Кузнецова Галина
Проект «Русь родная» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Русь родная»
Тип проекта : познавательно - творческий.
Вид проекта : групповой.
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспитатель.
Продолжительность: краткосрочный (1 месяц).
Дата проведения: 01.03.2022г. – 31.03.2022г.
Актуальность проекта : Россия, Русь! Куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы
Публикация «Проект „Русь родная“ для подготовительной группы» размещена в разделах
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки, и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив печальных у воды…
Люблю навек, до вечного покоя.
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Н. Рубцов.
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?
Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Русь родная».
Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.
Ведущей идеей данного проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества.
Цель: воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ.
Задачи:
- расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.
- знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.
- обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.
- воспитывать уважение к культурам других народов.
- развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.
- закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Дымкове, филимоновской игрушке, русской матрешке).
- воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.
Планируемые результаты проекта :
Расширение представлений детей об окружающем мире.
Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.
Повышение уровня сформированности нравственно - патриотических чувств воспитанников.
Знание правил народных игр, умение в них играть.
Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.
Продукт проектной деятельности : рисунки, творческие работы.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап :
-планирование деятельности, направленной на реализацию проекта;
-подбор методической и художественной литературы по теме;
-подбор информации для детей;
-пополнение развивающей среды дидактическим пособием (игры, иллюстрации).
Основной этап:
Дата проведения Мероприятия по реализации проекта
1 неделя Рассказ воспитателя о гжельской росписи
Рассматривание иллюстраций с изображением гжельской росписи
Чтение: легенда «Синее чудо Гжели», М. Боброва «Нежно-голубое чудо», легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет», О. Шарко «Гжель»
Раскрашивание иллюстраций
Беседа «Народные праздники на Руси. Масленица»
Чтение стихотворений о Масленице
Русские народные игры : «Ведьмина метелка», «Пирог»
Заклички: «Приходи, весна!», «Жаворонки»
2 неделя Рассказ воспитателя о хохломской росписи
Рассматривание иллюстраций с изображением хохломской росписи
Чтение: А. Рогов «Кладовая радости. Незамерзающие лесные ключи», П. Синевский «Как волшебница жар-птица…», О. Шарко «Хохлома»
Раскрашивание иллюстраций
Беседа «Бабушкин сундук»
Чтение: В. Даль «Старик – годовик»
Русские народные игры : «Петушиный бой», «Перетяни веревку», «Жмурки с колокольчиком»
Песенки – потешки: «Катя, Катя маленька», «Ранним – рано поутру»
3 неделя Рассказ воспитателя о дымковской игрушке
Рассматривание иллюстраций с изображением дымковской росписи
Чтение: стихотворения О. Шарко
Раскрашивание иллюстраций
Беседа о русской березе
Рисование «Березовая роща»
Русские народные игры : «Курочки и петушки», «Горелки», «Капканы»
Песенки – потешки: «Ласточка – ласточка», «Николенька – гусачок»
4 неделя Рассказ воспитателя о филимоновских игрушках
Рассматривание иллюстраций с изображением филимоновских игрушек
Чтение: О. Шарко «Мастерицам», «Филимоновская водоноска», «Свистулька»
Раскрашивание иллюстраций
Беседа «Русская матрешка»
Раскрашивание силуэта матрешки
Русские народные игры : «Мы веселые ребята», русская народная игра с платочком, «Жмурки»
Русская народная сказка «Жихарка»
5 неделя Рассказ воспитателя о городецкой росписи
Рассматривание иллюстраций с изображением городецкой росписи
Чтение: А. Рогов «Кладовая радости. Купавка»
Раскрашивание иллюстраций
Беседа «Как жили люди на Руси»
Рисование «Русь родная»
Русские народные игры : с «козликом», с «петушком»
Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»
Заключительный этап:
Подведение итогов.
Обработка и оформление материалов проекта.
Отчет по реализации проекта «Русь родная»
В ходе проекта воспитанники соприкоснулись с историей наших предков. У детей сформировались представления о народной культуре, традициях, обычаях, народных промыслах. Ребята убедились, как важно знать и изучать историю своего народа, культуру предков.
Было выполнено много ярких работ по «Художественно-эстетическому развитию».