Алевтина Соболева
Проект по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования «Разноцветные ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
АКТУАЛЬНОСТЬ
Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств, для эффективного развития ребенка. Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Начинать работу по развитие мелкой моторики рук нужно с самого раннего детства. Роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем речь, внимание, мышление, зрение и даже влияем на формирование произвольности у детей. Одним из способов развития является рисование нетрадиционными техниками и материалами.
Публикация «Проект по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования „Разноцветные ладошки“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Пальчиковая живопись. Рисование пальцами и ладошками
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2020
Рисование является одним из любимых видов деятельности дошкольников. Яркие краски дают приятные ощущения. Изодеятельность необходима ребенку для полноценного развития. Она является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельности ребенка.
Однако у детей раннего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далекими от реальности. Поэтому, наряду с традиционными способами и приемами можно использовать нетрадиционные техники рисования, для создания нового, оригинального образа. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Включение в работу с детьми раннего возраста нетрадиционных техник рисования позволяет развивать мелкую моторику, сенсорную сферу не только за счет изучения свойства изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но из за счет работы с разными изобразительными предметами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса (ребенок использует предметы, которые окружают малыша каждый день, их можно использовать по иному – вместо кисточки листочки, травинки, кубики). Происходит развитие наглядно-образного, мышления, активизация самостоятельной мыслительной и речевой деятельности. За счет использования различных изобразительных материалов, новых приемов, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развитие мелкой моторики. В процессе такой работы по мере тренировки рук совершенствуется состояние речи ребенка.
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию :
Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга и координации движений рук;
Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. (Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования)
Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления);
Тактильной чувствительности ( при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить мелкую моторику, творческие способности своих детей.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта : «Разноцветные ладошки».
Вид проекта : творческий.
Длительность проекта : долгосрочный.
Сроки и этапы реализации проекта : сентябрь 2019 –май 2020г.
Цель проекта : развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи проекта :
Знакомить детей раннего возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
Способствовать развитию мелкой моторики рук и координации движений рук;
Способствовать овладению детей простейшими техническими приемами работы с изобразительным материалом, краской;
Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, рисование пальчиками, ватными палочками, штампами, и т. д.);
Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми.
Участники проекта : дети раннего возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»;
Предполагаемые результаты:
Формирование мелкой моторики рук и координации движений рук;
Наличие у детей раннего возраста элементарных знаний о нетрадиционных способах рисования;
Владение детьми простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
Умение детей самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих мероприятиях.
Методы реализации проекта, используемые в работе с детьми раннего возраста - словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работ, совет, наглядные (наблюдения, беседы с рассматриванием картинок, практические (проговаривание последовательности работы, игровые (создание игровой ситуации, сюрпризный момент, дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира, формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования, способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие сенсорных способностей.
Формы работы с родителями:
Консультации, практикумы, демонстрация фотоотчета НОД с детьми, совместная семейная творческая деятельность (выставки).
Условия, необходимые для овладения умениями и навыками:
Доступность нетрадиционных техник рисования для детей;
Использование различных форм организации (комплексные, основанные на интеграции разных видов деятельности, коллективные работы, организация выставок);
Создание РППС в группе по художественно – эстетическому развитию;
Наличие оборудования и материалов, правильная организация места для них.
Продукты проектной деятельности : Рисунки, выставки.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТА
1 этап - подготовительный (сентябрь);
Изучение и анализ научно – исследовательской, методической литературы, интернет - ресурсов по данной теме;
Разработка содержания проекта;
Планирование предстоящей деятельности, подбор наглядно- демонстрационного материала;
Разработка перспективного плана работы с родителями, детьми;
2 этап - основной (октябрь - апрель);
Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей раннего возраста;
Формирование навыков художественной деятельности детей раннего возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей;
3 этап - завершающий (май).
Проведение развлечения для детей совместно с родителями.
Оценка эффективности проведенной работы с детьми.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта :
формирование мелкой моторики рук и координации движений рук;
формирование у детей раннего возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
владение детьми простейшими техническими приемами работы с изобразительным материалом, краской;
повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
перспективный план работы по проекту «Разноцветные ЛАДОШКИ»
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через использование нетрадиционных техник рисования»
СЕНТЯБРЬ (2 недели адаптационный период)
тема НОД техника выполнения задачи
1 «Цветные пальчики»
рисование пальчиками Познакомить с рисованием красками при помощи пальцев, формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
2 «Цветные ладошки» познакомить детей с рисованием ладошками, формировать интерес и положительное отношение к рисованию;
ОКТЯБРЬ
1 «Покормим цыплят»
рисование ватными палочками Упражнять в умении изображать семечки ватными палочками, развивать интерес к рисованию
2 «Ягодки на тарелке»
рисование ватными палочками Упражнять в навыке рисования красками при помощи ватных палочек, закреплять знания цветов, формировать интерес к рисованию
3 «Осеннее дерево»
рисование пальцем Вызвать интерес к рисованию осенних листьев, расширить словарный запас, развивать интерес к рисованию
4 «Дождик, дождик пуще» рисование пальчиками
Учить изображать тучу и дождь при помощи пальцев. Закрепить знание синего цвета. Развивать чувство цвета и ритма.
Воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.
НОЯБРЬ
1 «Мои валенки» рисование печатками пробкой Упражнять детей в технике печатания, способствовать украшению предмета несложной формы, нанося рисунок по всей поверхности
2 «Волшебный фонарик» рисование пальцем
Отрабатывать умение украшать фонарик приемом примакивания
3 «Птички»
рисование ладошками Упражнять детей в рисовании ладошками, уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.
4 «Подсолнухи» рисование ватными палочками
Учить детей использовать ватную палочку для рисования,
Пробуждать к своевременному насыщению ворса палочки, формировать умение устанавливать связь между реальностью и ее изображением
ДЕКАБРЬ
1 «Веселые снежинки»
рисование картонными втулками Познакомить с рисованием картонными втулками, поддерживать интерес к рисованию
2 «Веселый снеговик»
рисование штампами округлых форм Продолжать закреплять умение детей наносить оттиски штампами, поддерживать интерес
к рисованию
3 «Нарядная елочка» рисование пальчиками
Учить самостоятельному рисованию красками при помощи пальцев по образцу (без показа, уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.
ЯНВАРЬ
1 «Снег идет, снег идет, белая вся улица» рисование пальчиками
Продолжать учить рисовать детей при помощи пальцев, знакомить с цветом, закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию
2 «Кубики» рисование при помощи штамповки "кубики"
Упражнять детей рисовать красками с помощью штампа, используя деревянные фигурки; ориентироваться на листе бумаги; уточнять и закреплять знания цветов и форм; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
3 «Желтые цыплята» рисование ватными палочками
Продолжать учить детей рисовать ватными палочками, упражнять в аккуратном закрашивании тычком и закрепить знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
4 «Башни»рисование при помощи штамповки
Продолжать учить детей рисовать красками
при помощи штампа, используя
деревянные кубики;
чередование при использовании двух цветов;
ориентироваться на листе бумаги, располагать отпечатки определенным образом относительно друг друга; уточнять и закреплять знание цветов и форм
ФЕВРАЛЬ
1 «Разноцветные шары» рисование пальцем
Закреплять умение рисовать пальцем округлые предметы, развивать воображение, мелкую моторику
2 «Рубашка для папы»
рисование штампами Закреплять умение украшать галстук простым узором, активизировать словарь, развивать мелкую моторику
3 «Чашка для бабушки» рисование ватной палочкой
Упражнять в умении украшать простые по форме предметы, развивать фантазию, воспитывать аккуратность
МАРТ
1 «Цветок для мамы»рисование картонной втулкой Упражнять в умении рисовать рисование картонной втулкой, воспитывать желание сделать маме подарок своими руками.
2 «Узор на платочке»рисование ватными палочками
Продолжать учить детей рисовать ватными палочками; ориентироваться на листе бумаги; уточнить и закрепить знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
3 «Бусы»рисование ватными палочками
Упражнять в рисовании бус ватными палочками; чередование цвета, уточнять и закреплять знания цветов.
4 «Мой веселый звонкий мяч»
рисование ватными палочками Продолжать учить детей рисовать ватными палочками, развивать изобразительные навыки и умения
АПРЕЛЬ
1 «Два веселых гуся»
рисование ладошкой Продолжать учить технике рисования ладошкой
2 «Дождик, дождик, кап-кап-кап»
рисование ватными палочками Учить передавать образ дождя, используя нетрадиционный приём – ватные палочки
3 «Покормим Зайчика травкой» Продолжать учить технике рисования ватными палочками
МАЙ
1 «Солнышко лучистое»
рисование печатками круглой формы и пальчиком Упражнять в умении отображать впечатления в рисунке доступными изобразительно выразительными средствами
2 «Одуванчики»
Продолжать знакомить детей с техникой тычкования, упражнять в технике тычка, закрепить знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
3 «Разноцветные бабочки» Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек. Продолжать знакомить детей с техникой «принт» (печать). Вызывать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования. Подвести к пониманию связи между формой ладошки и отпечатком — красочным силуэтом.
Итоговая диагностика (2 недели)
Работа с родителями
1. Анкетирование "Нетрадиционное рисование дома в совместной деятельности детей и родителей»;
2. Семинар-практикум: «Нетрадиционное рисование как средство развития мелкой моторики руки детей раннего возраста»
3. Консультация для родителей ««Значение нетрадиционных техник рисования для развития детей раннего возраста».
4. Размещение информационного материала в родительских уголках;
5. Совместная деятельность детей и родителей по подбору материала на тему «Краски на ладошке»;
6. Оформление выставки семейных совместных работ «Игры с красками» (рисование пальчиками, ладошками).
Литература.
Интернет-ресурсы:
https://maam.ru/
https://nsportal.ru/
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. ;
2. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования». «От рождения до школы» – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 г. ;
3. Е. А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М. : Мозаика- Синтез, 2006 г.
4. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М. : ТЦ Сфера, 2009г.
5. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб. : КАРО, 2007г.
6. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
7. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ран. воз. гр.» - М. : «Карапуз», 2009.