Шурыгина Наталья
Долгосрочный проект «Развитие творческих способностей детей младшей группы с помощью развивающих игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Развитие творческих способностей детей младшей группы с помощью развивающих игр».
Актуальность темы:
В настоящее время образовательная деятельность в дошкольных учреждениях ведется по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС дошкольного образования). Одной из задач Стандарта является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Публикация «Долгосрочный проект „Развитие творческих способностей детей младшей группы с помощью развивающих игр“» размещена в разделах
Творческие способности ребёнка - способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.
Развитие творческих способностей у младших дошкольников начинается примерно в 3-4 года, когда они, накопив информацию, применяют её для игры.
Творческие способности подразумевают наличие подвижности мышления, быстрой ориентировки, нестандартных подходов решения больших и малых задач.
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной педагогом или самостоятельной. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными. Ребенок играет, развивается и обучается одновременно.
Новизна проекта заключается в создании системы работы с использованием развивающих игр, направленных на развитие творческих способностей и талантливого мышления младшего дошкольника в ходе обучения его самостоятельному поиску решений, выбору вариантов выполнения заданий в процессе разнообразных видов деятельности.
При развитии мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать. Таким образом, развивая у детей творческих способностей, мы даём им возможность быть востребованными в современном взрослом мире.
Цель инновации:Повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через систему развивающих игр
Задачи:
Создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Формировать у младших дошкольников с помощью развивающих игрмыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация.
Формировать умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий.
Укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое.
Важным условием развития творческих способностей является создание обстановки опережающего развития детей. Необходимо окружить ребенка такой средой, которая стимулировала бы его разнообразную деятельность.
Приступив к работе в младшей группе, я собрала родительское собрание и предложила им участвовать вместе со мной в данном проекте. Результатом, которого у их детей будет заложена основа развития творческих способностей и талантливого мышления.
Для реализации поставленных целей и задач нами был разработан план работы, который включал следующие этап, включающий такие под этапы:
1. Изучение методической литературы по теме.
2. Изучение информационно-правовой базы по вопросам внедрения современных образовательных технологий. Изучение статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».
3. Разработан перспективный план работы с детьми и их родителями, подготовлена предметно-развивающая среда. Для этого в группе создан уголок по сенсорике для развития всех видов восприятия, для реализации особенностей речевого развития детей, эмоционально-положительного отношения к предметам и действиям к ним.
4. Подобран необходимый дидактический материал и игры для работы с детьми согласно перспективному плану.
5. Необходимая помощь родителей. Приобретение пособий и материала.
В картотеку вошли следующие дидактические игры: «Определение на ощупь», «Найди предмет указанной формы», Длинная-короткая», «Какого цвета фигурки» и мн. др.
Второй этап предполагает непосредственную плодотворную работу с детьми. Для возникновения интереса у детей организовывались игры. Мыстремились, что бы действия обыгрывались, был включен в игру интересный сюжет. Работа с детьми велась на протяжении всего дня, включала разнообразные виды детской деятельности, а также режимные моменты: «Какого цвета супчик», «Чей шарфик длиннее», «Шуршание листьев», «Сделай отпечаток на снежке».
Следует учитывать, что дидактические игры проводились с учетом индивидуальных особенностей детей.
Одним из направлений деятельности была разработана система работы с родителями. При обсуждении данного вопроса, мы исходили из того, что работа в саду не даст должного эффекта, если не обеспечить сотрудничества с семьей. Для родителей были организованы консультации, беседы, наглядный материал. Было организовано родительское собрание, родителям было предложено совместно с воспитателями и детьми поучаствовать в данном проекте. Результатом, которого у их детей будет заложена основа развития творческих способностей и талантливого мышления.
Были показаны игры, которые способствуют совершенствованию творческих способностей у ребенка, стимулируют его разнообразную интеллектуальную, мыслительную, умственную деятельность.
В ходе работы с детьми мы заметили, что у детей появился интерес к окружающему миру, они стали больше внимания обращать на свойства окружающих предметов, идемонстрировать эти знания в окружающей среде.
Дети стали с интересом играть в дидактические игры, отмечая свои успехи. У родителей вырос уровень знаний по дидактическим играм и влиянию игр на интеллектуальные, умственные, творческие способности детей. Родители стали проявлять больший интерес в дальнейшем развитии своих детей. Это проявляется в выполнении рекомендации и советов. Они чаще стали задавать вопросы, с большим интересом откликаются на просьбы и советы воспитателей.
Мы работаем в группе младшего дошкольного возраста детского сада с детьми 3-4 года. Это самое благоприятное время для упражнений в дидактических играх, без которых не возможное нормальное формирование умственных способностей ребенка. Интеллектуальное,умственное,творческое развитие ребенка-это развитие кроется в первую очередь в его восприятии об окружающей среде, внешних свойствах предметов, его цвете,форме,величине,положения в пространстве, запахе и т. д.
Одной из эффективных форм работы с детьми по развитию творческих способностей с помощью развивающих дидактических игр считаю умственную, интеллектуальную деятельность. Всоответствии с этим был разработан ряд занятий по конструированию, сенсорике, развлечениям, игровым ситуациям.
Были изготовлены дидактические игры «Нарисуй прическу», «Цветной паровоз», «Чудесный мешочек».
Была составлена картотека дидактических игр на воображение, сенсорных эталонов и развития мелкой моторики пальцев «Необычные картины», «Художник в зоопарке», «Лоскутное одеяло», «Оживи ладошку».
Совместно с родителями в группе была организована библиотека пособий и методической литературы по дидактическим играм развивающего характера для работы воспитателя во второй младшей группе.
Мы старались подобрать соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые способствуют совершенствованию творческих способностей у ребенка, стимулируют его разнообразную интеллектуальную, мыслительную, умственную деятельность.
Практический этап проекта.
Октябрь. «Разложи по цветам».
Развитие творческого и логического мышления, формирование умения различать и называть четыре основные цвета: красный, синий, зелёный, жёлтый. Закреплять умения детей составлять узор, ориентируясь на цвет.
Ноябрь. «Сложи контуры птиц, животных, людей».
Развитие воображения, образного мышления, графических навыков, художественного вкуса.
Декабрь. «Елочка». Выкладывание счетных палочек.
Развитие умений решать логико-математические задачи на поиск предмета по признакам, развивать творческое воображение. Продолжение темы “Новый год. Зимние праздники”.
Январь. «Сделай фигуру с двойным контуром».
Развитие сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мышления. При этом, ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному, творческому мышлению.
Февраль. «Узнай фигуру на ощупь»
Закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. нахождение знакомых предметов на ощупь, определение фактуры материала на ощупь.
Март. «Разложи фигуры по сортам»
Учить детей называть геометрическую форму и цвет, учить выкладывать изображение по образцу, из нескольких фигур. Развивать мелкую моторику пальцев рук, память, внимание и речь. Воспитывать усидчивость и желание творить.
Апрель. Итоговая презентация. Игра «Нарисуй прическу».
Развивать внимание, зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления («справа», «слева», «вертикально», «горизонтально» «по диагонали» на листе бумаги, развивать графические навыки и мелкую моторику пальцев рук через умение повторить различные линии по образцу.
Формирование интереса к выполнению графических упражнений и заданий.
Заключение.
У воспитанников повысился интерес к развивающим играм. Словарь детей существенно обогатился. Мы заметили гармоничное развитие как познавательных, так и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий. Речь детей стала более внятной, понятной, эмоционально окрашенной. Ребята активно осуществляют ситуации полюбившихся развивающих игр в повседневную деятельность, в игру, отражают полученный опыт и знания в художественной, продуктивной деятельности. Дети стали более открытыми, раскрепощенными в общении со взрослыми и сверстниками. Наш опыт работы в группе раннего развития показал, что развивающие игры несут тепло и доброту, поэтому дети очень любят заниматься с ними и процесс усвоения материала идет значительно быстрее.
Проведя анкетирование, любопытно было узнать, как сами родители оценивают результаты совместной работы в рамках проекта по инновации. Большинству родителей нравиться возможность получить полезные советы, рекомендации по приобретению и изготовлению той или иной игры, а так же наглядно увидеть плюсы и минусы в развитии своего ребенка.
Анализируя полученные результаты следует сделать вывод о эффективности проделанной работы по инновационному проекту.
Предполагаю, что дальнейшая работа по использованию развивающих игр как способу формирования творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста даст более четкие положительные результаты.
Перспективы работы:
Оформление картотеки развивающих игр в группе в соответствии с возрастными особенностями детей второй младшей группы.
Разработка игр, в процессе которых развиваются не только творческие способности детей, но происходит развитие психических функций : анализ, синтез, классификация.
Продолжать работу по данной теме.
Изучать новинки методической литературы.
В работе с родителями в дальнейшем так же планирую включать анкеты, консультации, беседы.
Список используемой литературы.
1. «Дидактические игры и занятия в ДОУ: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ». Е. Н. Панова. Воронеж: ЧП Лакоценин С. С. ,2007.
2.«Ступеньки творчества или развивающие игры» / Б. П. Никитин. - 3-е изд., доп. - М. : Просвещение, 1989.
3.«Дидактические игры в детском саду». А. И. Сорокина. М. : Просвещение, 1982.
4. «Игровые занимательные задачи для дошкольников: пособие для воспитателя детского сада». З. А. Михайлова. Кишинев: Лумина, 1987.