Ольга Дергачева
Проект «Разноцветный мир творчества»
▼ Скачать
Содержание
Пояснительная записка
1.1 Актуальность.
1.2 Цель и задачи
1.3 Планируемые результаты
1.4 Этапы реализации проекта
1.5 Формы взаимодействия с родителями, детьми, педагогами
1.6 Результативность проекта.
2. Организационно-методическое обеспечение.
2.1 Материалы и оборудование
2.2 Список используемой литературы
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.
Тип проекта : Творческо – практический.
По времени проведения: долгосрочный.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Публикация «Проект „Разноцветный мир творчества“» размещена в разделах
Участники проекта : воспитанники ДОУ, воспитатели, методист, музыкальный руководитель, родители.
Возраст детей, участвующих в реализации проекта : 3 - 7 лет.
Срок реализации: октябрь 2020- май 2021г.
«В детском творчестве происходит самовыражение и
самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его
индивидуальность»
(В. А. Сухомлинский)
Пояснительная записка.
1.1 Актуальность. Рисование в дошкольном возрасте является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественная, продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество.
Рисование приносит много радости дошкольникам, копируя окружающий мир, они изучают его. Эта программа позволяет научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения, развивать творчество детей.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Содержание проекта направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
• развитие продуктивной деятельности детей (рисование);
• развитие детского творчества;
• приобщение к изобразительному искусству.
Данный проект опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей.
Новизна. Основной задачей в работе над проектом является обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Практика работы показывает, что полноценное художественно-эстетическое развитие ребенка невозможно без его морально-нравственного воспитания. Личность, как и художественный образ, являет собой единство формы и содержания в их взаимообусловленности.
Нравственные качества дошкольников активно развиваются через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре. Интеграция эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.
Поэтому в каждом разделе проекта линия развития социальных и эстетических чувств становится обязательной составляющей воспитания и развития дошкольников.
Так же, отличительной чертой данной проекта является развитие коммуникативных способностей дошкольников на основе их сотрудничества со сверстниками, со взрослыми, педагогом.
1.2. Цель и задачи проекта
Цель: развитие творческих и умственных способностей, познавательной активности через занятия изобразительной деятельностью.
Задачи:
Обучающие:
1. Сформировать у дошкольников первоначальные знания об изобразительном творчестве.
2. Ознакомить с основными понятиями художественной деятельности, выразительными средствами и способами изображения.
3. Прививать умения и навыки в работе с карандашами, красками, бумагой и другими материалами, на основе изучения законов реалистического изображения, в доступной для детей форме.
4. Познакомить детей с нетрадиционными техниками.
Развивающие:
1. Способствовать развитию способностей изображения через воспитание у детей умение наблюдать, видеть особенности окружающих предметов, сравнивать их между собой, находить в них общие и различные черты, выделять главное.
2. Развивать познавательные процессы эстетического восприятия: образное и пространственное мышление, воображение, внимание, память.
3. Развивать творческие способности ребенка : вкус, чувство цвета, композиционное решение, художественный выбор.
4. Развивать мелкую мускулатуру пальцев и моторные функции рук.
5. Способствовать развитию согласованности в работе глаз и рук, развивать координацию движений, точность действий.
6. Развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей нравственно-волевые качества: потребность доводить дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься (усидчивость, преодолевать трудности; аккуратность выполнения работы.
2. Воспитывать и формировать навыки межличностных отношений со сверстниками - установление дружеских контактов, стремление помочь друг другу, доброжелательность.
3. Воспитывать доверительные и открытые отношения со взрослыми, признанию их авторитета, ожиданию помощи и поддержки.
4. Обеспечить участие семьи в воспитательном развитии интереса к художественному искусству.
Здоровьесберегающие:
1. Научить здоровосберегающим технологиям: сохранность зрения, правильной посадки во время работы.
Интеграция образовательных областей:
• «Речевое развитие». В совместной деятельности используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Использование художественного слова.
• «Познавательное развитие». Для занятий по изобразительной деятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы и т. д.
• «Сенсорное воспитание». Занятия по изобразительной деятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
• «Музыкальное воспитание». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
• «Физическое развитие». Использование физкультминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
1.3. Планируемые результаты освоения проекта :
Для детей 3-4 лет:
• дети могут подбирать цвета, соответствующим изображаемым предметам.
• правильно пользоваться кисточкой;
• проявляют свои творческие способности, воображение, фантазию;
• у детей развито чувство композиции, зрительная память, мышление.
Для детей 4-5 лет:
• ребенок проявляет желание общаться с прекрасным, с интересом включается в образовательные ситуации эстетической направленности, любит заниматься изобразительной деятельностью совместно со взрослым и самостоятельно;
• эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению художественного произведения (по тематике близкой опыту детей);
• различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию, выделяет и поясняет их особенности (на уровне конкретных примеров). Узнает некоторые произведения и предметы народных промыслов, осваиваемые в течение года;
• в процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира и искусства различает формы, размеры, цвета. При косвенной помощи взрослого может внимательно рассматривать художественный образ, отмечать некоторые средства выразительности (цвет, форму, соотносить воспринимаемое с собственным опытом;
• в процессе собственной деятельности (в рисовании) стремится создавать выразительные и интересные образы, выбирает при небольшой помощи взрослого и правильно использует материалы и инструменты;
• владеет отдельными техническими и изобразительными умениями, освоил некоторые способы создания изображения и применяет их в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности;
• при поддержке педагога принимает участие в процессе выполнения коллективных заданий.
Для детей 5-6 лет:
• ребенок интересуется проявлениями красоты в окружающем мире и искусстве; демонстрирует бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры; высказывает собственные предпочтения, ассоциации; стремится к самовыражению впечатлений, эмоций;
• в процессе восприятия искусства самостоятельно и последовательно анализирует произведение, понимает художественный образ; обращает внимание на наиболее яркие средства выразительности (цвет, линию, ритм, композицию и другие, некоторые особенности построения композиции в произведениях живописи и графики, средства архитектуры, декоративно-прикладного искусства;
• различает, называет, группирует знакомые произведения искусства по видам, предметы народных промыслов — по материалам, содержанию. Понимает и поясняет некоторые отличительные особенности живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства. Понимает и использует в речи слова, обозначающие виды и жанры искусства, некоторые средства выразительности, изобразительные материалы и техники. Узнает некоторые известные произведения и достопримечательности;
• любит рисовать; по собственной инициативе рисует, необходимые для игр объекты, подарки родным, предметы украшения интерьера;
• инициативен и творчески активен в процессе собственной деятельности: может, как самостоятельно определить замысел будущей работы, так и охотно принимать тему, предложенную педагогом, может ее конкретизировать. Уверенно использует освоенные техники, создает оригинальные выразительные образы, верно, подбирает для их создания средства выразительности;
• освоил различные изобразительные техники (способы создания изображения, способы использования изобразительных материалов и инструментов; демонстрирует хороший уровень технической грамотности, аккуратность в создании изображения;
• может организовать рабочее место; проявляет аккуратность и собранность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам, инструментам;
• принимает участие в процессе выполнения коллективных работ: охотно сотрудничает с другими детьми, договаривается о замысле, распределяет работу.
Для детей 6-7 лет:
• ребенок проявляет устойчивый интерес к проявлению красоты в окружающем мире и искусстве; демонстрирует бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры, эстетически привлекательным объектам, музейным экспонатам; высказывает желание принимать посильное участие в их сохранении;
• проявляет исследовательское поведение, инициативу, самостоятельность и индивидуальность в процессе освоения искусства;
• называет, узнает, описывает некоторые известные произведения, архитектурные и скульптурные объекты, предметы народных промыслов. В процессе восприятия произведений искусства обращает внимание на средства выразительности (цвет, линию, ритм, композицию и другие, некоторые особенности построения композиции в произведениях живописи и графики, средства архитектуры, декоративно-прикладного искусства;
• экспериментирует в создании образа; в процессе собственной деятельности проявляет инициативу; проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения; самостоятельно сочетает изобразительные техники и материалы.
• планирует деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность и организованность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам.
Для педагогов:
повышение собственной компетентности в вопросе художественно-эстетического развития средствами изобразительной деятельности;
создание содержательной развивающей среды в группах (картотеки, дидактические игры, методические материалы.
создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями;
реализация творческого, интеллектуального и эмоционального потенциала ( Педагогический конкурс: «Лучшая методическая разработка НОД по художественно-эстетическому развитию, направлению «Изобразительная деятельность».
Оформление выставок детских рисунков в группах: «Для тебя, родная мама», посвященная Дню матери.
Для родителей:
сформированная активная родительская позиция;
повышение компетентности родителей в вопросах художественно-эстетического развития направления «изобразительной деятельности» ;
активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ (конкурсы, выставки, совместные мероприятия)
1.4. Этапы реализации проекта.
1 этап. Подготовительный
1. Разработка проекта : Донести до участников проекта важность данной темы.
2. Определить цель и задачи проекта.
3. Провести педагогическую диагностику детей для выявления уровня знаний дошкольников по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «изобразительная деятельность»;
4. Провести анкетирование родителей по вопросам художественно-эстетического развития.
5. Разработать план работы с детьми.
6. Обеспечить информационно, материально-техническое оснащение проекта.
Сбор демонстрационного материала, художественной литературы, дидактических игр и пособий.
Составление картотек дидактических игр.
Разработка консультаций для родителей.
2этап. Реализация проекта
1. Работа с педагогами по проекту.
2. Работа с детьми по проекту, открытая НОД по изобразительному искусству.
3. Взаимодействие с родителями.
3этап. Итог
Цель: Систематизация материалов проектной деятельности для диссимиляции педагогического опыта.
Обсуждение результатов педагогической диагностики по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Изобразительная деятельность» на конец учебного года, принятие решений по ее результатам.
Презентация или газета об итогах работы по теме проекта.
Фото и видеоматериалы.
Памятка для родителей: «Полезные советы по развитию творческих способностей детей»
1.5. Формы взаимодействия.
Работа с педагогами:
1. Консультации:
«Организация Развивающей предметно-пространственной среды для формирования творческих способностей детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
«Как заинтересовать ребенка занятиями по изобразительной деятельности?»
«Нетрадиционные техники рисования - как средство творческого развития детей дошкольного возраста"
2. Творческая мастерская : «Изготовление елочных украшений».
3. Дистанционный смотр-конкурс среди педагогов ДОУ «Лучшая разработка занятия по художественно-эстетическому развитию» (рисование)
Работа с родителями:
Анкетирование родителей по вопросам художественно-эстетического развития.
Консультации:
«Как научить ребенка рисовать», Мартынова С. Н.
«Особенности изобразительной деятельности у детей младшего возраста», Туркина О. Н.
«Роль художественного творчества во всестороннем развитии детей», Кошелева Н. А.
«Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста», Савельева С. А., Тенсина Е. А.
«Развитие творческих способностей через приемы нетрадиционного рисования».
Волшебные краски «Роль нетрадиционного рисования в развитии детей дошкольного возраста», Дергачева О. Н.
Привлечение родителей к участию детей в районном конкурсе: «Рождественская звезда»
Привлечение родителей к участию детей в выставке рисунков в группах «Весёлые каникулы»
Привлечение родителей к участию детей в конкурсе декоративно-прикладного творчества «Сибириада», «Пасхальные мотивы»
Привлечение родителей к участию детей выставке поделок «Подарок Деду Морозу»
Работа с детьми.
Педагогическая диагностика детей на начало учебного года проводится с целью выявления уровня знаний дошкольников по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие» направление «изобразительная деятельность»;
Экскурсии в дендрарий, парк, музей
Сбор бросового материала
Рассматривание репродукций картин.
Разучивание стихотворений об осени, зиме, весне.
Рисование ватными палочками: «Разноцветные бусы».
Рисование пальчиками: «Веточка рябины»
Рисование отпечатками.
Участие в конкурсах декоративно-прикладного и изобразительного творчества : «Рождественская звезда», «Сибириада», «Пасхальные мотивы» и др.
Участие в выставках рисунков: «Для тебя родная мама», «Веселые каникулы», «День Победы»
Участие в выставках поделок: «Дары осени», «Подарок деду Морозу», «День Победы»
Подарки своими руками: «Цветы для мамочки»
Реализация программы занимательной деятельности музыкального руководителя с детьми старшей группы «радуга» : «Музыкальный калейдоскоп»
1.6. Результативность проекта.
В течение года педагоги с детьми рассмотрели все времена года: характерные признаки, особенности. Дети наблюдали за природой и свои знания, полученные при этом, воплощали в проекте.
В процессе работы над данным проектом дети занимались продуктивными видами деятельности, направленными на развитие связной речи, на основе средств развития мелкой моторики: лепкой, аппликацией, рисованием, ручным трудом. И дети испытывали разнообразные чувства : радовались красивому изображению, которое создавали сами, огорчались, если что-то не получалось. Но самое главное; создавая коллективный проект, дети приобретали различные знания; уточняли и углубляли представления об окружающем мире. В процессе работы они начинали понимать свойства предметов, запоминать их характерные особенности и детали.
В ходе работы дети приобрели знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.
Все это способствует не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям; понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего социума (экскурсии, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела).
В течение этого времени дети совместно с педагогами, родителями познавали мир, делали открытия, удивлялись, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шел путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. Каждый ребенок неповторим, неповторимо и то, что мы делаем как педагоги, мы не можем и не сможем провести то, что уже проводили с предыдущими детьми. Остаются только опыт и знания. Зачем повторяться? Придет новая сказка, новая игра, новое открытие чудесного мира в ярких, живых красках, чтобы открыть дорогу к сердцу маленького пытливого, неутомимого исследователя.