Анна Титоренко
Проект «С заботой о птицах»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность: краткосрочный
Срок реализации: октябрь-декабрь
Тип проекта : познавательно- исследовательский
Участники проекта : воспитанники старшей группы (5-6 лет) и их родители.
Организатор: воспитатель старшей группы Титоренко А. Л.
Сураж, 2016 г.
Актуальность проекта
Публикация «Проект „С заботой о птицах“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И только люди могут им помочь. Когда ночная температура падает до – 10 градусов и ниже, например, синички за ночь теряют около 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. А вот сытой птице и мороз не страшен. Вот и летят они поближе к жилью человека.
Задача взрослых –познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время, воспитывать у детей интерес к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, развивать эмоциональную отзывчивость и стремление оказывать им помощь.
В ходе проекта дети больше узнали о птицах, выяснили, чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать, расширили словарный запас по теме.
Цель проекта – формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека природе.
Задачи проекта :
1. Расширять кругозор о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание, формировать умение различать и называть их.
2. Развивать познавательные, творческие и исследовательские способности детей.
3. Воспитывать чувства бережного и внимательного отношения к зимующим птицам.
4. Привлечь воспитанников и их родителей к данной проблеме.
Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатель группы.
Срок реализации проекта : краткосрочный.
Продолжительность: октябрь-декабрь
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Формы работы: познавательная, исследовательская, игровая, продуктивная, работа с родителями.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный.
- обсуждение цели и задач проекта с детьми и их родителями;
- создание необходимых условий для реализации проекта;
- перспективное планирование проекта :
Дата Содержание работы с детьми Содержание работы с родителями
Октябрь
Беседы: «Знаешь ли ты птиц?»
«Пользу или вред приносят птицы», «Птичья столовая»
НОД : «Убережем зимующих птиц» (Познавательное развитие. ФЦКМ)
Исследовательская деятельность:
«Птичьи следы»
Чтение художественной литературы: «Загрустил воробышек» Г. Ладонщикова,
«Снегирь» М. Топтыгиной, «Письмо на снегу» Н. Голиновской.
Разучивание стихотворений о зимующих птицах : «Прилетайте под окно» Г. Бойко.
Отгадывание загадок о зимующих птицах.
Продуктивная деятельность «Летящая стая» (Художественно- эстетическое развитие. Рисование)
Подвижные игры : «Воробышек и автомобили».
Дидактические игры: «Один-много», «Четвертый лишний»
Дыхательная гимнастика : «Кукушка»
Оформление информационного уголка для родителей «Зимующие птицы»
Памятка для родителей «12 способов сделать кормушку»
Консультация для родителей «Как заботиться о братьях наших меньших?»
Проведение акции «Сделай кормушку совместно с ребенком»
Ноябрь
Беседы: «Почему у птиц разные клювы?», «Как живут наши пернатые друзья зимой?», «Кто заботиться о птицах?»
НОД : «Совушка-сова» (Познавательное развитие. ФЦКМ)
Продуктивная деятельность: «Зимующие птицы» (Художественно-эстетическое развитие. Рисование.)
Трудовая деятельность: развешивание кормушек на деревьях участка, подкормка птиц.
Чтение художественной литературы: «Покормите птиц зимой», «Снегири» А. Прокофьева
Разучивание стихотворений наизусть : «О чем поют воробышки» В. Берестова.
Сюжетно-ролевая игра: «Птичники»
Театрализованная деятельность
«Жалобы на снегу»
Дидактические игры : «Назови ласково», «Угадай по описанию», «Чей хвост?»
Проведение акции «Повесь кормушку»
Выпуск буклетов «Покормите птиц зимой!»
Привлечение родителей к пополнению запасов для подкормки птиц.
Декабрь
Беседы : «Что вокруг тебя?», «Что едят птицы?», «Где чей дом?»
Интервьюирование детей: «Что ты сделал для птиц?»
Продуктивно-игровая деятельность на прогулке: «Вылепи птичку из снега».
Творческое рассказывание: «Как я спас птичку»
Чтение художественной литературы: «Воробей» И. Тургенева, «Воробьишко» М. Горького.
Наблюдение за зимующими птицами на участке во время прогулок.
Театрализованная деятельность:
«Где обедал воробей?»
Разучивание разминки «Ой, летали птички»
Дидактические игры: «Собери птичку», «Угадай по описанию»
Просмотр презентаций : «Совы», «Зимующие птицы нашего края»
Привлечение родителей к подготовке информации детьми о зимующих птицах нашего края.
Заучивание стихотворений о зимующих птицах, зиме и т. д.
Пополнение библиотеки группы книгами и наглядностью о зимующих птицах.
- разработка и накопление методических материалов по проблеме.
2 этап – основной (практический)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
3 этап – заключительный
Оформление результата проекта в виде отчета и презентации.
Результаты реализации проекта
В результате реализации проекта дети освоили следующие виды практических работ: вели наблюдение за птицами во время прогулок и в домашних условиях, изготавливали кормушки,исследовали следы и клювы птиц, подкармливали их.
Ребята проявили наблюдательность, любознательность, расширили свой кругозор по теме исследования, пополнили словарный запас.
В процессе работы над проектом дети узнали, какие птицы зимуют в нашей местности. Это: воробьи, вороны, голуби, сороки, дятлы, совы, синицы, щегол, клест, снегири, поползни, свиристели, чижи, пищуха, сойки, щур. Изучив большое количество литературы и интернет-сайтов, во время образовательной деятельности и в самостоятельной работе с родителями, мы выяснили, что, например, несоленое сало привлечет к кормушкам синицу, поползня и дятла. Семена овса, ягоды калины и рябины, белые семечки тыквы и несоленые очищенные орехи – отличное лакомство для воробья, щегла и чижа. А вороны и сороки – совсем неприхотливы к пище.
В результате исследований и наблюдений ребята научились определять птиц по следам и различать их по голосам.
Так, к кормушкам прилетали:
воробьи- 25
синицы - 21
снегири - 3
вороны - 15
поползни -4
дятлы - 4.
Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
В ходе работы над проектом у детей сформировалась познавательная активность, коммуникативные навыки, развились творческие способности и появилось осознанное желание заботиться о птицах зимой.