Екатерина Вонокова
Краткосрочный проект по теме «Народная культура и традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект по теме «Народная культура и традиции» в подготовительной к школе группе.
Составитель: Вонокова Екатерина Александровна.
Тип проекта:
-творческий;
- познавательный.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Проблема:
Публикация «Краткосрочный проект по теме „Народная культура и традиции“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2019
Педагогическая проблема - развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Я хочу, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки). Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому я серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время. Анализируя результаты мониторинга детей, выявлено, что дети недостаточно знают русское народное творчество, что не соответствует ФГОС. Для повышения уровня знаний решила организовать проект Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»
Проблема детская: Как жили люди на Руси?
Проект рассчитан на две недели, но по его завершению работа в этом направлении будет продолжаться, ведь наше подрастающее поколение должно воспитываться в первую очередь на культурном и историческом наследии своего народа.
Актуальность проекта: Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее дочерью или сыном, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, сложившиеся на протяжении многовековой истории.
Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.
Наследие традиционной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. Вытеснение народных традиций на периферию культурных процессов грозит разрушением самобытности региональной культуры и, как следствие, размыванием и утратой у подрастающих поколений культурной и национальной идентичности. В русле народной культуры складываются представления человека о мире и его мироощущении, система образов и языка, верования, народные знания и умения, обычаи и нравы, формы хозяйственной деятельности, семейной, обрядово-праздничной жизни, система фольклора. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого общества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений.
Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, ее фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!
Цель: Формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа. Создание условий для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений, художественных промыслов и традиций.
Задачи:
1. Продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством (с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков).
2. Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах).
3. Создать условия для активации творческого мышления детей (для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми).
4. Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.
5. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.
6. Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке).
7. Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.
8. Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.
9. Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.
10. Расширять сотрудничество с родителями.
11. Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми.
Предполагаемые результаты:
1. Получение знаний об истории русского жилища – избы, об ее быте.
2. Обогащение и расширение словарного запаса.
3. Умение налаживать и регулировать контакты в совместной народной русской игре: «Лиса и зайцы», «Горелки», «У медведя во бору», «Жмурки», «Зайка беленький сидит»; хороводные: «Ровным кругом», «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок» и др.
4. Пополнение предметно–пространственной среды по теме.
5. Организация, совместно с родителями, выставку – музей предметов народного быта и культуры.
6. Формирование традиций русского народа: гостеприимства, почитание старости.
7. Знакомство с русскими народными пословицами, поговорками по теме.
8. Получение положительных эмоций и взаимоотношений в группе.
9. Получение знаний, характерных для каждого вида росписи и умение самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный
1. Формулирование цели и определение задач.
2. Составление плана основного этапа проекта.
3. Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.
4. Подбор материалов по теме проекта.
5. Организация предметно – развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта.
6. Взаимодействие с родителями с целью создания условий для реализации проекта, обеспечения предметами народного быта и культуры.
2 этап – основной
Содержание проекта:
Физическое развитие: Подвижные игры: «Салки», «Гуси, гуси», «Кошки мышки», «У медведя во бору».
Хороводные игры: «Каравай», «Карусели»
Физминутка: «Матрёшки»
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши).
Утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, подвижные игры и
игровые упражнения по желанию детей.
Задачи: Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность, закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве.
Художественно-эстетическое развитие: Рисование на тему: «Матрешки».
Рисование на тему: «Роспись горшка по мотивам хохломской росписи».
Рисование на тему: «Русский народный костюм»
Лепка на тему: «Предметы народного быта».
Аппликация на тему: «Ай, да Масленица Дуняша!» Закрепить знания детей об истории возникновения русской матрёшки и ее особенностях.
Задачи: Закрепить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве.
Активизировать творческое воображение.
Развивать эстетический и художественный вкус.
Учить расписывать матрешку гуашью. Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорции.
Воспитывать интерес к народной культуре.
Сформировать представление детей о появлении посуды в древнее время;
расширить знания о разнообразии народных росписей.
Развивать умение украшать шаблон элементами хохломской росписи
(завиток, ягодки, листья).
Учить красиво располагать узор по всей поверхности горшка.
Способствовать развитию эстетического вкуса.
Способствовать развитию мелкой моторики рук.
Воспитывать интерес к народным промыслам России, гордость за наших мастеров.
Воспитывать интерес к рисованию.
Знакомить детей с историей и особенностями русского народного костюма.
Расширять знания о русской народной культуре.
Развивать эстетический вкус; формировать нравственные качества.
Показать видоизменеия русского костюма.
Закреплять технические умения и навыки рисования разнообразными художественными материалами на листе бумаги.
Воспитывать интерес к народной культуре.
Продолжать знакомить детей с тем, как жили люди в старину: как назывались их дома, предметы домашнего обихода.
Сообщить знания о таких предметах, как угольный утюг, коромысло, глиняный горшок, крынка; о традициях русского чаепития.
Активизация словаря: изба, печка, чугунок, лапти, ухват, самовар, тесто мягкое, гладкое. Обогащение словаря – коромысло, калач.
Воспитывать у детей интерес к русскому старинному быту, уважение к традициям русского народа, трудолюбие.
Изготовить сувенир «Масленицы», как украшение интерьера для весенних праздников;
- познакомить с русским народным праздником Масленица;
- развивать творческое воображение, фантазию и чувство вкуса.
Речевое развитие:
Беседа: «Русский народный костюм», «Какие народные праздники вы знаете».
«Чтение и пересказ русской народной сказки «Иван царевич и Серый Волк».
Чтение русских народных сказок: «Репка», «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Волк и семеро козлят».
Разучивание потешек, закличек, пословиц.
НОД на тему: «Русская изба».
Задачи: Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества «сказка», учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.
Знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа.
Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар и тд.); продолжать знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками. Развивать связную речь через устное народное творчество. Развивать коммуникативные умения с помощью народных игр. Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа, к русскому фольклору.
Познавательное развитие:
Презентация: «Народная культура и традиции», «Быт русской избы», «Народные промыслы».
Загадывание загадок о народных праздниках России.
Тема: «Весела была беседа».
Дидактическая игра – лото «Народные промыслы».
Задачи: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Дымково, Городец, Гжель). Расширять представления о народных игрушках (матрешки, городецкая, богородская, бирюльки). Знакомить с национальным декоративно прикладным искусством. Рассказать о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта.
Формировать представления о предметах быта в русской избе.
Обогащать словарный запас названиями предметов быта.
Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.
Закрепить знания детей о народных промыслах;
Упражнять в правильном назывании предметов того или иного промысла.
Музыкальное развитие: Прослушивание русских народных песен «Приди, весна ясная», «Прилетите, жаворонки, к нам».
Хороводная игра «На горе-то калина».
Задачи: Развивать образное восприятие песен.
Знакомить с народными музыкальными инструментами (Балалайка, ложки, гусли).
Обучать игре на ложках.
Работа с родителями:
Консультации: «Русская народная культура, как средство
патриотического воспитания дошкольного возраста», «Приобщение к
истории, традициям и культуре России».
Задачи: Вызвать желание принять участие в оформлении мини – музея «Предметы народного быта».
3 этап – заключительный
Организация в группе выставки – музея «Предметы народного быта».
Цель: приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.
Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.
Полученные результаты:
Дети познакомились с русской избой, с предметами старинного русского быта;
Познакомились с русскими народными играми, научились в них играть; народными пословицами и поговорками.
Расширили словарный запас по теме.
Расширились понятия о народном искусстве.
Совместно с родителями в группе организована выставка – музей «Предметы народного быта».