- 6/1.
5. Разгадай, какая метка спряталась на пластине, если пластина соответствует карточке с цифрой «7» (пластина закрыта на половину).
6. Расскажи, как получилось число 6 на этих пластинах (5/1,2/4, найди еще подходящие пластины (3/3)
7. Расположите пластины в один ряд. Предлагаем найти пятую и назвать сколько на ней меток.
8. Найти, какая пластина пропущена в этом ряду: 0/0,0/1,0/3,0/5,0/6.
9. Пластины расположить столбцами и предложить найти первую сверху (снизу, закрыть её соответствующей карточкой с цифрой.
10. Выбери из набора домино все пластины, где есть метки на одной половине. Сосчитай их. Разложи по порядку. Объясни, что получилось.
И другие игровые ситуации.
Также предлагается детям проблемная ситуация, что игровые действия с домино могут быть совсем иными. Поиск ответа на этот вопрос приводит к выводу, что пластины домино могут стать своеобразным конструктором, в игре с которым дети проявляют чрезвычайную изобретательность и придумывают новые постройки.
Усложнение и вариантность приемов работы, смена пособий и ситуаций стимулируют проявление детьми самостоятельности, активизируют их мышление. Для поддержания интереса к занятиям постоянно вносим в них элементы игры (поиск, угадывание) и соревнования: «Кто быстрее найдет (принесет, назовет?» и т. д.
Работа с родителями
Развитие логического мышления и познавательной активности невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье.
Цель моей работы с родителями: повышение педагогической компетенции родителей в вопросах математического развития детей.
Задачи моей работы с родителями:
- Установить партнёрские отношения с семьёй.
- Формировать навыков наблюдения за ребёнком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений.
- Воспитание привычки обращаться за помощью в вопросах коррекции и воспитания.
Направления педагога и родителей в этой сфере деятельности:
1. Информируем родителей о задачах и содержании логико - математических и развивающих игр, используемых в детском саду.
2. Приглашаем родителей к участию в проекте «Секреты Домино», с целью развития познавательной активности, логического мышления дошкольников (праздники, конкурсы).
3. Рекомендуем родителям проводить семейный досуг с детьми, играя в домино.
Прошел конкурс «Съедобное домино» - родители дома с детьми занимались кулинарией: бутерброды нарезали и украшали, как пластины домино, с помощью зерен граната, капель шоколада, взбитых сливок и т. п. Так же оформляли печенье, кусочки торта и даже мясные и рыбные блюда. В таких кулинарных затеях дети делали открытие, что домино можно использовать совсем в других условиях и с другой целью.
Играя в домино, родители могут привить малышу знания из области математики, научить его выполнять различные действия, развить память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, сравнивать, сопоставлять, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком.
По результатам проведенного мониторинга можно сделать вывод, что огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. А домино в игровой форме прививает ребенку знания из области математика, способствует развитию внимания, мышления, памяти, речи и логики и всех мыслительных процессов.
Эта работа будет продолжаться и с детьми подготовительного возраста. Я планирую изучить новые технологии, которые позволят мне внести другие инновации в мою работу и повысить качество процесса обучения. На наш садик заказали комплект по технологии Чаплыгина Е. П. - «Домино Чаплыгина» – это уникальная методика для обучения детей от 3 лет самостоятельному счёту.