Екатерина Шипилова
Проект «Роль хореографии в познании народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №52 «Маячок»
ПРОЕКТ
«Роль хореографии в познании народной культуры»
Автор: Шипилова Екатерина Сергеевна, педагог дополнительного образования
Тамбов, 2022 г.
Паспорт проекта
Темочки:
- Музыкальное развитие
- Народная культура, фольклор
- Проекты, проектная деятельность
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Цель Приобщение воспитанников к русскому народному танцевальному искусству и танцам народов мира.
Задачи 1. Познакомить воспитанников с русским народным творчеством и творчеством народов мира : фольклор, песни, танцы, костюмы;
2. Обучить детей элементам русских народных танцев и танцев народов мира;
3. Воспитывать уважение к русским народным традициям, пробуждать интерес к культуре России;
4. Способствовать укреплению физического и психологического здоровья.
Тип проекта Информационно – творческий.
Участники проекта Воспитанники старшего дошкольного возраста, родители (законные представители).
Ожидаемые результаты 1. Проявление интереса воспитанников и родителей к познанию народно – сценической хореографии;
2. Развитие творческого потенциала
воспитанников;
3. Формирование знаний о народной культуре, предметах народного быта, народных праздниках и традициях, песнях, обрядах и обычаях.
4. Обучение теоретическим и практическим
навыкам народно-сценической хореографии;
5. Использование знаний и умений на практике:
участие в организации и проведении народных праздников и конкурсах по народному танцу;
6. Сохранение и укрепление здоровья детей.
Период реализации 10.01.2022 г. – 25.12.2022 г.
География проекта Проект реализуется на базе МБДОУ «Детский сад №52 «Маячок», г. Тамбов.
Целевая аудитория проекта Воспитанники 5 – 7 лет.
Руководители проекта Шипилова Екатерина Сергеевна, педагог дополнительного образования
Актуальность
В рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России актуальна реализация проекта «Роль хореографии в познании культуры». Важно помнить о нашем наследии, ведь Россия — огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат своими искусством, традициями и обычаями.
Многие современные дети зачастую не проявляют интерес к изучению русского танца, а также к танцам народов мира. Поэтому для получения наилучшего результата необходима совместная работа воспитанников, педагога и родителей. Наш проект направлен на формирование у воспитанников интереса к народным танцам посредством изучения, привлечения детей к постановочной работе и исполнительству. Важное место в данном проекте занимает изучение русского народного танца. Проект способствует формированию художественного вкуса детей, эстетического, нравственного и патриотического воспитания; развивает умение работать в коллективе, стремление к сотрудничеству.
Ход реализации проекта
Реализация проекта происходит в III этапа:
I этап – подготовительный. На данном этапе с применением видеоматериалов, бесед о творчестве и культуре выявлены знания детей о русской народной культуре, традициях и обычаях. На основе полученных данных разработан план творческих мероприятий, сделан подбор музыкальных, дидактических игр, подбор методического материала для занятий: комплексы движений для танцев-минуток, хореографических постановок, различных игр для реализации задач проекта.
II этап – основной. Реализация данного проекта началась с приобщения дошкольников к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям. В январе в ДОУ прошли «Крещенские вечерки». Хозяйка горницы и ее помощница радушно принимали гостей, распоряжаясь, когда песни петь, хороводы водить, играть, да гадать-ворожить. Пожалуй, нет другого праздника, который отличался бы таким богатством обычаев, обрядов и традиций. В рамках декады народной песни, посвященной Году культурного наследия народов России, в феврале в онлайн – формате организован песенный челлендж "Пой, Масленица!", а также «Частушечная эстафета», которая передавалась в течение дня от групп к группе. В ней приняли участие дети всех возрастных категорий. Эстафета прошла успешно, а воспитанники смогли прочувствовать и поближе познакомиться с частушкой, как с жанром русского песенного фольклора, а главное, получили положительные эмоции. Частушки в дошкольном учреждении создали атмосферу радости, веселья и хорошего настроения. Танцевальный экскурс «Русский перепляс» был не менее познавательным и интересным для ребят старшего дошкольного возраста. Дети познакомились с плясовыми песнями, сопровождающие русские народные танцы. Дошколята не только подпевали, но и ритмично двигались – грациозно в хороводе, красиво в кадрили, слаженно в переплясе! В целях популяризации народного искусства и приобщения детей к культурным традициям русского народа с марта в дошкольном учреждении проходят «Фольклорные посиделки», в которых принимают участие воспитанники вместе с мамами и бабушками дети ежедневно погружаются в атмосферу русского музыкального творчества. Народные песни и танцы, частушки, хороводы, наигрыши, исконно-русские состязания и забавы – вот фольклорный материал, составляющий основу весенних посиделок. Виртуальный альманах «Главные праздники Руси», яркое и запоминающиеся мероприятие марта. Воспитанники с помощью «карусели времени» смогли совершить виртуальное путешествие в прошлое, где познакомились с главными праздниками русского народа.
Работа в рамках проекта «Роль хореографии в познании народной культуры» ведется не только в стенах дошкольного учреждения, но и за её пределами, дошкольники активно принимают участие в городских, областных, Всероссийских конкурсах и фестивалях. Целью подобных мероприятий является приобщение детей к традициям русского народа, выявление талантливых коллективов в различных жанрах хореографического искусства, продвижение талантливых детей, активизация, популяризация и развитие различных стилей и направлений хореографического искусства. Хореографический коллектив детского сада принял активное участие в фестиваль – конкурсе «Зимний венец», проходивший на базе концертного зала «Ивушка». Представив на суд компетентного жюри хоровод «Русские узоры», в номинации «Русский народный танец», в возрастной категории 4 – 6 лет. Выступление получилось творческим и запоминающимся и было отмечено высокими оценками строгого, но справедливого жюри. По итогам фестиваля — конкурса детский танцевальный коллектив «Акварель» награжден дипломом Лауреата I степени.
На данный момент проект не реализован, но видны хорошие результаты работы.
Планируемые мероприятия для реализации проекта «Роль хореографии в познании народной культуры» :
Фольклорный час «В нашей печи вкусны калачи»;
Музыкально – игровая программа «Балалайки звонкая струна»;
Участие во Всероссийском конкурсе – фестивале хореографического искусства «Весенний венок»;
Фольклорно – игровая программа «Из старины глубокой»;
Участие в городском конкурсе «Танцевальный серпантин»;
Хороводный фестиваль «А у наших у ворот – хоровод»;
Посиделки «В гостях у самовара»;
Музыкальный фестиваль «Мелодии земли Тамбовской»;
Открытое занятие с применением технологии «Танцевальных пазлов» – «Русский сапожок».
III этап – заключительный. Мероприятия в рамках проекта «Роль хореографии в познании народной культуры» будут направлены на раскрытие творческого потенциала дошкольников, их духовного обогащения. Проект поможет в значительной степени расширить и обогатить исполнительские возможности воспитанников, овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов.
Реализация проекта необходима для того, чтобы сформировать интерес воспитанников к народным танцам, расширить кругозор детей, развить их творческие способности, способствовать формированию художественного вкуса, эстетического, нравственного и патриотического воспитания, а также развить умение работать в коллективе и стремление к сотрудничеству.
Приложение 1
«Крещенские вечорки»
«Частушечная эстафета»
Танцевальный экскурс
«Русский перепляс»
«Фольклорные посиделки»
Всероссийский конкурс-фестиваль
«Зимний венец»
«Главные праздники Руси»