Ирина Назаренко
Пояснительная записка к программе «Развитие речи детей через ознакомление с творчеством писателей и поэтов Алтайского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Первый раздел. Целевой.
Пояснительная записка
Чувство любви к своей стране, к своей Родине, к своей земле должно быть у каждого человека. Каждый должен любить свою Родину и гордиться тем, что она у него есть.
Малая родина — это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения. Наша малая родина – Алтай, чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых полей, привольных степей и цветущих садов. Край, в котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя, учёные и спортсмены, художники и музыканты.
Публикация «Пояснительная записка к программе „Развитие речи детей через ознакомление с творчеством писателей и поэтов Алтайского края“» размещена в разделах
- Алтайский край
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Республика, область, край. Список городов
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Данная программа знакомит детей старшего дошкольного возраста с поэтами и писателями, родившимися в Алтайском крае и посвятившими ему свои произведения.
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленным исследованиям уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, - поэтому роль педагога состоит в том, чтобы заинтересовать детей старшего дошкольного возраста, побудить в них интерес к литературным произведениям, уважение к книге.
Актуальность обращения к объективной проблеме приобщения детей к поэтам и писателям Алтайского края обусловлена тем, что в сегодняшней образовательной практике не определено место и время деятельности по ознакомлению детей с произведениями детских Алтайских писателей и поэтов. Дошкольникам читают мало, бессистемно и зачастую книги, которые случайно оказываются под рукой у воспитателя.
Художественная литература как неотъемлемая часть проникновения ребенка в мир русского литературного языка служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
По результатам аккредитации детскому саду был присвоен государственный статус «ЦРР – 1 категории». В ДОУ особое внимание уделено познавательно-речевому развитию.
Выбранная мною тема рабочей программы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с творчеством поэтов и писателей Алтайского края» способствует не только развитию познавательных интересов, но и формирует любовь к родному краю, интерес к прошлому и настоящему.
Задачи программы :
- формировать представление об особенностях творчества детских писателей и поэтов Алтайского края;
- способствовать развитию речи через заучивание произведений поэтов Алтайского края;
- способствовать развитию речи через инсценировку произведений детских писателей Алтайского края;
- способствовать развитию речи через пересказ произведений детских писателей Алтайского края;
- формировать умение использовать полученные представления в разнообразных жизненных ситуациях.
Основные принципы и подходы реализации программы :
1. Принцип личностно-ориентированного взаимодействия (в процессе обучения дети выступают как активные исследователи; партнёрство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения с детьми; ориентация на личность ребенка, обеспечение условий для творчества детей и проявления уникальности каждого ребенка).
2. Принцип наглядности (широкое представление соответствующих изучаемому материалу наглядных пособий (иллюстрации, фотографии, книги и др.) и технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным).
3. Принцип последовательности ( изучение материала происходит последовательно: переход с менее объемных произведений к произведениям, которые сложнее по содержанию, по количеству событий и по количеству героев, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе; первоначально знакомство с творчеством, а затем с самими произведениями детских писателей и поэтов Алтайского края).
4. Принцип занимательности (изучаемый материал для детей предлагается интересным, увлекательным с целью формирования желания у них выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата).
5. Принцип научности (на занятиях воспитатель формирует у детей реальные представления и знания. Эти знания не вступят в противоречие с теми, которые будет давать школа) .
6. Принцип доступности (учебный материал программы понятен ребенку, соответствует его возрасту, уровню подготовки и развития. Новое содержание связано с имеющимися у детей знаниями, с их личным опытом).
7. Принцип креативности (ребёнок имеет возможность осознать свои способности и реализовать их, согласно интересам, в различных видах деятельности).
8. Принцип интеграции («Художественное творчество» (в рамках его интеграции «Социально-личностное развитие» и «Познавательно-речевое развитие»).
9. Принцип коллективности (у детей формируются способы сотрудничества со взрослыми и сверстниками в условиях совместной деятельности).
10. Принцип добровольной активности (дети не принуждаются, а заинтересовываются деятельностью).
11. Принцип безоценочности (со стороны воспитателя не даются отрицательные оценки деятельности детей,
12. Принцип индивидуализации (при проведении мероприятий создаются условия для подготовки и демонстрации детской инициативы).
13. Принцип эффективного и позитивного взаимодействия с родителями (мотивированное, заинтересованное и совместное проведение мероприятий, общение – когда родители являются активными участниками мероприятий).
После реализации рабочей программы дети будут готовы и способны:
- по собственной инициативе поддержать диалог по особенностям творчества детских писателей и поэтов Алтайского края;
- самостоятельно рассказать об особенностях творчества детских писателей и поэтов Алтайского края;
- самостоятельно и выразительно рассказать наизусть произведение (или отрывок) детских поэтов Алтайского края;
- самостоятельно пересказать произведение детских писателей Алтайского края;
- инсценировать произведения и отрывки из произведений детских писателей и поэтов Алтайского края;
- по собственной инициативе создавать иллюстрации к произведениям детских писателей и поэтов Алтайского края;
- самостоятельно узнавать по отличительным характеристикам поэтов и писателей Алтайского края и их произведения;
- самостоятельно строить устное высказывание по содержанию произведения (оценка события, характеристика героя др.);
- самостоятельно использовать полученные представления в различных жизненных ситуациях;
- делить впечатлениями со сверстниками о сюжетах, поступках героев.
После реализации рабочей программы в группе :
- оформлен в книжном «островке» тематический раздел с фотографиями и произведениями «Поэты и писатели Алтайского края»;
- изготовлены атрибуты к инсценировкам произведений детских писателей и поэтов Алтайского края;
- собрана коллекция иллюстраций о природе Алтайского края;
- оформлена выставка книг детских писателей и поэтов Алтайского края;
- оформлена фотовыставка по результатам экскурсии в районную детскую библиотеку.
Второй раздел. Содержательный.
Прежде чем определить направления и основное содержание работы, выбрать наиболее эффективные основные методы и приёмы, необходимо создать условия, важные для успешного воспитания и развития ребё нка в детском саду:
• создание учебно-материальных, гигиенических, морально-психологических, эстетических условий;
• большое количество материалов для «исследований», много пособий, игр, то есть развивающая и обучающая среда;
• осуществление личностно-ориентированного подхода к ребёнку в процессе обучения и воспитания. Демократический (партнёрский, доверительный) стиль общения (воспитатель – партнёр, но партнёр инициатор и консультант);
• создание положительного микроклимата в коллективе;
• высокий профессиональный уровень педагогов;
• поиск новых путей в построении развивающей среды и жизненного пространства в детском учреждении в целях обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями. Достаточная свобода для деятельности (свобода, но не анархия).
В календарно-тематическом планировании «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с творчеством поэтов и писателей Алтайского края» целесообразно использовать следующие способы, формы и методы образовательного сотрудничества:
- литературные исследования по художественным произведениям и творчеству детских писателей;
- проведение экскурсий, викторин, игр-путешествий;
- инсценировка литературных произведений;
- встречи с детскими поэтами и писателями Алтайского края;
- творческие конкурсы чтецов;
- презентация детьми продуктов собственной творческой деятельности (стихотворения, иллюстрации, фотографии и др.);
- тематические беседы;
- оформление выставок;
- наблюдение;
- прослушивание аудиозаписи;
- пересказ;
- дидактические игровые упражнения;
- разучивание наизусть;
- выразительное рассказывание;
- рассматривание иллюстраций;
- конкурсы и др.