Наталья Качан
Проект «С чего начинается Родина?»
▼ Скачать + Заказать документы
Чувство любви к Родине нужно
заботливо выращивать, прививая
духовную оседлость, так как
без корней в родной местности,
стороне человек похож на
иссушенное растение
перекати-поле»
Академик Д. С. Лихачёв
Проект долгосрочный, многопроектный, групповой, исследовательско-творческий.
Участники проекта : дети, родители, педагоги группы.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „С чего начинается Родина?“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из актуальных. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других. В последнее время в нашей стране был сделан ряд шагов по разработке системы, направленной на реанимацию духовно-нравственного потенциала наших граждан. Так, например, 5 октября 2010 года Постановлением Правительства Российской Федерации №795 была утверждена программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Основной целью программы является продолжения развития и совершенствования системы патриотического воспитания граждан. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования нравственных чувств, в частности – чувства патриотизма. Поэтому важно начинать развитие нравственно – патриотических чувств именно с дошкольного детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Педагогический коллектив нашей группы уже несколько лет работает над решением одной из основных задач гармоничного развития дошкольника – нравственно-патриотическим воспитанием.
Учитывая, что у детей с ТНР отмечается:
• снижение уровня познавательной активности;
• недостаточная мотивация к деятельности;
• сниженная работоспособность к приёму и переработки информации;
• отставание в речевом развитии,
в группе созданы и совершенствуются необходимые условия по формированию нравственного воспитания, соответствующие особенностям их психики и физического развития.
Основная цель проекта : создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• формировать духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
Коррекционно-развивающие:
• формировать различные способы общения, побуждать детей к совместной деятельности;
• расширять словарный запас;
• поддерживать стремление ребёнка вступать в контакт, свободно, грамотно выражать свои мысли и чувства;
Коррекционно-воспитательные:
• воспитать любовь и уважение к своей Родине – России, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям;
• воспитать уважительное отношение к человеку – труженику, результатам его труда, родной земли, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам;
• воспитать у детей любовь к природе, желание беречь и защищать её.
Патриотическое воспитание носит комплексный характер, пронизывает
все виды деятельности ребёнка, осуществляется в повседневной жизни во всех областях непосредственно образовательной деятельности.
Основные виды деятельности по патриотическому воспитанию:
1. Создание «мини-музеев» :
План экспозиции
Название экспозиции Срок выставки
1. Как жили люди на Руси ноябрь
2. Этот загадочный космос апрель
3. История развития транспорта апрель
4. Асбест – мой город родной март
5. Мы живём на Урале апрель
6. У мамы руки золотые март
7. Мой дом -Россия май
8. Солдаты Победы май
1. Разработка и проведение цикла занятий:
~ «Мой дом – моя семья»;
~ «Хорошо у нас в саду»;
~ «Мой город»;
~ «Моя Родина – Россия»;
~ «Москва – столица нашей Родины»;
~ «Культура моей Родины» (обычаи, традиции, народное творчество, история);
~ «Защитники Отечества»;
~ «Этот загадочный космос»;
~ «Береги свою планету»;
~ Большой интерес вызвали у детей нетрадиционные виды деятельности: «Путешествие на любимую полянку», «КВН», «Заседание клуба Почемучек». Использовались игровые обучающие ситуации, строившиеся по типу сюжетно-дидактических. В обучающих играх участвовали кукольные персонажи (Незнайка, мудрая сова, Карлсон и др.)
2. Оснащение развивающей предметно пространственной среды группы:
~ изготовление атрибутов для игр «Пожарные», «Спасатели», «Пешеходы и пассажиры» и др. ;
~ оформление «Маршрута безопасности движения»;
~ «Центр народного творчества», «Мини-музеи»;
~ изготовление атрибутики государственных символов России, города, области;
~ оформление альбомов, настенных газет «Достопримечательности нашего города», «Моя семья», «Мамочка, любимая моя», «Наши достижения»(по итогам конкурсов и спортивных соревнований, «Зимние забавы» и др.
~ «Что было, что есть и что будет»;
3. Творческая деятельность детей, воспитателей и родителей :
Праздники в детском саду:
~ «День народного единства»;
~ Интегрированный физкультурно-речевой праздник «Тяжело в учении – легко в бою»;
~ «Мамин день»;
~ «9 Мая – День Победы»;
~ Праздники по народному календарю;
Выставки детского и народного творчества (совместное творчество детей и родителей) :
~ «Осенины»;
~ «Моя дорога в детский сад»;
4. Физкультура и здоровье:
~ Дни здоровья;
~ походы на любимую полянку в разное время года;
~ спортивные праздники, развлечения «Весёлые старты», «Осенний марафон», «Забавы Скомороха», «Сядем рядком – поговорим ладком», «Учения молодого бойца», «Летняя Олимпиада», «Белый и бурый медведь в гостях у детей» и др.
5. Участие в акциях:
~ Покормите птиц зимой;
~ Озеленение территории детского сада;
6. Взаимодействие с родителями :
~ помощь в поиске и сбору экспонатов для мини-музеев;
~ выставка работ по народно-прикладному искусству «У мамы руки золотые»;
7. Взаимодействие с социумом:
~ экскурсии на почту, в библиотеку, в продуктовый магазин, в обувной цех, в швейную мастерскую;
~ посещение выставок;
~ создание библиотеки;
~ создание медиотеки.
Создание и использование мини-музеев в детском саду считается актуальным и эффективным средством. Музейная педагогика даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Мы считаем, что именно музейная педагогика является
одной из инновационных технологий личностного воспитания детей,
создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду, способствующая развитию сотрудничества с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
Перспективы деятельности:
Разработка и реализация долгосрочного проекта «Воспитание гражданина и патриота»;
обобщение и распространение опыта на тему: «Музейно-
педагогический комплекс в ДОУ»;
качественное изменение условий для личностного развития
дошкольников через оснащение материально-технической базы по
данному направлению;
участие ДОУ во всероссийских, региональных и городских конкурсах инновационных проектов.
Таким образом, применение музейной педагогики, а также совместная деятельность сотрудников, детей и родителей учит детей, и не только их, ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Это даёт ощущение почвенности и будет способствовать формированию целостности картины мира и исторического процесса. В мире все закономерно и обусловлено, ничего не возникает на пустом месте и не уходит в никуда. Разрушение до основания не продуктивно и расточительно, такой подход обессиливает народ и ведет к исчезновению сначала культуры, а затем и его самого.