Татьяна Анисимова
Проект по развитию чувства любви и уважения к родителям в условиях ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Развитие эмоций играет важную роль в гармоничном развитии личности. С помощью выражения эмоций маленький ребенок передает своеобразие своего внутреннего мира, который словами он выразить не может. В более поздние периоды детства эмоции определяют роль взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, с помощью них определяется отношение ребенка к социальной действительности.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
Развитием и значением проявления эмоций у детей занимались многие педагоги и психологи, такие как Л. С. Выгодский, А. Д. Кошелева, Я. З. Неверович и др.
Любовь в самом юном нежном возрасте – это то, что позволяет обогатить внутренний эмоциональный мир малыша. Теперь он любит не только маму с папой, не только брата или сестру, он любит чужого, неродного человека, он учится проявлять заботу о нем, в его характере закладываются первые признаки альтруизма. Ребенок начинает понимать особенность и индивидуальность другого человека, а тем самым он невольно развивает и свой внутренний мир.
Объект исследования: чувства любви у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития чувства любви к семье в условиях ДОО.
Цель исследования: изучить процесс развития чувства любви к семье в условиях ДОО.
Задачи исследования:
1. Раскрыть возрастные особенности развития эмоций и чувств.
2. Определить семью, как институт гармоничного развития личности дошкольника и особенности привития чувства любви.
3. Представить проект «Воспитание любви и уважения к семье у детей старшего дошкольного возраста».
4. Разработать рекомендации о развитии чувств любви у детей дошкольного возраста в семье.
Глава 1. Теоретические основы изучения чувства любви в семье как фактора гармоничного развития личности
1.1. Возрастные особенности развития эмоций и чувств
Примерно к 1,5 – 2 годам начинают закладываться простейшие нравственные эмоции. Стимулирующим фактором этого является похвала или порицание со стороны взрослых, которая формирует первоначальное развитие «хорошо – плохо».
Эмоции детей второго года жизни тесно взаимосвязаны с успешностью их предметной деятельности. Источником появления данных эмоций могут являться: объект предстоящего действия, ситуации, в которой предстоит действовать, собственные действия, результат самостоятельной деятельности. Другими словами, переживания теперь связываются с успешным или неуспешным овладением умениями, а также результатом своей деятельности. В связи с этим можно утверждать, «что происходит дальнейшая социализация эмоций».
Начинает проявляться эмоциональное отношение к сверстнику. При обращении внимание взрослого на состояние другого ребенка малыш 2 – 3-х лет способен проникнуться к своему сверстники симпатией.
Дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека (по результатам исследований психологов, 95 процентов опрошенных детей пяти - семи лет в целом правильно определяют эмоции других людей). При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти (эту эмоцию правильно назвала половина опрошенных дошкольников, испуга (всего 7 процентов детей дали правильные ответы, удивления (лишь 6 процентов.
Дети, прежде всего, обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике - позе и жестам.
Поведение окружающих по отношению к ребенку постоянно вызывает у него разнообразные чувства — радость, гордость, обиду и т. д. Ребенок, с одной стороны, остро переживает ласку, похвалу, с другой — причиненное ему огорчение, проявленную к нему несправедливость.
Чувства малыша менее осознанны, чем чувства взрослого. Они вспыхивают быстро и ярко и столь же быстро могут гаснуть. Переход от одного состояния к другому часто молниеносен: бурное веселье, а через минуту - слезы. Управлять своими переживаниями ребенок не умеет, почти всегда он оказывается в плену у чувства, которое его охватило
Дошкольники испытывают чувства любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, часто проявляют по отношению к ним заботу, сочувствие.
Вместе с тем, когда другой ребенок (даже любимый им брат, сестра) пользуется, как кажется дошкольнику, большим вниманием, он испытывает чувство ревности.
Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, переносятся им и на персонажей художественных произведений - сказок, рассказов; он сочувствует несчастью Красной Шапочки немногим меньше, чем реальному несчастью. Он может вновь и вновь слушать одну и ту же историю, но его чувства к персонажам от этого не ослабевают, а становятся даже сильнее: ребенок вживается в сказку, начинает воспринимать ее персонажей как знакомых и близких. Он идентифицируется с любимыми персонажами, сочувствует тем, кто попал в беду.
Особое сочувствие ребенка вызывают положительные герои, но он может пожалеть и злодея, если тому приходится уж очень плохо. Чаще, однако, дети возмущаются поступками отрицательных персонажей, стремятся защитить от них любимого героя.
Чувства, испытываемые ребенком при слушании сказок, превращают его из пассивного слушателя в активного участника событий. Ужасаясь предстоящим событиям, он в испуге начинает требовать, чтобы закрыли книгу и не читали ее дальше, или сам придумывает более приемлемый, с его точки зрения, вариант той части, которая его пугает. При этом нередко ребенок берет на себя роль героя.
Любовь и нежность по отношению к другим людям связаны с возмущением и гневом против тех, кто выступает в глазах ребенка в качестве их обидчиков. Ребенок неосознанно ставит себя на место человека, к которому он привязан, и переживает боль или несправедливость, испытанную этим человеком, как свою собственную.
1.2. Семья, как институт гармоничного развития личности дошкольника и особенности привития чувства любви
Сегодня педагогическая наука указывает на несомненный приоритет семейного воспитания в развитии личности ребенка. Социальные ценности и сама атмосфера семьи определяют, является ли она средой для полноценного воспитания, основой для самостоятельного развития и самореализации ребенка. Хорошо обдуманная домашняя обстановка, является основой для полноценного воспитания и развития будущего поколения. Семья определяется как основа для формирования и постепенного развития эмоционального настроя, мыслительной деятельности, манеры поведения ребенка.
Семья — первое социальное общество, в котором приобретаются навыки общения. Поэтому так важно создать в семье атмосферу доверия, взаимной заинтересованности.
Семья и сложившаяся в ней обстановка способствует развитию многих личностных качеств индивида. Известен тот факт, что основным фактором в развитии личности являются наследственность, воспитание и окружающая среда. Данные факторы, так или иначе, непосредственно связаны с семьей, которая в свою очередь оказывает сильное воздействие на воспитание и формирование личности ребенка.
Постепенно складывающееся взаимоотношение ребенка с родными, близкими, с окружающим миром, тем самым определяется отношение к личности ребенка. Под воздействием таких взаимоотношений вырабатывается его самосознание. С самого рождения ребенок перенимает знания, умения, навыки у взрослых. Он обучается не только ходьбе, разговору, правильно применять на практике разные предметы, играть, обучаться трудовой деятельности, но и проявлять чувства, мыслить, испытывать различного рода переживания, относиться к окружающему миру и к себе самому.
Таким образом, можно сделать вывод, что семья является величайшей общечеловеческой ценностью. Семья — это социальный институт, который может повлиять на многие стороны человеческой личности. Большой диапазон функций воспитания семьи соединяется с особенной характерностью ее духовного, нравственного и эмоционального воздействия, что делает на высоком уровне действенным, но и необходимым фактором в формировании личностных качеств.
Добрые семейные взаимоотношения совершенно не исключают разногласий мыслей, споров. Но в хорошей дружной семье они решаются без раздражения, без унижения человеческого достоинства взрослых и детей. В любой ситуации здесь не будет крика, взаимных обид, люди уважают мысли друг друга, ценят авторитет отца, матери, бабушки, дедушки.
Тон семейной жизни – это последствия действий многих факторов: морального уровня родителей, характера взаимоотношений между членами семьи, культуры домашнего быта, организованности семейного коллектива, его традиций и т. п. Материнское и отцовское воспитание нельзя разделить, как невозможно разделить само воспитание. И всё-таки испокон веков мать, как естественная воспитательница, вносила в воспитание душевную мягкость, нежность. Отец привносит в воспитание дух мужской твёрдости, принципиальности, чёткой организованности и спартанства, тем самым создаётся гармония в воспитании. Существуют же вечные понятия: мать – хранительница очага, а отец – защитник этого очага. Иначе можно сказать, что муж – это дом, надёжный и крепкий, а жена – всё, что внутри дома: уют, красота, мягкий психологический климат.
Необходимо рассмотреть, как складываются отношения отцов и детей? Существует несколько типов таких отношений. Первый – мужчина полностью и сознательно отстраняется от воспитания детей, он убеждён, что это дело матери. Ему достаточно быть хорошим работником. Часто сами же отцы потом и страдают от холодности детей, от неумения понять их сложный мир.
Другой тип отца – тип деспотический. Отец-деспот стремится к непререкаемому авторитету у детей, держит их в страхе, отдаёт беспрекословные распоряжения. Ребёнок у такого отца с раннего детства растёт в атмосфере окриков, муштры. Результат оказывается противоположным. Дети боятся такого отца, не уважают.
Третий тип – отец много сил отдаёт ребёнку, но необходимой требовательности не проявляет, не вырабатывает в сыне чувство долга. Ребёнок чувствует, что ему во всём дают поблажку, растёт баловнем.
В заключение можно сказать, что в жизни каждого человека его родители играют одну из главных ролей. От отношения отца и матери к своему ребенку во многом зависит процесс формирования его личности. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот процесс во многом от того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка, насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания проявляются родительские позиции. И для того, чтобы сформировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на формирование личностных особенностей ребёнка необходимо учитывать внутрисемейные факторы, имеющие воспитательное значение.
Глава 2. Практический опыт привития любви в семье как фактора гармоничного развития личности в условиях ДОО
2.1. Воспитание любви и уважения к семье у детей старшего дошкольного возраста
Научить ребенка с уважением относиться к близким - матери, отцу, бабушке, дедушке - значит заложить в нем зерно человечности, чувства долга и сыновней ответственности, умение жить среди людей.
Нами был разработан и реализован проект на базе МБДОУ «Детский сад №29 комбинированного вида» в п. Зеленый Ногинского р-на Московской обл.
Данный проект направлен на развитие положительного отношения ребенка к окружающему миру, приобщению детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме, папе, через интегрированный подход образовательных областей. На наш взгляд, эффективность такого взаимодействия позволяет обеспечить осуществление образовательного процесса в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей и взаимодействие с родителями.
Цель проекта : - Формировать у детей целостное представление об образе отца и матери, играющей большую роль в жизни каждого человека. Углублять знания детей о культуре и традициях семейных взаимоотношений.
Задачи:
дать детям представление о женщине – матери, как хранительнице семьи, семейного очага;
укрепить детско-материнские отношения;
вызвать у детей интерес к работе и повседневным заботам матери, совершенствовать стиль партнёрских отношений, стимулировать самостоятельность;
воспитывать уважения, бережное и заботливое отношение к матери;
развивать связную речь детей, обогащать словарь детей;
развивать творческие способности детей;
привлечь родителей к работе над осуществлением проекта.
Вид проекта – информационно - практико-ориентированный: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы.
Срок: С ноября 2018 г. по март 2019 г.
Предполагаемые итоги реализации проекта.
1. Понимание детьми, что мама и папа – самые дорогие люди в жизни ребёнка.
2. Умение детей заботиться о родителях, совершать добрые, положительные поступки.
3. Сформированное уважительное, доброе отношение к родителям.
4. Повышение уверенности в своих возможностях, самостоятельности.
5. Получение положительного эмоционального отклика от собственной творческой деятельности, от праздника.
Этапы работы над проектом :
1 этап – подготовительный.
Задачи:
-Анализ внешней и внутренней ситуации по решению данной проблемы;
ознакомление с проектной идеей коллектива ДОУ, родителей, детей, формирование конкретного плана работы с ними;
изучить программно-методическое обеспечение по реализации данной проблемы;
изучение отношение родительской общественности к предлагаемой деятельности в рамках проекта и возможности семей воспитанников по поддержке образовательного процесса;
2 этап – основной.
Задачи:
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс плана реализации проекта.
Донести до участников проекта данную проблему.
Подобрать методическую и художественную литературу (стихи, пословицы, иллюстрированный материал по данной теме.
Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.
Подобрать материалы для продуктивной деятельности.
Составить перспективный план мероприятий.
3 этап – заключительный.
Задачи:
Оценка результатов работы по осуществлению проекта;
Оформление фотовыставки по результатам реализации проекта;
Презентация проекта.
Перспективный план работы представлен в приложении 1.
Ресурсное обеспечение:
Информационные средства, техника: компьютер, принтер, проектор, экран, интернет-ресурсы, видеокамера, цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, электронный носитель; настенная и настольная информация для родителей, которая включает в себя папки - передвижки, информативный уголок «Учите вместе с нами», презентации по теме.
Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр: игрушки-персонажи, наборы посуды, ширма, наборы мелких игрушек, элементы костюмов, куклы, машины и т. д., подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В уголке творчества имеются традиционные и современные изобразительные средства, а также необходимые материалы и инструменты для развития творческих способностей ребенка. В книжном уголке располагаются подобранная детская художественная литература со сказками и рассказами о маме.
Проект «Воспитание любви и уважения к родителям» рассчитан на воспитания у детей дошкольного возраста чувства привязанности и любви к самому близкому человеку – семье и установления доверительных отношений между педагогами и родителями, для создания благоприятных условий и успешной социализации детей.
2.2. Рекомендации о развитии чувств любви у детей дошкольного возраста в семье
1. Любовь в семье. Изначально дети учатся любви дома — они любят членов своей семьи. Чтобы любить родителей, они должны в первую очередь уважать их, затем испытывать к ним симпатию, и уж затем — любить. Если ребенок относится к родителям без должного почтения, это хороший повод покопаться в себе и проверить, такой ли вы родитель, каким вам следует быть. Дети также должны испытывать желание осмысленно делать добро своим родителям. Если родители демонстрируют детям свою любовь, то детям легче любить их в ответ.
Детям также следует учиться любить своих братьев и сестер. Иногда это бывает сложнее. Чтобы эта любовь росла и процветала, не позволяйте детям придираться друг к другу. Помогите им видеть друг в друге хорошее и выражать свое восхищение и любовь. Учите их не быть эгоистами и делать добрые дела друг для друга. Если дети не научатся любить собственных братьев и сестер, им будет труднее любить, кого бы то ни было еще.
2. Любовь к другим людям. Учите своих детей не критиковать других, видеть в них хорошее и выражать свое восхищение. Побуждайте их вставать на защиту тех, кто становится объектом критики или насмешек, и помогать нуждающимся. Может быть, над каким-то ребенком издеваются, отвергают или не принимают в свой круг, потому что он не такой, как все. Может, он толстый, неуклюжий, бедно одевается, слишком высокий, не слишком сообразительный, высокомерный или, наоборот, — он симпатичнее или смышленее остальных детей. Посоветуйте своему ребенку стать эмоциональным лекарем, который врачует раны в душах таких детей. В пример можно привести притчу о добром самарянине, адаптировав ее по ситуации. Как только ваш ребенок познает силу любви, даря ее другим людям, она станет неотъемлемой частью его характера.
3. Пример родителей. Когда родители собственным примером показывают, как следует любить посторонних людей, это очень влияет на детей. Если родители не отличаются душевной теплотой и держат людей на расстоянии, если они сосредоточены на себе и своих нуждах и не слишком интересуются другими, то ребенок не видит образца любви, которому следовало бы подражать. И наоборот, если родители с дружеской теплотой принимают людей, и ребенок видит, что родители сами терпят неудобства ради того, чтобы помочь кому-то, идут на личные жертвы, чтобы позаботиться о нуждающемся, то такой пример любви подействует на ребенка безотказно.
4. Рассказы и примеры. Вдохновляющие истории и примеры милосердия и людской доброты тоже могут научить ребенка любить.
Чтобы у детей выработался характер, постепенно, год за годом, помогайте им выстраивать кодекс, в соответствии с которым они будут жить. К тому времени, когда подростковый период будет приближаться к концу, этот кодекс должен быть довольно твердым и неизменным. И состоять он должен из следующих элементов:
1. Положительные качества. Все то время, пока ребенок растет, развивайте в нем такие добродетели, как те, которые мы только что подробно обсудили и которые перечислены в начале этой главы. Это своего рода кирпичики, из которых строится характер.
2. Моральные принципы. Исходя из этих положительных качеств, помогите ребенку установить для себя критерии морального поведения — твердые и непоколебимые правила для жизни, основанные на принципах добра и зла. Это должны быть конкретные правила, касающиеся честности, надежности, целомудрия и других добродетелей, — то, что он решительно настроен делать и не делать.
Ценности - это вопрос не столько добра и зла, сколько предпочтения одного правильного поступка другому. Чтобы помочь ребенку выработать свою систему ценностей, для начала помогите ему понять, что в жизни имеет первостепенную важность - например, честь, мудрость, преданность долгу, время, защищенность, друзья и простота. Затем обсудите вещи, которые тоже важны, но в меньшей степени: успех, достижения, удобства и даже положительные, здравые удовольствия. Затем помогите ему понять, каким образом расставлять приоритеты - ценить честь выше успеха, семью выше славы, преданность долгу выше удовольствий, безопасность выше богатства, здоровье выше материального достатка и дружбу выше личной выгоды.
Эти три элемента жизненного кодекса соответствуют стадиям духовного развития. Сперва мы должны развивать положительные качества. На этих положительных качествах выстраиваются моральные принципы. Однако чтобы ребенок возрастал духовно, мы должны установить систему ценностей. Этот шаг намного сложнее двух других, но он необходим для благочестивой, благородной жизни. Чтобы определить ценности, нужно полагаться не на жесткие и строгие правила, а на мудрость и близкое общение с духом. Мы должны ходить в духе день за днем и час за часом.
Чтобы развить в детях положительные качества, моральные принципы и ценности, наполняйте их разум воодушевляющими рассказами и примерами того, как молодые люди проявляли силу характера, любовь, бескорыстие и другие добродетели. Эти истории должны четко показывать преимущества добрых дел или печальные последствия дурных поступков. Также приводите примеры того, как кто-то проявил великое мужество и не отступился от своих принципов или ценностей даже перед лицом трудностей.
Порой единственный эпизод в истории производит на ребенка неизгладимое впечатление, и он помнит его всю жизнь. В критический момент этот эпизод может сыграть определяющую роль и помочь ему принять правильное решение. А уж если эти рассказы подкрепляются убеждениями родителей и их живым примером, то они станут для ребенка «железной опорой». На основе этих четких и убедительных ценностей, подкрепленных личным опытом ребенка, он начнет формировать собственные нормы нравственной жизни.
Приложение 1
Перспективный план работы по развитию чувства любви и уважения к родителям в условиях ДОО
Раздел программы Наименование мероприятия Сроки Участники
Ноябрь 2018 Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»;
Игровая ситуация «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»
Досуг «Моя мама лучше всех» Ноябрь 2018 Воспитатели, дети
Декабрь 2018 Консультация с родителями «Родительская любовь, как фактор развития гармоничной личности»
Беседа «Наши мамы»,
Домашнее задание детям: узнать о мамином и папином детстве (кем хотели стать, во что любили играть и т. д.)
Цель: Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у родителей работа по дому, рассказать о том, что им необходимо помогать.
Моделирование ситуаций: как мы помогаем маме по дому; мама заболела. Декабрь 2018 Воспитатели, дети, родители
Февраль 2019 Беседа «Мой папа самый лучший» Цель: формирование у детей представления о роли мужчины в семье.
Аппликация «Подарок папе»
Спортивно-музыкальный праздник, посвященный дню Защитника Отечества. Март 2019 Воспитатели, дети
Март 2019 Рассказы детей о своих мамах.
Цель: Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем, воспитывать чувство гордости за своих мам. Составление пожеланий для мам.
Чтение рассказов о маме.
Цель: вспомнить с детьми ранее пройденные произведения и познакомить с новыми; через художественные произведения воспитывать любовь и уважение к маме.
Заучивание стихов и пословиц о маме. Цель: познакомить детей со стихами и пословицами о маме, объяснить их смысл.
Рисование «Портрет мамы»
Видеопослание на тему «Моей мамочке», (чтение стихов маме и рассуждение «Какая моя мама и почему я ее люблю» Январь – февраль 2019 Воспитатели, дети
«Взаимодействие с родителями» Рассказы мам о своей работе и увлечениях в «Клубе по интересам». «Помогаю маме» совместно с детьми.
Конкурс выпечки среди мам и бабушек в рамках праздника «Умелые ручки»
Ноябрь – апрель 2018 - 2019 Воспитатели, дети, родители