Галина Шаврина
Проект «Родной свой край люби и знай»
▼ Скачать + Заказать документы
Вводная часть.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. Подмена ценностей в современном обществе вызвала острейший дефицит культуры общения, доброты и внимания друг к другу. Все чаще нам, педагогам, приходится сталкиваться с такими негативными проявлениями у детей, как агрессия, эмоциональная холодность, неуступчивость и т. п. Кто же сможет оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей? Такими людьми являются родители дошкольников и воспитатель, непосредственно работающий с детьми. Главное не упустить время, ведь именно дошкольный возраст является периодом начальной социализации ребенка, приобщения его к миру искусства и культуры, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия, миром людей, предметов, природы и собственным миром. Это период, когда формируется чувство патриотизма: любовь и привязанность к родному краю, Родине, желание беречь и умножать её богатство.
Темочки:
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Изучив современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной и культурной жизни родного края, города (а через него Отечества) я пришла к выводу, что: проектная деятельность является наиболее эффективной в работе по социализации дошкольников.
Проект на тему «Родной свой край люби и знай» мы начали реализовывать с начала учебного года.
Работа над проектом «Родной свой край люби и знай» носит интегрированный характер. В течение года в рамках проекта спланированно : проведение игр, исследований в детском саду и дома, экспериментирование, чтение книг, сочинение собственных рассказов детей, организацию выставок.
Реализация проекта направлена на решение задач ФГОС ДО:
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей малой и большой Родине.
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
Аннотация к проекту :
Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. Решение данной проблемы мы видим в реализации проекта : «Родной свой край люби и знай!»
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
1 Прошлое, настоящее и будущее родного края. (История родного города, памятные и исторические места, мемориалы памяти, государственная символика России, Тулы, города Болохово.
2 «Никто не забыт! Ничто не забыто!» (ВОВ и подвиг русского
солдата на Тульской земле)
3 Народные промыслы Тульского края.
4 Флора и фауна родного края.
5 Животный мир Тульского края.
Актуальность проекта
В любом обществе воспитание гражданина и патриота, ценящего родную землю, ее традиции и национальную культуру, уважающего историю своего города и Родного края, относится к числу приоритетных направлений работы. Понимание того, что Родина человека начинается с места, где родился, придет к ребенку только тогда, когда он поймет, что его край родной – это частица большой Родины. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе и крае.
Задачи проекта :
Дидактические задачи:
• Дать знания детям о родном городе : истории и культуре, символике, достопримечательностях, промышленных объектах.
• Дать знания о подвиге советского солдата в годы ВОВ.
• Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
• Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
• Познакомить с народными промыслами Родного края.
• Познакомить с культурой и традициями Тульского края.
• Расширить знания детей о флоре и фауне, животном мире края.
• Приобщать детей к истокам народной культуры : фольклору, песням, танцам.
Прогнозируемый результат.
• Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и родного края его культурных ценностей.
• Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
• Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
• Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по всем разделам предложенных тем.
• Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Болохово и Тульской области, поможет сформировать заботливое отношение к родному краю.
• Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Организационно-практический этап.
• Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Город Болохово – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Тульский край!»
• Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Народные промыслы Тульского края”, «Хлеб – всему голова!», «Птицы и животные Тульского края».
• Разучивание стихов песен о городе и родном крае.
• Разучивание народных танцев.
• Оформление мини – музеев «Народные промыслы».
• Проведение мастер классов «Тульское деревянное кружево» и «Обрядовая кукла в жизни людей»
• Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
• Изготовление макета «Улицы родного города».
• Оформление стенда «Любим! Помним! Не забудем!»
В группе был создан Мини – музей «Народные промыслы»
В Мини - музее были представлены экспонаты: гимн и герб города Болохово, ручники (полотенца) с вышивкой, глиняные игрушки-свистульки Филимоновская и Дымковская. А также предметы с росписью в технике гжель, хохлома, городец.
Развивающая среда группы.
Оформление интерактивной доски по теме «Мой любимый город» (история и настоящее).
Для самостоятельного рассматривания детям предлагались тематические папки «Народные промыслы Тульского», "Природа Тульского края", "история создания города Болохово", "Памятники и архитектура города Болохово" ,"Прошлое и будущее моего города"
Познавательная и речевая деятельность:
Цикл познавательных занятий, на темы:
- «Город Болохово – прошлое и настоящее»,
- «Памятники и достопримечательности города Болохово»,
- «ВОВ на Тульской земле»
- «Моя Родина – Тульский край!»
Речевая деятельность:
Составление рассказов на тему: «О нашем городе мы свой ведем рассказ»
Чтение произведений Соколова-Микитова «Соль земли» и Г. В. Вершинина «Моя малая Родина»
Заучивание стихотворений:
С. Я. Маршака «Лучше нет родного края» и З. М. Левиной «Мой любимый город»
Знакомство с литературой о родном городе : «Филимоновская чародеи», «Раздумья у родника» - Тульские народные напевы, «В центре России», «Умельцы Тульского края», «Тульский Левша».
Рассматривание тематических папок «Достопримечательности моего города», «Народные промыслы тульского края», «Хлеб – всему голова!», «Птицы и животные тульского края».
К 9 мая в группе оформили Мини - Стенд «Этот День Победы»
Провели цикл занятий по теме «Подвиг советского солдата в годы ВОВ» (по тематике Тульского края)
Дети подготовили стихотворения посвященные героям танкистам, летчикам, артиллеристам, пехоте.
Прослушали песни военных лет: «Катюша», «День победы», «Синий платочек», «Вставай, страна огромная».
Экскурсия с детьми в музей «Тульский самовар».
Экскурсия с детьми в тульский музей оружия.
Опытные экскурсоводы познакомили детей с историей создания разнообразного оружия доспехов, панорамой боёв за Тулу.
Мастер класс «Тульский пряник».
В гости к детям пришла мастерица. Она познакомила детей с историей создания Тульского пряника. Познакомила с предметами, необходимыми ей для работы: деревянные формы разного размера для печатных пряников, показала как готовят тесто для пряников, рассказала, что рецепт изготовления пряника держат в секрете.
Предложила детям рассмотреть альбом с изображениями пряников разной формы, размера, рисунка на них, рассказала о том, сколько медалей получили тульские пряники на различных выставках за свои вкусовые качества, затем угостила детей медовым пряником.
Художественно-эстетическая деятельность (продуктивная) :
-Создание коллективного макета «Улица моего города»
- Конструирование по теме: «Мой город будущего»
- Лепка с использованием природного материала.
- Лепка по теме народные промыслы «Филимоновские и Дымковские игрушки и свистульки».
Совместная деятельность детей и родителей
Выставка совместных работ по теме «Мой любимый город»
- В течение года с родителями проводилось анкетирование по теме проекта.
- Педагогами также были предложены консультации «Как правильно знакомить ребенка с историей родного города и края», «Как воспитать патриота своей Родины»…
- В раздевальной комнате были оформлены папки – передвижки «Родной свой край люби и знай», «С чего начинается Родина».
- С родителями проведен конкурс «Лучшая частушка о родном крае, городе». Победители исполнили свои частушки на досуге «Край свой родной люби и знай».
Результативность.
Дети.
У детей появился устойчивый интерес к изучению культуры и истории родного города и края
Сформировался необходимый минимум исторический знаний, чувство национального достоинства.
Появились знания о культуре и исторических событиях города, его значимости в истории Родного края.
Расширились знания о традициях, достопримечательностях, памятниках архитектуры нашего города.
Расширились знания о народных промыслах Родного края.
Родители:
Стали более активными, у них появилось желание принимать участие в жизни группы, участвовать в совместных мероприятиях, праздниках и развлечениях.
Родители начали проявлять больше интереса к воспитательно-образовательному процессу в группе.
Повысилась заинтересованность к возрождению народной культуре своего города к края.
Приняли активное участие в создании предметно – развивающей среды в группе.
Результат проекта
По результатам итоговой диагностики было выявлено
Дети имеют представление о городе, в котором они живут. Знают, свою «малую» Родину, испытывают чувство гордости за свой край.
Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности.
Имеют представления о памятниках родного края.
Проявление интереса к родному краю находит отражение в детских рисунках, рассказах.
Знают культуру, обычаи и традиции родного края.
Знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.
Могут назвать народные промыслы Тульского края.
Привиты нравственно-патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края.