Наталья Андреева
Проект «Русский народный костюм»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Выполнили: Андреева Н. И.
Дроздова Е. В.
Проблема:
Когда мы с детьми работали над проектом «Ольгин град», дети задались вопросом: «Какую одежду носили раньше псковичи? Как одевались девушки, юноши, мужчины и женщины?»
Дети захотели узнать, в какой одежде ходили люди на Руси и как были одеты псковичи в далёком прошлом.
Вот таким образом создалась тема проекта.
Тип проекта: познавательно - творческий
Темочки:
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Проекты, проектная деятельность
- Русская народная культура, фольклор
- Русский народный костюм
- Темочки
По количеству участников: коллективный
По продолжительности: среднесрочный (октябрь- апрель)
Участники проекта: воспитанники, воспитатели группы.
Актуальность проекта:
В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Традиционный русский костюм - важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история.
Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления.
Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.
У русской национальной одежды многовековая история. Ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, характеру труда русского народа.
Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа и его представления о прекрасном.
Цель: Создание условий для формирования у детей представлений о русском народном костюме посредством познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
Задачи проекта:
Воспитать патриотические чувства и интерес к истории России, чувство гордости за её богатство, традиции. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине
Дать представление о костюме, как элементе традиционной культуры русского народа, его культурной ценности.
Знакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей.
Задачи, поставленные перед педагогами:
Воспитать чувство патриотизма, социально – правовое равенства, связывающее разные нации и поколения.
Расширить и углубить знания о народах, проживающих на территории России, с их национальными костюмами.
Предоставить возможность каждому воспитаннику всесторонне реализовать свою индивидуальность.
Воспитать уважение к многонациональной культуре России.
Перспективно - тематическое планирование
по проекту «Русский народный костюм»
Октябрь.
1. Беседа «Наша многонациональная Родина» (о народах России +рисование костюмов)
2. Беседа «Русский народный костюм – хранитель истории». (презентация)
Ноябрь.
1. Беседа «Одежда мужчин и женщин на Руси». Чтение сказки «Сарафан в гостях у рубахи».
2. ООД «Как одевались псковичи».
3. Чтение К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».
Декабрь.
1. Беседа «Узоры русских костюмов». Рисование элементов костюма.
2. Рисование «Женский сарафан»
3. Просмотр мультфильма «Морозко».
Январь.
1. Интегрированное ООД (беседа + рисование) «Русский головной убор – кокошник; обувь –лапти»
2. Рисование «Раскраска русских народных костюмов» (что обозначал цвет узоров на костюме)
Февраль
1. «Народные обычаи и традиции» - беседа.
2. Рисование «Барыня – сударыня» (трафарет барыни)
Март.
1. «Русский быт» - беседа.
2. «Русские народные инструменты» - беседа.
3. Чтение сказки «Как старуха нашла лапоть»
Апрель.
1. «Русские народные праздники» - беседа.
2. Обобщающее занятие по всем темам проекта.
3. Выставка работ по теме проекта.
Формы работы с детьми по данной теме:
Тематические занятия и беседы
Составление рассказов
Прослушивание музыки, сказок
Просмотр сказок и мультфильмов
Посещение детских кукольных спектаклей
Рисование и раскрашивание
Создание мини-уголка «Русский костюм» в группе
Рассматривание иллюстраций
Экскурсия в библиотеку «Радуга»
Русские народные подвижные игры
Участие в праздниках
Выводы:
Работа по формированию у дошкольников интереса к русскому народному костюму показала очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей.
Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам (создание элементов одежды, моделирование, рукоделие, способы украшения русского костюма, а также любовь и заботу о старшем поколении, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их значение. Умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)
Таким образом, последовательная система работы дает устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к народной культуре и историческому прошлому своей страны.
Список используемой литературы:
1. Андреева А. Ю. «Русский народный костюм: «Путешествие с Севера на Юг». Издательство «Паритет» Санкт-Петербург, 2004г.
2. Брун В., Пильке М. «История костюма от древности до Нового времени». Издательство «Эксмо-Пресс» 1996г.
3. Буровик К. А. «Родословная вещей». Издательство «Знание» 1985г.
4. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Маслова И. В., Наумова Ю. И., Акимова Ю. А., Белова И. К., Кузнецова М. В. «Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей». – М. : Баллас, 2012г.
5. Гончар А. Б., Лебедева Е. И., Боленко К. Г. «120 уроков по естествознанию и истории для самых маленьких». - Москва, «Лайда», 1994г.
6. Каминская Н. М. «История костюма» Издательство «Легкая индустрия» 1986г.
7. Киреева Е. В. «История костюма». Издательство «Просвещение» 1976г.
8. Коршунова Т. Т. «Костюм в России». Издательство «Ленинград» 1979г.
9. «Русский дом».- Самара, СИПКРО, 1995г.
10. Русский народный костюм. Издательство «Мозаика-синтез» 2006г.
«ПедСовет», №8, 1999г.
11. «Ребенок в детском саду». №4, 2012г.
12. Интернет-ресурсы:
• 1september.ru;
• doshvozrast.ru;
• do.gendocs.ru