Елизарова Оксана Валерьевна
Проект «Роль устного народного творчества в патриотическом воспитании детей первой младшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Автор-составитель: Елизарова Оксана Валерьевна.
ОУ: МАДОУ «Детский сад №56» г. о. Самара.
Занимаемая должность: воспитатель.
Наименование проекта «Роль устного народного творчества в патриотическом воспитании детей первой младшей группы»
Вид проекта Исследовательско-творческий.
Разработчик проекта Елизарова О. В.
Публикация «Проект „Роль устного народного творчества в патриотическом воспитании детей первой младшей группы“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Устное народное творчество
- Темочки
Основные исполнители проекта Елизарова О. В. воспитатель, дети и родители воспитанников
Цель проекта Формирование патриотических чувств у детей первой младшей группы посредством ознакомления с устным народным творчеством.
Основные задачи проекта 1. Обеспечить условия для патриотического воспитания детей первой младшей группы, посредством ознакомления с народным творчеством.
2. Познакомить воспитанников с видами русского народного фольклора.
3. Обогащать речь воспитанников, посредством ознакомления с устным народным творчеством.
4. Формировать у детей первой младшей группы чувство причастности к наследию русского народа.
5. Развивать умение у дошкольников на примере произведений русского народного фольклора давать правильную оценку хороших и плохих поступков героев.
Ожидаемые результаты реализации проекта 1. Повысится интерес у воспитанников к русскому народному фольклору.
2. Обогатится словарный запас детей.
3. Будет разработана система работы по ознакомлению детей первой младшей группы с устным народным творчеством.
4. Будут формироваться нравственные чувства (доброжелательное отношение друг к другу, к родителям, животным и т. д.).
5. Повысится педагогическая грамотность родителей.
6. Будет формироваться умение оценивать поступки героев, на основе прочитанных произведений.
7. Будет проходить успешная социализация вновь поступивших детей в группу.
Критерии эффективности проекта Диагностика детей.
Основные принципы проекта Системность, учет возрастных и индивидуальных способностей воспитанников, взаимодействие с родителями.
Нормативно-правовая база проекта - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (внесены изменения от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ; от 2 июля 2021 г. № 322-ФЗ).
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и план мероприятий по ее реализации (распоряжения Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р; от 12 ноября 2020 г. № 2945-р).
- Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г.)
Материально-техническое обеспечение проекта
1. Иллюстративно – наглядный материал: библиотека иллюстраций по русским народным сказкам, настольный театр, театр на магнитах, альбомы для рассматривания «Веселая матрешка», «Деревянные игрушки», «Моя любимая игрушка», «Загадки об игрушках».
2. Подборка художественной литературы.
3. Творческая мастерская. Материал для продуктивной деятельности (изготовление книжек-малышек по потешкам).
4. Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, пальчиковые игры.
5. Беседы, загадки.
6. НОД по данной тематике.
Учебно-методическое обеспечение проекта 1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. - 6-е изд., доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
2. Рабочая программа воспитания к основной образовательной программе ДОО / Под ред. Н. Е. Вераксы, Э. М. Дорофеевой, И. И. Комаровой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021
3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий с детьми 2-3 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
4. Ефанова З. А. Познание предметного мира. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). – Волгоград: Учитель.
5. Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми : технологические карты на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). Авт. -сост. О. Н. Небыкова. – Волгоград: Учитель, 2017.
6. Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Вторая группа раннего возраста. 2-3 года. – 2-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
7. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр для детей раннего возраста : 2-3 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022.
Введение
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно без усвоения культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками множеством поколений и закрепленного в произведениях народного искусства.
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.
И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его.
Актуальность
В наши дни произведения устного народного творчества практически не используются. В семьях знают все меньше обрядов, забывают песни и колыбельные, мало рассказывают сказок, потешек и прибауток.
В современной жизни дети окружены в основном современными ритмами, игрушками, компьютерными играми, мультфильмами с «супергероями» и телефонами. Все это не всегда отличается хорошим вкусом и не способствует становлению нравственной личности.
Поэтому сегодня является актуальной задача - привить детям любовь к русской народной культуре, познакомить с её истоками, традициями, ремеслами, фольклором.
Зная тот факт, что именно русское народное творчество активно воздействует на чувства и разум ребенка раннего дошкольного возраста, развивает его восприимчивость, эмоциональность, я считаю работу с различными жанрами фольклора, как наиболее доступным средством нравственного и патриотического воспитания. Ведь содержание потешек, прибауток, песенок, сказок показывает примеры дружбы и честности, трудолюбия и товарищества. Характерно для фольклорных форм торжество справедливости, победа добра над злом, счастливый конец для доброго героя. Поэтому, на мой взгляд устное народное творчество (фольклор) помогает ребенку выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывают стремление подражать хорошему и противиться плохому.
На протяжении нескольких лет работы с детьми раннего дошкольного возраста; из частых бесед с родителями, после их анкетирования на тему «Роль фольклора в семейном воспитании детей» я поняла, что детей недостаточно знакомят с русскими народными сказками, не используют потешки в жизни и колыбельные при укладывании детей спать.
Таким образом, возникают противоречия: с одной стороны, необходимость формирования у дошкольников нравственных и патриотических чувств, посредством ознакомления с фольклором, но непонимание родителей о важности такой работы, с другой стороны стремление родителей к тому, чтобы вместе с детьми больше узнать о словесном творчестве русского народа, но отсутствие целенаправленной системы работы в этом направлении, побудило меня к разработке данного проекта.
Цель: формирование патриотических чувств у детей первой младшей группы посредством ознакомления с устным народным творчеством (фольклором).
Задачи:
1. Обеспечить условия для патриотического воспитания детей первой младшей группы, посредством ознакомления с народным творчеством.
2. Познакомить воспитанников с видами русского народного фольклора.
3. Обогащать речь воспитанников, посредством ознакомления с устным народным творчеством.
4. Формировать у детей первой младшей группы чувство причастности к наследию русского народа.
5. Развивать умение у дошкольников на примере произведений русского народного фольклора давать правильную оценку хороших и плохих поступков героев.
6. Воспитывать у детей доброжелательные отношения к окружающим людям и друг другу, доброе чувство ко всему живому, любовь к своей Родине, посредством ознакомления с фольклором.
Материально – техническое и методическое обеспечение проекта :
1. Иллюстративно – наглядный материал: библиотека иллюстраций по русским народным сказкам, настольный театр, театр на магнитах, альбомы для рассматривания «Веселая матрешка», «Деревянные игрушки», «Моя любимая игрушка», «Загадки об игрушках».
2. Подборка художественной литературы.
3. Творческая мастерская. Материал для продуктивной деятельности (изготовление книжек-малышек по потешкам).
4. Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, пальчиковые игры.
5. Беседы, загадки.
6. НОД по данной тематике.
Методы и формы работы, направленные на реализацию проекта :
Словесный: беседы, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы во время организации НОД, в режимных моментах.
Наглядный: наблюдения, рассматривание картин, предметов быта, игрушек в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах и НОД.
Практический: продуктивная деятельность, упражнения вовремя НОД, режимных моментах.
Игровой: игры, драматизация в режимных моментах, в совместной деятельности.
Ожидаемые результаты:
1. Повысится интерес у воспитанников к русскому народному фольклору.
2. Обогатится словарный запас детей.
3. Будет разработана система работы по ознакомлению детей первой младшей группы с устным народным творчеством.
4. Будут формироваться нравственные чувства (доброжелательное отношение друг к другу, к родителям, животным и т. д.).
5. Повысится педагогическая грамотность родителей.
6. Будет формироваться умение оценивать поступки героев, на основе прочитанных произведений.
7. Будет проходить успешная социализация вновь поступивших детей в группу.
Этапы работы над проектом :
I «Предварительный» : январь – февраль.
Цель: определение основных этапов и направлений работы по реализации данного проекта с детьми и родителями воспитанников : мониторинг детей, анкетирование родителей, подбор методической и художественной литературы, оснащение педагогического процесса.
На данном этапе педагог должен:
1. Подобрать и изучить научную и методическую литературу по теме.
2. Создать развивающую среду в группе, позволяющую соприкоснуться дошкольникам с наследием прошлого русского народа.
3. Составить картотеку русских народных сказок для детей раннего дошкольного возраста.
4. Разработать картотеку потешек по лексическим темам, применяемых в ДОУ и в группе, а так же картотеку потешек, используемых во всех режимных моментах в совместной деятельности педагога с детьми в группе.
5. Повысить педагогическую культуру родителей и создать систему взаимодействия воспитателя и родителей в этом направлении.
II «Основной» : февраль – март.
Цель: организация и обогащение предметно-пространственной среды и
реализация перспективного плана работы с детьми и родителями воспитанников по данному проекту.
На этом этапе, проводится следующая работа:
- Проведение бесед, занятий, дидактических игр по ознакомлению с устным народным творчеством.
- Рассматривание иллюстраций.
- Разучивание потешек, колыбельных песенок, прибауток.
- Отгадывание загадок.
- Проведение подвижных народных игр.
- Чтение художественной литературы детям.
- Творческая мастерская : рисование, лепка, аппликация, конструирование.
- Прослушивание и пение русских народных песенок.
- Создание в группе условий для реализации проекта : подбор книг в уголок, иллюстраций русских народных сказок.
III «Заключительный» : конец марта.
Цель: обобщение полученных результатов знаний у воспитанников и их родителей об устном народном творчестве русского народа, о его влиянии на формирование нравственных и патриотических чувств детей первой младшей группы.
На заключительном этапе проводится:
- Анализ результатов по реализации проекта.
- Работа по приобщению родителей к участию в жизни детского сада.
Перспективный план проекта
Образовательная область Образовательная деятельность
Познавательное развитие Занятие: Рассказывание русских народных сказок : «Репка», «Курочка ряба», «Теремок», «Волк и козлята», «Три медведя».
Беседа с детьми: «Матушка родная мой дружок».
Д/ И: «Подбери матрешке чашку», «К куклам в гости».
Рассматривание иллюстраций.
Обыгрывание стихотворных текстов : «Ладушки, ладушки», «Сорока-ворона».
Создание альбомов: «Деревянные игрушки», «Веселые матрешки», «Моя любимая игрушка», «Загадки об игрушках».
Слушание русских народных сказок в аудиозаписи.
Речевое развитие Разучивание стихов и пословиц, считалочек по теме проекта.
Отгадывание загадок.
Чтение художественной литературы.
Д/ И: «Где зайка?», «Расскажи сказку по картинкам».
Разрезные картинки: «Что у бабушки в лукошке?»,
«Три медведя».
Художественно-эстетическое развитие Рисование «Разноцветные клубочки», «Кто живет в избушке?», «Украсим матрешкам самовар», «Украсим дымковскую уточку», «Салфетка для мамы».
Лепка: «Маленькая Маша», «Красивая птичка», «Угостим петушка горошком».
Аппликация: «Украсим рукавички».
Конструирование: «Забор вокруг дома», «Дом для животных», «Домик для матрешки».
Художественно ручной труд: открытка для мамы «Одуванчики в траве».
Прослушивание русских народных песенок.
Фольклорное развлечение «Бабушкины забавушки».
Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «В гости к бабушке», «Сварим гостям кашу».
Физическое развитие Подвижные игры: «Салочки», «Сбей кеглю», «Ручеек».
Работа с родителями:
Вид деятельности Дата
Анкетирование родителей на тему:
«Роль фольклора в семейном воспитании детей» Январь
-Знакомство родителей с темой проекта. Январь
-Привлечение родителей к участию в фольклорном развлечении «Бабушкины забавушки». Февраль-март
- Помощь в создании мини музея «Деревянные игрушки». Март
Консультации для родителей:
«Потешный фольклор»
«Домашняя библиотечка ребенка 2-3 лет»
«Музыкальный фольклор в воспитании детей раннего возраста»
«Читаем детям»
«Какие сказки читать ребенку на ночь»
«Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста» Январь-март
Вывод: Я убеждена, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в патриотическом воспитании детей. Каковы же результаты использования в работе детского фольклора? Малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы. В группе всегда звучит смех. Мои воспитанники много и с удовольствием играют. В играх самостоятельно используют потешки. На музыкальных занятиях стали более эмоциональны и активны. Умывание, одевание и прочие режимные моменты стали для них делом приятным.
Список используемой литературы:
1. Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Вторая группа раннего возраста. 2-3 года. – 2-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999
3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий с детьми 2-3 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
4. Ефанова З. А. Познание предметного мира. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). – Волгоград: Учитель.
5. Мартынова А. Н. «Детский поэтический фольклор». - СПб., 1997.
6. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». - Санкт - Петербург. Детство - Пресс. 2010
7. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. - 6-е изд., доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
8. Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми : технологические карты на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). Авт. -сост. О. Н. Небыкова. – Волгоград: Учитель, 2017.
9. Рабочая программа воспитания к основной образовательной программе ДОО / Под ред. Н. Е. Вераксы, Э. М. Дорофеевой, И. И. Комаровой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021
10. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр для детей раннего возраста : 2-3 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022.
11. Т. С. Комарова «Народное искусство – детям», «МОЗАИКА –СИНТЕЗ», 2018.