Лилия Бунина
Проект «Развитие речи детей посредством театральной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность проекта :
В современном мире все чаще живое общение детям заменяют компьютер и телевидение, и эта тенденция растет. Вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Публикация «Проект „Развитие речи детей посредством театральной деятельности“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Актуальность данного проекта определяется растущим количеством детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, отклонения в эмоционально-волевой сфере.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально – духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему, интересы их ограниченны, игры однообразные.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение. В период адаптации ребёнка к школе у многих первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, у других суетливость, т. е. у детей отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.
Чтобы оградить детей от этих проблем, необходимо, начиная с дошкольного возраста проводить коллективные развивающие и специальные театральные игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбодрить зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Театрализованная деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные навыки. Воздействие театрализованной деятельности на психическое развитие ребенка с недостаточным развитием речи основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте. Актуальность проекта состоит в том, что театрализованная деятельность сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка, развитие эмоционально-волевой сферы.
Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность. Театрализованная деятельность является благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Постановка проблемы
Одним из непременных условий успешности ребенка в школе является развитие речи, коммуникативных навыков. Такая помощь дошкольникам может состоять, например, в организации игры-театрализации, театрализованной деятельности, способствующей развитию речи, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков и развитию ребенка в целом. Ведь именно игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. Приведу высказывания педагогов об игре:
«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития» (Д. В. Менджерицкая).
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его задерживает.
Театрализованная деятельность, к тому же, предполагает объединение взрослых (не только педагогов, но и родителей воспитанников) и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора. Данная деятельность строится по законам сотрудничества и сотворчества. Поэтому очень важно на сегодняшний день — создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Цель проекта : развитие связной, выразительной речи у детей посредством театрализованной деятельности, формирование умения излагать свои мысли последовательно.
Задачи:
• учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;
• формировать грамматический, лексический строй речи;
• развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
• продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;
• продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности;
• продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;
• пополнять литературный запас детей за счет инсценировки, драматизации сказок, рассказов, потешек и пословиц;
• воспитывать чуткость к художественному слову, зачитывать отрывки с наиболее яркими описаниями;
• развивать мелкую моторику рук;
• формировать умение воплощать услышанное в инсценировках;
• создание и совершенствование развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей развитие речи старших дошкольников.
Участники проекта :
• дети старшего дошкольного возраста (5 -6 лет);
• воспитатели группы;
• родители.
Сроки реализации проекта : краткосрочный (сентябрь-ноябрь)
Вид проекта : познавательный, краткосрочный, групповой.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап:
- анкетирование родителей;
- планирование основных мероприятий.
2. Основной этап:
Беседа о театре, о профессиях работников театра
Чтение сказок, художественных произведений
Рассматривание иллюстраций о театре
Беседа с презентацией «Театральный этикет»
Викторина «Театральные профессии»
Викторина «Герои сказок»
Совместная деятельность по изготовлению декораций, атрибутов, реквизитов для спектаклей и драматизаций
Образовательная деятельность «Смастери сказку» по изготовлению игрушек из бумаги, картона, пластилина и т. д.
Подготовка к драматизации: разучивание ролей, подбор и подготовка костюмов и декораций (изготовление театральных афиш и билетов).
Индивидуальная работа с детьми по подготовке к драматизации сказок, по развитию интонационной выразительности, пантомимы.
Показ театра каждой группой младшим воспитанникам.
Этюды с настольными куклами «Гуси», «Утром дед», «Козлик», «Заинька»;
Упражнение на внимание и память «Рассмотри и расскажи», «сочини сказку»;
Этюды на выразительность жеста «Баю-бай», «Сорока –сорока», «Мы шагаем по сугробам», «Гости», «Идет коза рогатая»;
Конусный театр «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Кот петух и лиса»
Комплекс игр для развития речи «Наши уточки с утра…»
Упражнения на внимание и память: «Проверь себя», «Кто пришел?», «Вспомни игрушку»;
Упражнения на развитие воображения : «Предположим, что…», «Ковер-самолет», «Прогулка в лес»;
Этюды на выразительность жеста: «Самолеты загудели», «Ох, ох, что за гром»;
Кукольные спектакли: театр ложек «Колобок», верховые куклы на гапите «Теремок», «Как собака себе друга искала», «Коза - дереза», «Два жадных медвежонка»
Комплекс народных игр для развития речи «Гуси-гуси…»
Театр с «живой рукой»;
Упражнение в управлении куклами;
Упражнения на развитие внимания : «Не будем скучать», «Будь внимателен», «Сочини сказку»;
Упражнение на развитие памяти «Художник»;
Этюды на выражение основных эмоций: «Егорушка-Егор», «Заяц, Заяц, чем ты занят?»
Комплекс игр на развитие правильной речи «Сказочная страна»
Этюдный тренаж на воображение «Слушаем звуки»;
Этюдный тренаж на мышление: «Друг заболел», «Наш оркестр»;
Спектакли с участием кукол с «живой рукой» : «Кукла Матрешка», «Маша и Паша»
Комплекс игр «Развиваем речь, играя»
Театрализованное представление «Масленица»
Показ театрализованных представлений с участием детей всех возрастных групп и родителей (итоговое мероприятие)
Анкетирование «Театр и дети»
родительские собрания
Наглядная информация «Развитие психических процессов у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
Размещение материала на сайте воспитателя
3. Заключительный этап.
- показ театрализованного представления «Дюймовочка» с участием детей
- подведение итогов
- публикация отчетов о работе на сайте воспитателя и ДОУ
-оформление лэпбука «Мы играем в театр»
Ожидаемый результат:
-разработана система развития речи детей через театрализованную деятельность;
-создана развивающая предметно-пространственная среда;
-положительная динамика в развитии речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей;
-повысился интерес к художественной литературе, театрализованной деятельности;
-обогатился игровой опыт детей;
-повысилась активность родителей воспитанников, проявляющаяся в участии в жизни детей в группе (сотрудничество, совместная подготовка к спектаклям, пошив костюмов, сопереживание, заинтересованность, понимание значимости развития речи и эмоционального мира детей);
- детско-родительские отношения оптимизировались, улучшилось качество воспитательного-образовательного процесса.