Гульгена Ильясова
Проект к 130-летию со дня рождения Г. Тукая
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная работа «Сандугачтай монлы Тукай теле»
(130-летию со дня рождения Г. Тукая)
Выполнили: Ильясова Г. Р.
Низамова З. И.
МБДОУ «Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида Высокогорского муниципального района РТ»
2016г.
Название проекта : «Сандугачтай монлы Тукай теле».
Вид проекта : познавательно – творческий.
Публикация «Проект к 130-летию со дня рождения Г, Тукая» размещена в разделах
Продолжительность: средней продолжительности. Проект реализуется через интеграцию всех образовательных областей.
(11.04.2016 г. -25.04.2016 г.)
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Цель проекта : Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая
Задачи проекта :
• Познакомить детей с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая. Учить чувствовать и понимать образный язык стихотворений и сказок Габдуллы Тукая
• Развивать умение правильно понимать смысл татарских произведений.
• Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Габдуллы Тукая.
• Создать благоприятные условия для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям.
• Расширять представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.
В целях реализации программы по внедрению УМК и НРК планирование и реализация комплекса мероприятий по более глубокому изучению творчества татарского народного поэта Г. Тукая, создавшего множество произведений именно для детей, является особо важным.
Актуальность проекта подчеркивается и тем, что его произведения несут в себе не только культурную, но и воспитательную ценность. В нашем современном мире, благодаря средствам информации и связям все народы сближаются друг с другом. Всё больше и больше узнают о национальных традициях, культуре, как своего, так и других народов.
Одним из ярчайших представителей татарской литературы является великий татарский поэт Габдулла Тукай. В апреле 2016 года исполняется 130 лет со дня его рождения. С годами глубже осознаём мы значение творчества и величие личности Тукая.
Очень важно, чтобы у детей с самого раннего возраста накапливались любовь и уважение к личности великого поэта. Габдулла Тукай - не просто великий поэт, а символ истории и судьбы всего татарского народа. Он и сегодня учит нас и наших детей понимать этот сложный мир со всеми его хлопотами и заботами. Учит жить и кричать, смеяться и плакать, ценить и беречь любовь к своим близким в повседневном хаосе сегодняшнего бытия. Чем больше эмоциональных, выразительных впечатлений ребёнок получит в детстве, через произведения поэта, тем более яркой, творческой личностью, обладающей высокими духовно- нравственными качествами станет он в будущем.
Таким образом, всё это ещё раз подчёркивает важность и необходимость изучения творчества Габдуллы Тукая.
Неиссякаемый интерес детей, воспитателей и к его поэтическому и сказочному творчеству, побудил нас создать проект «Сандугачтай монлы Тукай теле».
Проект «Сандугачтай монлы Тукай теле» направлен на приобщение дошкольников к творчеству Г. Тукая, повышение читательской культуры детей, родителей и воспитателей. Он рассматривает доступ к культурному наследию татарского поэта Г. Тукая. В его произведениях можно найти ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.
Ценно то, что произведения Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, его природе, его творческое наследие из поколения в поколение воспитывает в детях любовь и бережное отношение к родному дому, родной земле, учит ценить упорный труд, терпение, закладывает основы эстетического восприятия мира. Нельзя не отметить и педагогически-воспитательную мотивацию в поэзии Г. Тукая, связанную с детской литературой. Именно через стихи и сказки Г. Тукая ребенок познает окружающий мир.
Важно, что через его произведения дети изучают традиции татарского народа, его устои: почтительность, уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, прививается интерес к школе и знаниям.
Организация и планирование проектной деятельности ведется по 3 направлениям:
• работа с детьми
• работа с воспитателями
• работа с родителями
Разработан перспективный план по этим направлениям. В графиках проектных мероприятий определены мероприятия, сроки проведения и ответственные.
Значимость проекта «Сандугачтай монлы Тукай теле» в том, что благодаря проекту расширилось взаимодействие ДОУ, появились новые направления в совместном сотрудничестве с семьей, библиотекой по приобщению детей к прекрасному миру стихов и сказок Г. Тукая.
Материально-техническое обеспечение: реализация проекта осуществляется на базе музыкального зала, с использованием мультимедийных средств, компьютеров.
Этапы проекта.
I этап (11.04.16. – 13.04.16.) Подготовительный.
Обсудить цели и задачи проекта. Воспитателям создать условия в группах для реализации проекта.
II этап (14.04.16. – 24.04.16.) Основной этап (практический).
Реализация основных видов деятельности по проекту.
III этап (25.04.16.) Заключительный этап.
Итоговое мероприятие – праздник-районный конкурс чтецов произведений Габдуллы Тукая.
График проектных мероприятий для детей:
№ Мероприятия Цели Сроки Ответственные
1. Организовать в группе мобильную библиотеку «Все о Тукае, книги Тукая» Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к книгам Габдуллы Тукая 1-я неделя Воспитатели
2. Чтение произведений
Г. Тукая : «Туган тел», «Бала белн кубэлэк», «Шаян песи», «Кызыклы шэкерт», «Соткэ тошкэн тычкан», «Су анасы». Приобщать и поддерживать интерес детей к художественной литературе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев.
1-я неделя Воспитатели
3. Музыкальная деятельность: разучивание песни «Туган тел». Развивать песенное творчество, слушать друг друга; учить внимательно слушать произведение и определять к какому жанру относиться. 1-я неделя Музыкальные руководители, воспитатели
4. Заучивание стихотворе-ний Г. Тукая. Воспитывать у детей интерес к поэзии, учить говорить красиво и правильно. 1-2-я неделя Воспитатели, родители.
5. Просмотр мультфиль-мов по произведениям Г. Тукая. Побуждать интерес у детей к татарским
мультфильмам 1-2 неделя Воспитатели
6. Лепка по произведе-ниям Г. Тукая. Продолжить знакомство с творчеством Тукая. 2-я неделя Воспитатели
7. Праздник-районный конкурс чтецов, посвященный 130 летию Г. Тукая. Обобщить знания детей о творчестве Г. Тукая, выявить талантливых детей. 2-я неделя
График проектных мероприятий для воспитателей:
№ Мероприятия Цели Сроки Ответственные
1. «Круглый стол» с участием воспитате-лей. Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес по созданию условий для реализации проекта 1-я неделя Старший воспитатель, воспитатели, музыкальные руководители.
2. Методическая копил-ка. Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по приобщению детей к творчеству Г. Тукая 1-2 недели Воспитатели
3. Оформление родительского уголка. Просвещение родителей по приобщению к творчеству Габдуллы Тукая 1-2 недели Воспитатели
4. Создание мультиме-дийной презентации о жизни и творчестве Г. Тукая. Познакомить детей с жизнью и твор-чеством Г. Тукая, развивать интерес и любовь к творчеству великого поэта. 1-я неделя Воспитатель татарской группы
4. Подбор книг Г. Тукая в библиотеки групп. Развивать у детей интерес к произ-ведениям Г. Тукая 1-я неделя Воспитатели
5. Чтение детям книг Г. Тукая. Привлечь внимание к книгам Габдуллы Тукая и к чтению 2-я неделя Воспитатели
6. Выставка «Габдулла Тукай. 130 лет». Обобщить и продемонстрировать материал, накопленный в работе над проектом 2-я неделя Старший воспитатель, воспитатели
График проектных мероприятий для родителей:
№ Мероприятия Цели Сроки Ответственные
1. Семейные чтение произведений Г. Тукая Привлечь внимание к книгам Габдуллы Тукая, воспитать интерес к чтению 1-2 недели Родители
2. Конкурс детских рисунков и поделок по произведениям Г. Тукая Передавать в рисунках и подделках эпизоды понравившихся произведений. Развивать воображение, творческую активность 2-я неделя Воспитатели, родители
Образовательные области задачи
Социально-коммуникативное
Формирование представлений у детей о честности, правдивости, доброте и отзывчивости посредством произведений Габдуллы Тукая.
Познавательное
Знакомство с известным татарским писателем Г. Тукаем, расширение знаний о его творчестве, развивать интерес и любовь к творчеству великого поэта.
Речевое развитие
Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, умением употреблять его в собственной речи.
Художественно-эстетическое
Формирование певческих навыков на основе песни татарского поэта Г. Тукая «Туган тел».
Физическое
Ознакомление детей с игрой «Шурэле м балалар».
Совершенствование двигательных умений и навыков детей через элементы татарского национального танца. Формирование правильной осанки, умение выполнять движения осознанно, красиво, быстро, ловко.
Ожидаемые результаты:
• Данный проект позволит получить знания о жизни и творчестве татарского поэта Габдуллы Тукая.
• Возрастёт интерес у участников проекта к дальнейшему знакомству с произведениями поэта.
• Повысится компетентность педагогов в области знаний творчества
• Г. Тукая.
• Проявятся творческие способности детей и родителей в разных видах деятельности.
• Активное участие родителей в реализации проекта.
• Пополнится предметно-развивающая среда групп книгами с произведениями Габдуллы Тукая.
Используемая литература:
1. Зарипова З. М. ”Обучение русскоязычных детей татарскому языку в детском саду”. -Казан: Беренче полиграфия компаниясе,2013.
2. Закирова К. В. ,Мортазина Л. Р. Эй, уйныйбыз, уйныйбыз. Балалар бакчасында хэрэкэтле уеннар (методик кулланма). -Казан: Беренче полиграфия компаниясе,2013.
3. Закирова К. В. Балачак аланы: балалар бакчасы тэрбиячелэре м эти-энилр чен хрестоматия. -Казан: РИЦ, 2011.
4. Тукай Г. «Экиятлэр”. -Казан:Татар. кит. ншрияты. ,2006.