Светлана Цаплина
Проект с воспитанниками старшей группы «Русская матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Содержание проблем и необходимость решения их проектным методом.
Цель и задачи проекта.
Система проектных мероприятий с воспитанниками старшей группы в рамках информационно - познавательной, творческой проектной деятельности «Русская матрешка».
Ресурсное обеспечение проекта.
Оценка эффективности реализации проекта.
Ожидаемый результат.
Публикация «Проект с воспитанниками старшей группы „Русская матрешка“» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2021
Список используемой литературы.
Введение
Актуальность темы. Патриотическое воспитание юного поколения – одна из главных задач нашего времени. В последние годы в нашей стране произошли глобальные изменения. В большей степени это коснулось нравственных ценностей и отношения людей к Родине. Материальные ценности в наше время доминируют над духовными. Возрождение духовно- нравственного воспитания – шаг к возрождению нашей России и воспитанию патриота и гражданина, который знает и любит свою Родину.
Концепция дошкольного воспитания говорит о необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям. Как же сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Чтобы ответить на эти вопросы – необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности. Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств. В этом возрасте формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Процесс модернизации дошкольного образования, введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ребенка, приобщение его к народным истокам через игровую
деятельность, посредством использования народных игр и игрушек. К сожалению воспитательный и развивающий потенциал народных игрушек в работе с детьми практически не используется. Стоит отметить, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает у ребенка национальные черты, эстетические чувства, как народная игрушка.
Как писала Е. А. Флё рина:
«В народной игрушке народ отдаёт ребёнку Свою любовь и ласку, свою весёлость и смех Свои думы и знания, своё умение — в этом Большая сила её влияния на ребёнка.
Через народную игрушку кто — то совсем Близкий и ласковый говорит с ребёнком Правдиво, мудро».
Именно в этом и заключается сила влияния народной игрушки на личность дошкольника. В процессе знакомства воспитанников с историей русской народной игрушки, процессом ее изготовления, особенностями пропорций, цвета игрушки, народными мастерами и центрами, где ее изготавливают, разными видами игрушек, региональными особенностями их выполнения, ребенок в буквальном смысле «окунается» в глубину нашей истории, истории своего народа.
Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней.
Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности.
Именно поэтому родная культура как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Матрешка – самая известная русская игрушка. Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира.
Содержание проблем и необходимость решения их проектным методом.
Далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появления матрешки на Руси, о мастерах - изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку, ставшую символом России.
Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях. Ознакомление детей с русской народной игрушкой "матрешкой" невозможно без русского фольклора, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки.
Цель проекта :
Формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному
наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно - прикладного искусства - Русской Матрёшкой.
Задачи проекта :
1. Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.
2. Научить украшать матрёшку, используя разные техники: гуашь, пластилинография.
3. Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, народному творчеству, творческие способности, фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для
матрешки.
4. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и
художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России.
5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Система проектных мероприятий с воспитанниками старшей группы в рамках информационно - познавательной, творческой проектной деятельности «Русская матрешка».
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап.
Работа воспитателя
Разработка проекта.
Постановка цели и задачи.
Подбор информационного материала по теме (подбор литературы, открыток, стихотворений, рассказов, загадок пословиц, песен).
Разработка конспектов образовательной деятельности.
Анкетирование родителей по вопросам приобщения дошкольников к искусству.
Создание специальной среды в помещении группы, изготовление необходимых пособий и атрибутов.
Основной этап.
Взаимодействие с детьми Сроки реализации
Беседы на темы:
«Матрешка - национальное культурное наследие России».
«Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».
Восприятие художественной литературы:
Восприятие стихов и загадок о кукле.
Разучивание стихотворения Л. Некрасовой «Весёлые матрёшки».
Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».
Заучивание стихотворения И. Черницкой «Матрёшки». Составление творческих рассказов, сказок о матрешке. Просмотр презентации «Мы веселые матрешки» Образовательная деятельность
«Откуда появилась матрешка?».
«Веселый хоровод матрешек» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).
«Матрёшка – как символ семьи».
«Эти разные матрешки» Экспериментирование. Изучение свойств дерева.
Экскурсия
в Филинскую библиотеку в Краеведческий музей
Рассматривание изображений разных матрешек. Работа с таблицей «Этапы создания матрешек» Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.
Рисование.
Тема: «Красавицы- подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки)
Лепка.
Тема: «Хоровод матрешек», «Веселые матрешки» (пластилиновое творчество).
Аппликация.
Тема: «Детская авторская матрёшка».
Тема: «Изготовление открыток – вкладышей в виде матрёшки (в качестве Приглашения на фольклорный праздник)».
Музыкально-художественная деятельность Разучивание танца «Мы – весёлые матрёшки…» Праздник «Русского народного костюма» Праздник «Русских народных инструментов» Игры
Обучающие игры «Матрешки – путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь»
Дидактические игры:
«Собери матрешку».
«Построй ряд с закрытыми глазами».
«Эти удивительные узоры».
Пальчиковые игры «Мы матрешки)
Заключительный этап.
Работая над проектом «Русская матрешка» мы с детьми и родителями провели:
Конкурс
Рисунков «Семейная матрешка» Рекомендацию «Русская матрешка». Составили
Творческие рассказы, сказки о матрешке.
Оформили
Выставку творчества «Семейная матрешка».
Изготовила развивающее дидактическое пособие «Русская матрешка» для детей 4 - 6 лет.
Взаимодействие с семьей и социумом.
Рекомендации для родителей по теме: «Русская матрешка». Беседы с детьми на тему «Матрешка как символ семьи».
Домашнее чтение потешек, стихотворений, загадывание загадок по теме «Русская матрешка».
Составление рассказов на тему «Матрешка».
Экскурсия в МБУК ФСБС (сельская библиотека)
Просмотр с ребятами презентации МБУК ФСБС «Край родной мастеровой» Просмотр с ребятами презентации МБУК ФСБС «Русская матрешка» Конкурс рисунков «Семейная матрешка».
Творческие работы на тему «Такая разная Матрешка» (фотографии)
Ресурсное обеспечение.
Организация проекта : Подбор литературы, энциклопедий, фото, тематических картин.
Материально- техническое оснащение: компьютер, фотоаппарат, интерактивная доска, канцелярские принадлежности, медиатека. Атрибуты к сюжетно – ролевым играм, играм - драматизациям.
Формы реализации проекта : Беседы: «Матрешка - национальное культурное наследие России»,
«Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)». Изобразительная деятельность (рисование). Творческая деятельность – составление рассказов.
Исследовательская деятельность. Постановка проблемных ситуаций и решение ситуационных задач. Образовательная деятельность, игровая деятельность.
Методы и приемы.
Исследовательские: проблемные вопросы, ситуации.
Наглядные: использование ТСО; мультимедийные презентации; энциклопедии; тематические картинки; дидактические игры, рисунки детей.
Словесные: беседы, чтение литературы, рекомендации для родителей, объяснения, словесные инструкции.
Практико-ориентированные: ситуационные задачи.
Оценка эффективности реализации проекта.
Эффективность педагогического воздействия по формированию у воспитанников духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа духовно в рамках информационно - познавательной, творческой проектной деятельности «Русская матрешка» по образовательным областям: ОО «Познавательное развитие" в рамках методики педагогической диагностики составленна в соответствии с ФГОС ДО и методическим пособием: Верещагиной Н. В., «Диагностика педагогического процесса дошкольной образовательной организации» – СПб: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС", 2014
Ожидаемый результат:
В ходе проекта ребята :
1. Узнали историю возникновения «Русской матрешки».
2. Узнали, что русская матрешка является символом России. Она несет в себе любовь и дружбу
3. Узнали, что в русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.