Олеся Макогон
Проект «Русская изба и традиции русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка:
Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее дочерью или сыном, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, сложившиеся на протяжении многовековой истории. Для решения поставленной в проекте цели запланированы разные виды деятельности: слушание и обсуждение сказок и былин, заучивание наизусть стихов и потешек с помощью картин, театрализованная деятельность, конкурс, викторина, игры, познавательная деятельность, креативные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация. Эти формы работы проводятся как в занятиях специально организованных, так и в течение второй половине дня. Каждый вид деятельности преследует взаимодействие решение задач и целей. Собранный мною и родителями материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы, создание предметно – развивающей среды.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Русская изба
- Русская изба. Проекты
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
Актуальность проблемы:
Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Я хочу, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру : русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки). Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому я серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Разрабатывая проект, используя методику «трех вопросов» :
Что мы знаем? Мы живем в России. Наш край называется Донской. Наш город называется Донецк. До нас тут жили казаки.
Что мы хотим узнать? Как жили люди на Руси? Какие есть русские традиции.
С помощью чего узнаем? Чтение и рассматривание книг, альбомов, просмотр презентаций, дидактические игры,
Цель:
Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитание общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений, художественных промыслов и традиций.
Задачи:
Способствовать формированию патриотических чувств у детей, любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.
• Продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством (с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков).
• Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах).
• Создать условия для активации творческого мышления детей (для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми).
• Способствовать развитию памяти детей дошкольного возраста путем дополнительных ассоциативных привязок ( приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям: гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
Методы реализации проекта :
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
• Познавательная деятельность
• Речевая деятельность
• Художественно-творческая деятельность
• Игровая деятельность
• Работа с родителями
Ожидаемый результат:
1. Дети получат знания об истории русского жилища – избы, об ее быте.
2. Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.
3. Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта : прялка, веретено, ухват, чугунок и др.
4. Научится изготавливать матрешку, дымковскую игрушку.
5. Узнают русские народные игры : «Лиса и зайцы», «Горелки», «У медведя во бору», «Жмурки», «Зайка беленький сидит»; хороводные: «Ровным кругом», «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок» и др.
6. Создать макет «Русская изба».
7. Пополниться предметно-развивающая среда в группе.
8. Дети покажут театрализованный спектакль по русской народной сказке «Колобок».
9. Итогом проекта проведем «Русскую ярмарку»
Подготовительный этап:
• Постановка цели и задачи
• Разработка проекта
• Подбор информационного материала по теме (стихи, приметы, иллюстрации, художественная литература, создание дидактических игр.
• Подбор материала для продуктивной деятельности.
• Организация предметно-развивающей среды в группе.
Основной этап:
День недели, дата Содержание ООД в рамках проекта
(Совместная работа педагога с детьми)
Свободная творческая деятельность детей
11.01.2021г.
Понедельник
«В гостях у Василисы Премудрой»
Цель: Знакомство с традициями и обычаями русского народа. «Слава русской старине»
Цель: закрепить знания детей о русской избе, о предметах быта, о том, как жили люди на Руси, чем питались, в чем готовили. Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство.
Чтение: Людмила Трифонова «Дымка», заучивание пословиц
Цель: Познакомить детей со стихотворением Дымка», пословицами.
Презентация: «Народные традиции».
Загадывание загадок и рассказывание потешек.
Цель: уточнять представление о загадках, учить отгадывать описательные загадки.
Игра: «Предметы старинного быта»
Цель: Способствовать формированию представления о предметах быта наших предков.
12.01.2021
Вторник.
«Эти мудрые русские сказки»
Цель: акцентировать внимание детей на то, что сказок очень много и оно все разные. Беседа «Русские народные сказки».
Цель: Вызвать интерес к русским народным сказкам.
Чтение сказки «Лисичка со скалочкой».
Цель: Помочь ребенку почувствовать красоту и выразительность русского языка, развивать слуховую и зрительную память, совершенствовать художественно- речевые навыки детей при чтение Рассматривание книжек, иллюстраций.
Цель: Учить детей при рассматривании любимых книг и иллюстраций радоваться от встречи с знакомыми героями; учить передавать свои впечатления сверстникам.
Подвижные игры : «Гори, гори ясно», «Мы на луг ходили»
Цель: учить детей выполнять движения согласно тексту хороводной песни.
13.01.2021
Среда.
«Чудо-чудное, диво-дивное» Беседа: "Народная праздничная одежда"
Углубить представление о русской наряде.
Обратить внимание детей на то, как выглядит тот или иной орнамент на сарафане.
Цель: Учить детей, отражать свои впечатления в речи и рисовании Аппликация: «Русский сарафан»
Цель: Формировать умение составлять узоры и украшать сарафан по мотивам русского народного искусства, закреплять приёмы аккуратной работы с клеем и ножницами.
14.01.2021
Четверг
«Золотые руки мастеров» Беседа «Как строили дом на Руси» Цель: формировать представления о строении избы (о частях русского дома, о процессе строительства).
Рассматривание картин художника Брусилов Станислав” Дети изготавливают из бумаги трубочки-бревна, предметы быта: кровать, печь,
стул; плетут из ниток коврик.
Закреплять умение, скручивать трубочки (стены – брёвна). Изготовление предметов быта.
15.01.2021
Пятница
«Весёлые матрёшки» Беседа о русской матрешке. Цель: Рассказать ребятам о рождении русской матрёшки. Донести ясное представление о символическом значении этой игрушки,. Наглядно показать разнообразие и богатство декоративного решения образа матрёшки в зависимости от характера художественного народного промысла ИЗО. Рисование «Русской матрёшки»
Цель: развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию. Развивать самостоятельность в придумывании рисунка сарафана, фартука матрёшки.
18.01.2021
Понедельник
«Зеленая лампа» Беседа: «Обычаи и традиции русского народа»
Цели: Вызвать у детей интерес к русским традициям. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её быте, некоторых исторических событиях, культуре. Воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов, мудрость традиций, воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое. Воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа.
Беседа о роли родителей в судьбе каждого ребенка.
Цель: учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие. Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр
19.01.2021
Вторник
«Веселая карусель»
Театрализованная постановка «Теремок»
Цель: Организовать реализацию данных задач, через все виды детской деятельности, направленных на формирование в детях творческого начала и личности ребенка.
Задачи: Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т. д.).Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т. д.). Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека. Дидактическая игра «Сложи сказку»
Самостоятельные игры с куклами в театральном уголке.
Подвижная игра: «Гуси-гуси»
Цель: учить бегать не натыкаясь друг на друга.
20.01.2021
Среда
«Русские посиделки» Беседа: "Народная праздничная одежда"
Углубить представление о русской наряде.
Обратить внимание детей на то, как выглядит тот или иной орнамент на сарафане.
Цель: Учить детей, отражать свои впечатления в речи и рисовании Рисование
"Народная праздничная одежда"
Цель: Познакомить с особенностями русской народной женской праздничной одежды.
21.01.2021
Четверг
«Щи да каша-пища наша»
Беседа: «Традиционная русская кухня» Цель: формирование уважительного отношения к традициям русских людей. Чтение сказки «Мужик и медведь» Цель: Учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и эмоционально выразительно воспроизводить слова текста.
Дидактические игры:
«Подбери мебель для избы», «Собери посуду».
Сюжетно – ролевая игра:
«Встречаем гостей»
Игры - драматизации:
«Теремок», «Заюшкина избушка».
Обыгрывание песни «Где был Иванушка?», танец: «Кадриль»,
22.01.2021
Пятница
«Народные колядка» Итоговое мероприятие «Пришла Коляда-отворяй ворота» Цель: Приобщить детей к русской традиционной культуре. Задачи: Поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры; Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни; Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма Вовлекать в действие всех детей, развивая творческую и речевую активность, коммуникативные качества.
Работа с родителями
(Дистанционное)
«Во что играли наши бабушки»
«Народные традиции и праздники»
«Потешки, прибаутки»
«Сказки, рассказанные на ночь»
Результат:
Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину. Благодаря, совместной с родителями, организации предметно-развивающей среды, использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с устным народным и декоративно – прикладным художественным творчеством уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.
Сплотился коллектив родителей и воспитателей.
Методическое обеспечение проекта :
Основная общеобразовательной программой дошкольного образования ООП «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой
Русские народные сказки.