Анна Рукосуева
Проект «Русская народная культура в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЕ САД № 1 «АКВАРЕЛЬКИ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АБИНСКИЙ РАЙОН
«Русская народная культура в жизни ребенка»
Группа: Среднего возраста
Выполнила: воспитатель
Третьякова А. А.
2019г
1. Введение
1.1. Актуальность
Публикация «Проект „Русская народная культура в жизни ребенка“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2019
Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.
В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно-нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю. Уважению к народным традициям, а также творческому развитию детей в различных видах деятельности. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд.
Стоит помнить, что дошкольный возраст - самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!
Поэтому нужно стараться, чтобы каждый ребенок усвоил, что нужно жить, сохраняя красоту родной природы, окружающего мира, чтобы каждый ребенок почувствовал взаимосвязь с этим большим миром, чтобы потом, став взрослым, жил созидая, а не разрушая. Вопрос этот не праздный. В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину - место, где они родились и живут.
1.2. Гипотеза-Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, с русскими народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за её пределами.
1.3. Тип проекта :
• по методу - познавательный, творческий;
• по количеству участников - групповой, дети 4-5 лет, родители, воспитатели;
• по продолжительности - краткосрочный (2 недели).
1.4. Планируемый результат:
• Познакомить детей с «русской избой», с предметами старинного русского быта;
• Продолжить знакомить детей с русскими народными играми, формировать умение в них играть, знакомить с народными пословицами, поговорками;
• Расширить представление о народном искусстве;
• Формировать понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
• Воспитывать интерес к фольклору, разучить детские частушки, потешки.
2. Цель проекта : Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.
Задачи проекта :
• Познакомить с народными традициями, народным искусством, обычаями; дать представление об устройстве русской избы, о народном промысле, о народном фольклоре.
• Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.
• Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека : гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
• Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребенку, живущему в современных городских условиях.
• Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
• Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.
• Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
• Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.
3. Продукты проекта :
-Просмотр презентации на тему «Русская изба», «Семейные традиции», «Труд крестьян».
-Рисование «Роспись ложки», «Распиши сарафан и рубаху», «Веселые матрешки», «Роспись Гжельской посуды».
- Лепка «Мир сказки», «Дымковские игрушки».
- Аппликация «Украшение сарафанов и кокошников», «Сказочная птица», «Узор на доске».
- Загадки, пословицы, поговорки, приметы о весне.
- Консультация «Как русские народные потешки и заклички влияют на развитие ребенка», «Игры наших бабушек и дедушек», «Быт и традиции русского народа», «Роль семьи в приобщение детей к русской национальной культуре».
-Выпуск для родителей папки-передвижки «Роль родителей в возрождении Русских традиций», «Народные игры».
-Знакомство с народными инструментами (балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен).
4. Этапы реализации проекта.
Содержание проекта :
1 этап - подготовительный
-Формулирование цели и определение задач.
-Составление плана основного этапа проекта.
-Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.
-Подбор материалов по теме проекта.
-Организация предметно - развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного-этапа реализации проекта.
-Взаимодействие с родителями с целью создания условий для реализации проекта, обеспечения предметами народного быта и культуры.
2 этап - основной этап.
• Проведение с детьми бесед «Русская народная посуда», «Русская народная игрушка», «Край, в котором я живу», «Русская изба», «Семейные традиции», «Русские народные костюмы», «Как жили люди на Руси», «История русского народного костюма и головного убора». (приложение1).
• Заучивание потешек, прибауток, закличек., небылиц, прибауток, считалок.
• Сюжетно-ролевые игры: «Семья», (семейные традиции, «Детский сад»
(народные игры, «Пасха» (печем куличи вместе с бабушкой, «День рождения на Руси». (приложение 5)
• Рисование «Веселые матрешки», «Роспись ложки», «Распиши сарафан и рубаху», «Роспись Гжельской посуды», «Народные костюмы»
(приложение 2)
• Аппликация «Украшение кокошников», «Дымковские игрушки», «Сказочная птица», ««Узор на доске». (приложение 4)
• Лепка «Дымковские игрушки», «Филимоновская игрушка».
• Рассматривание иллюстраций о русском быте.
• Показ презентаций: «Русская изба», «Семейные традиции», «Труд крестьян».
• Знакомство с народными инструментами (балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен).
• Рассказ о народных обычаях и традициях.
• Чтение художественной литературы: Русские народные сказки : «Репка», «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Волк и семеро козлят», «Вершки и корешки», «Каша из топора», «Сивка-бурка».
• Консультация для родителей «Как русские народные потешки и заклички влияют на развитие речи ребенка», «Игры наших бабушек и дедушек», «Быт и традиции русского народа», «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».(приложение3)
• Выпуск для родителей папки-передвижки «Роль родителей в возрождении Русских традиций».
• Проведение с детьми Дидактических игр: «Чей сувенир?», «Чей костюм», «Укрась кокошник», «Чудо узоры», «Угадай роспись», «Народные промыслы».
• Подвижных игр: «Салки», «Гуси, гуси.», «Ручеек», «Золотые ворота», «В звонаря», «Грачи летят», «Ухват», «Гори-гори ясно!».(приложение 6)
• Хороводных игр: «Каравай», «Карусели», «Заплетись плетень», «Ручеёк».
3 этап - заключительный этап.
По реализации проекта были получены следующие результаты:
-Дети познакомились с «русской избой», с предметами старинного русского быта;
-Продолжили знакомиться с русскими народными играми, научились в них играть.
-Познакомились с народными пословицами, поговорками;
-У детей сформировалось понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
-У детей расширились представления о народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде, предметах быта и т. д.);
-Продолжает воспитываться интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки.
Работа с родителями.
1. Изготовление книжки-малышки «Народные потешки, частушки, заклички».
2. Анкетирование родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры».
3. Изготовление народных игрушек своими руками «Веселые матрешки».
4. Изготовление альбома «Традиции русского народа».
5. Вывод: Подводя итоги, своего опроса мы убедились в том, что на некоторые вопросы дети не смогли ответить, а на некоторые отвечали с трудом. Мы пришли к выводу, что работа в данном направлении должна быть планомерной и систематической.
Литература:
1. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством /Т. А. Бударина. -Санкт-Петербург: «Детство-Пресс»,2004.-226с.
2. Ботякова, О. А. Солнечный круг/О. А. Ботякова. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс», 2003.-192с.
3. Жирова, О. Я. Вместе играем и поем, да старинушку Белгородскую узнаем -Белгород., 1998.-96с.
4. Забелин, М. И. Русский народ. Его обычаи, обряды, суеверия и поэзия. -Москва, 1993.-268с.
5 Лямина Л. А. Народные игры в детском саду. Творческий центр Сфера,Москва 2009.
6. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа Учебно-методическое пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева- Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998.-304с.
7. Кичигин, В. П. Доброречье. - Белгород. ,1992.-102с.
8. Тихонова, М. В. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада / М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова - Санкт Петербург: Детство-Пресс,2000.-200с.
9. Усова, А. П. Знакомство с народным творчеством. - Москва,1998.