Наталья Давыдова
Проект «Родная страна»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №29"
тема проекта :
"Родная страна"
Выполнила:
воспитатель высшей кв. категории
Давыдова Наталья Александровна
Нижегородская область,
г. о. г Арзамас,
Проблема: Приехав с летнего отдыха ребята стали делиться своими впечатлениями. Дети рассказывали и показывали фотографии, где они побывали. Воспитанники поставили перед собой цель ответить на вопрос: что мы можем узнать о родной стране.
Актуальность:
Публикация «Проект „Родная страна“» размещена в разделах
В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и, прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. Дети мало знают о празднике единства, как он возник, и кому посвящен. Дошкольники не испытывают чувства гордости за историю своей Родины, не чтят память защитников России. Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решается в ДОУ, но результаты исследования показывают, что у некоторых детей отмечается низкий уровень знаний истории посёлка, края, страны; отсутствует познавательный интерес; родители тоже затрудняются в знании истории родного края и не имеют возможности посещать культурные мероприятия, из-за высокой занятости.
Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного края. Решением данной проблемы является реализация проекта : «Россия - Моя Родина»
Федеральный государственный образовательный стандарт ДО выдвинул следующие требования: П. 1.4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. П. 2.6. Формирование представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, традициях семьи, общества и государства. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» «… ставит своей целью создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, …укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию».
Объект и предмет проекта : Достопримечательности города и области и их влияние на формирование патриотических качеств дошкольников.
Цель проекта : Формирование представлений у детей о нравственно- патриотическом воспитании через реализацию проекта
Ожидаемый результат:
• сформировано представление о родной стране, желание быть патриотом своей Родины;
• повышены интересы дошкольников к своему городу, своей стране;
• приобретены детьми навыки социального общения с взрослыми и сверстниками;
• сформировано умение выражать собственное мнение, анализировать, реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;
• воспитаны нравственные качества личности: доброты, уважения к старшим, любви к Отчизне;
• сформировано знание истории своей страны, ее героев.
Задачи:
Формировать систему ценностей ребенка, приобщая к историческому, культурному наследию малой Родины и России;
Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;
Содействовать развитию личностных качеств патриотизма, справедливости, доброты, представления о долге;
Обогащать развивающую предметно-пространственную среду дидактическими играми и пособиями, способствующими развитию патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста и проектную деятельность;
Повысить компетентность родителей по вопросам патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста и проектной деятельности детей.
Проект рассчитан на 1 год.
Участники проекта : группа детей старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, сотрудники детского сада.
Развивающая предметно-пространственная среда. В группе создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда : оформлен уголок патриота, где размещены символика государства, художественная литература о родной стране (К. Ушинский «Наше Отечество», М. Исаковский «Поезжай за моря, океаны…», А. Прокофьев «Родина» и др., размещены тематические альбомы: «Города России», «Моя семья», «Книга Памяти «Их забыть мы не имеем права», представлен лепбук «Наш Арзамас», создан мини-музей «Русская горница». Созданы условия для самостоятельной деятельности детей (раскраски, изготовлены творческие дидактические игры «Собери флаг России», «Собери герб России», «Кукла в национальном костюме», «Вокруг света» и др.) Созданы презентации: «Наша Родина - Россия», «Интерактивная экскурсия по столице Нижегородской области – Нижнему Новгороду».
- Реализации проекта способствовали следующие формы работы:
• - Анкетирование родителей на тему "Отношение родителей к патриотическому воспитанию детей",
• - Родительское собрание
• - консультации для родителей
• - беседы с детьми,
• - чтение художественной литературы,
• - ОД:
• - Организация практического участия в мероприятиях активизирующих деятельность детей дошкольного возраста.
• - Организация экскурсии:
• - в Арзамасский дендрарий
• - в библиотеку
• в Историко-художественный музей
• - Конкурс рисунков «Там, где я живу - красиво!»
• Выступление
• в школе: «Концерт, посвящённый Дню Победы»
• Участие в городском фестивале «Патриотической песни»
Список литературы
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М. : ТЦ Сфера,2014.- 96с.
• Алешина, Н. В. : Знакомим дошкольников с родным городом и страной : конспекты занятий / Н. В. Алешина. - Москва : Сфера, 2016г. - 111 с.
• Ветохина А. Я., Дмитренко З. С., Жигналь Е. Н. : Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Издательство «Детство-Пресс», 2017г.
• Журавлева В. Н. : Проектная деятельность старших дошкольников. Паспорт проекта, модели занятий, дидактические игры. Издательство Учитель, г. Волгоград 2016г.
• Князева О. А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. ФГОС/-Изд-во «Детство-Пресс»,2016-304с
• Леонова, Н. Н. Неточаева Н. В. : Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой практико-ориентированный проект. Издательство Учитель 2017г.
• Сертакова Н. М., Кулдашова Н. В. : Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно- исследовательской деятельности. Издательство Учитель 2019г.
•
Содержание проекта
Здесь был реализован непосредственно образовательный проект «Родная страна». В ходе работы над проектом мы выделили 3 подэтапа:
1. Подготовительный подэтап :
На нем проходило обсуждение проекта : ребята поделились на группы. Каждая рабочая группа поставила перед собой цель ответить на вопрос: что мы можем узнать о родной стране. Воспитанники изучили географическое местоположение России, познакомились с материалом в энциклопедиях, рассмотрели альбомы «Города России». Итогом обсуждения стало создание маршрутного листа
Основной подэтап включал в себя работу по прохождению намеченного маршрута. Путешествуя от одной станции к другой с воспитанниками проводились различные формы работы.
Дети совершили прогулку по Арзамасу, цель которой расширить знания о своем родном городе, его улицах, достопримечательностях.
Воспитанники посетили городскую детскую библиотеку, в которой познакомились с праздником «День народного единства». В ходе экскурсии ребята закрепили свои знания о символике государства, узнали о народных ополченцах Кузьме Минине и князе Дмитрии Пожарском.
Во время посещения историко-художественного музея узнали «историю русского лаптя». (Из чего сделаны лапти, как и кто их плел и носил. В рамках тематической недели «Наша Родина Россия» воспитанники просмотрели презентацию «Моя страна» которая познакомила их со страной, в которой они живут. Ребята узнали о том, что в России живут люди разной национальности и культуры, закрепили знания о символике государства.
Одним из видов работы стало создание рисунков на тему «Там, где я живу - красиво», цель которой совершенствовать умения отражать в рисунке красоту своего края.
В ходе реализации проекта с воспитанниками проводилась образовательная деятельность Например:
ОД «Главный город нашей страны». Цель: формировать представление детей о Москве – столице нашей родины, истории ее возникновения. Закрепить знания воспитанников о главе государства, символике Российской Федерации.
ОД «Барельефная лепка с элементами обрывной аппликации «Вечный огонь». Цель: способствование формирования знаний детей о вечном огне, воспитание чувства патриотизма, формирование умения изготавливать поделки методом барельефной лепки при работе со звездой, а так же методом обрывной аппликации при работе с пламенем огня.
Способы: рассматривание иллюстраций «Вечный огонь», экскурсия к вечному огню, чтение рассказа В. Богомолова «Вечный огонь».
ОД «Городецкие узоры» Цель: ознакомление воспитанников с Городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора, формирование интересов к русскому прикладному искусству, воспитание желания создавать и творить по мотивам русского народного творчества
Способы: использование ИКТ, экспериментирование с цветом, беседа, показ образцов, художественное слово, физкультминутка, использование музыки.
ОД «Интерактивная экскурсия по Нижнему Новгороду» Цель: ознакомление воспитанников с городом Нижний Новгород как главным городом Нижегородской области, дать представление о Нижегородском кремле, о народных ополченцах Кузьме Минине и князе Дмитрии Пожарском.
ОД «коммуникативное развитие через знакомство с картиной В. Васнецова «Богатыри»». Цель: формирование представлений о героическом прошлом русского народа, знакомство детей с образами защитников земли Русской.
Интегрированное ОД «Флаг страны». Цель: закрепление знания воспитанников о символике государства, формирование умения изготавливать поделки методом лепки из пластилина.
Интегрированное ОД «Березка- символ русской души». Цель: способствовать формированию у детей знаний о природе родного края, воспитывать желание создавать и творить по мотивам русского народного творчества.
В ходе реализации проекта в самостоятельной деятельности ребята применяют полученные знания в игре.
Например, в ходе игры «Собери флаг страны» воспитанники закрепляли знания о цветах Российского флага.
Во время игры «Собери герб страны» совершенствовали умения складывать целую картинку из частей, закрепляли знания о символике государства.
Играя в игру «Одень куклу в национальный костюм» дети совершенствовали знания о национальностях людей проживающих в России, об особенностях национального костюма и его элементах. Учились находить сходство и отличие национального костюма с другой национальной одеждой.
Нравится ребятам игра с лепбуком «Наш Арзамас». Воспитанники с удовольствием рассматривают картинки с достопримечательностями Арзамаса, отгадывают по фотографиям знаменитых жителей города. Тем самым закрепляют знания о родном городе, культуре, людях.
С удовольствием все дети принимают участие в русских народных играх, таких как: «Золотые ворота», «Ай, ду-ду», «Веночек», «Ручеек» и др.
В самостоятельной деятельности ребята организуют концерты, на которых исполняют русские народные песни.
Мы активно взаимодействуем с социальными партнерами. Студенты ННГУ им. Лобачевского наши частые гости, которые помогают нам в проведении различных мероприятий. Сотрудничаем с историко-художественным музеем и детской библиотекой № 6
Реализуя любой образовательный проект нельзя не сказать о работе с родителями. Особенно если речь идет о формировании патриотических чувств ребенка. Поэтому с родителями мы начали работу еще на подготовительном этапе (это анкетирование). На основе полученных результатов предъявленных анкет была определена тематика консультаций и родительских собраний. Например, в ходе собрания по теме: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» совместно с родителями разработанапамятка по патриотическому воспитанию детей в семье.
В процессе реализации проекта «Родная страна» в уголке для родителей были размещены памятки и папки-передвижки. Тематика их разнообразна.
В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т. д. Совместная работа ребенка и взрослого в семье позволяет наладить связь поколений, способствует развитию эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в себе, чувства собственного достоинства.
Наши родители стали активными помощниками при создании макетов «Мой Арзамас», «Нижегородский Кремль», помогли ребятам разработать маршрут выходного дня «Памяти павшим будем достойны».
Заключительный подэтап работы над проектом включал в себя участие детей в мероприятиях различной направленности:
1. Участие в городском фестивале «Патриотической песни»
2. в конкурсе чтецов «Этих дней не смолкнет слова»
3. в школьном концерте, посвященном Дню Победы.
4. Участие в спортивных состязаниях «Военное соревнование»
5. Возложение цветов к памятникам павшим героям Родины
6. С воспитанниками изготовлена коллективная работа «Моя страна – мой дом родной»
7. Ребятами созданы книжки-малышки «Моя страна»
8. Участие в выставке рисунков «Моя страна - Россия»
9. Участие к интерактивной игре «Путешествие по городу Арзамасу»
10. Итогом всего проекта стало участие ребят в прохождении квеста «Мы едем по России»
На заключительном этапе нашей работы была проведена повторная диагностика сформированности патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста. Сравнительный анализ диагностик начала года и после проделанной работы позволяет нам сделать вывод, что уровень формирования патриотических чувств значительно повысился. Все воспитанники смогли назвать страну в которой проживают, ее государственную символику, рассказать о достопримечательностях родного города, дети проявляют интерес к событиям жизни страны.
Таким образом, планомерная работа по воспитанию патриотических чувств способствовала обогащению знаний дошкольников, пополнению активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления у детей. умения отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.
Новизна опыта заключается в использовании метода проектов по воспитанию патриотических чувств детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
Перспектива: Продолжать работу с детьми по формированию патриотических чувств детей