Ирина Самылова
Проект «Развитие познавательной деятельности детей в процессе экологического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Развитие познавательной деятельности детей в процессе экологического воспитания»
Составители: Воспитатель : Самылова Ирина Александровна,
Новосибирск 2020
Обоснование необходимости проекта
Публикация «Проект „Развитие познавательной деятельности детей в процессе экологического воспитания“» размещена в разделах
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки : учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира и воспитания экологического сознания маленького человека.
Экологическое воспитание – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Обогащается память ребенка, активируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершенствовать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации и обобщения, то есть экологическое воспитание является хорошим средством познавательного развития ребенка.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что экологическое воспитание дает возможность реализовать познавательное развитие ребенка и заложить фундамент экологического сознания.
Тип проекта : исследовательский, познавательный, творческий.
Продолжительность проекта : долгосрочный (2020-2021г)
Участники проекта
В реализации проекта принимают участие родители и дети группы №5 «Березка», а также воспитатели и специалисты ДОУ.
Задача детей в этом проекте – развитие творческих способностей и познавательной активности, расширение представлений, обогащение словаря, развитие интересов к окружающему миру и приобщение родителей к сотрудничеству с ними.
Задача родителей – сотрудничество с воспитателями и детьми, решение различных проблем в реализации проекта, создании совместных рисунков, принимать участье в акциях, проводить дома беседы и пр.
Задача воспитателя – помочь детям и родителям в осуществлении проекта и создать для эго условия. Не только дети, но и родители очень заинтересованы проектом, каждый хочет внести свой вклад.
Цель: экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста
Задачи:
-направит активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы;
-воспитывать гуманно-ценностное отношение к природе;
-воспитывать любовь к животному и растительному миру
- активизировать познавательную деятельность и творческое самовыражение;
- создание развивающей среды (приобретение и изготовление необходимых для работ с детьми экологических игр и наглядного материала; оформление центра природы);
- привлечение родителей для реализации проекта.
Описание проекта : стратегии и механизмы достижения поставленных целей
Этапы проекта
1. Методический – подбор литературы по данной проблеме.
2. Организационно-подготовительный – беседа о проекте, выявление у детей их представление о Земле и космосе (метод трех вопросов – что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что мы узнали, консультация родителей, знакомство их с задачами проекта, развитие мотивации.
3. Основной – беседы, наблюдения, опыты, игры, д/и игры, рисование, лепка, чтение книг, просмотр мультфильма, создание выставок работ, оформление группы.
Заключительный – создание книги «Красная книга Новосибирской области»; создание лепбука: животные, птицы, насекомые красной книги; изготовить макет Земли; изготовление карты Новосибирской области с животными, птицами, насекомыми, птицами, занесенными в красную книгу; тем самым пополнить развивающую среду в группе.
Сентябрь Октябрь Ноябрь
Развивающая среда Экологический центр Разделение зон: животные, птицы;
Картотеки животных: на земле, в воздухе, в воде, насекомые Скворечник на дереве – на участок;
Создание дерева для скворечников
Работа с родителями 2 недели мониторинг РАССМОТРЕНИЕ ВСЕХ ВИДОВ ЖИВОТНЫХ Выставка работ, сделанная совместно с родителями «Осеннее чудо»;
Акция- «Поможем птицам вместе!»- изготовление скворечников
Индивидуальная работа С Дианой К., Димой К., Михеем Б- готовим иллюстрации для книги «Основные насекомые в Новосибирской области» ФЕДЯ И МАНЯ слепили сказочную птицу
Работа со специалистами Театрализация муха цокотуха ( закрепили тему : насекомые) Театрализация- «Теремок» : логопед Л. В, музыкальный педагог А. П
Совместная деятельность Уборка огорода;
Наблюдение за червяком;
Настольный театр- «Насекомые»;
Дидактические игры;
Книга- «Основные насекомые в Новосибирской области»;
Просмотр мультфильма- «Мама для мамонтенка», беседа о вымирающих животных, птицах и т. д. Изучение растений: «Посадим цветы в месте»;
эксперимент «Вода или земля?»;
Наблюдение за луком;
Декабрь Январь Февраль
Развивающая среда На площадке расположить дерево для установки скворечников
В ГРУППЕ :
Расположить карту НО в группе: - запрещающие и разрешающие знаки в ЭКО, ДЕДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ Сделать лэпбук о насекомых, птицах;
Заполнение карты НО птицами Совместно с родителями наполнить природный центр различными энциклопедиями и т. п
Работа с родителями Принести зерна для птиц Фото выставка «Каникулы на природе» Сбор энциклопедий, научной литературы и т. п;
Подготовка костюмов к спектаклю
Индивидуальная работа Для центра природы вылепить птицу из соленого теста Сделать контейнеры по утилизации ненужного мусора Из крупы сложить картину
Работа со специалистами С педагогом по ИЗО Н. Н – обозначить контур на карте С инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем провести игровое развлечение. Закрепит знания о животных, птицах, правилах поведения в лесу Викторина с логопедом С. А по звукам-«Что я уже знаю»
Совместная деятельность Составление природных знаков;
Экспериментирование со снегом и водой- «Вылепи фигуру» Наблюдение за птицами;
Уборка снега на участке;
Чтение художественной литературы о животных Совместный поход в зоопарк;
Фото отчет
МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ
Развивающая среда «Цветы на окне;
Пополнение карты НО животными;
Макет Земли «Огород на окне»;
Карта НО с животными, птицами, насекомыми, цветами;
Красная книга Высадка растений на огород;
Посадка деревьев
Работа с родителями Принести каждому из дома отросточек цветка;
Конкурс «Моя планета-Земля!», посвященный празднику- день Земли Родительское собрание: подведение итогов;
Презентация Акция «Посади дерево»
Уборка территории после зимы;
Фото отчет о проделанной работе;
Индивидуальная работа Посадка растений Уход за растениями
Работа со специалистами Театрализация … Спортивное развлечение с инструктором по физической культуре. Закрепление материала с логопедом.
Совместная деятельность Лепбук животные;
Праздник- развлечение «Моя планета- Земля! (30 марта) Открытое занятие;
Подготовка к спектаклю: атрибуты Совместная викторина «Знатоки красной книги!»;
Так же в конце года будет проходить открытое занятие; викторина; планируется на день театра театрализация; Акция «Посади дерево» с родителями; различные развлечения; посадка цветов на клумбе; родительское собрание, где будет представлена презентация; Фото отчет о проделанной работе!