Галимова Людмила Васильевна
Конспект внеклассного мероприятия по воспитанию дружелюбного отношения к товарищам по группе «Острое словечко ранит сердечко»
Цель:
- познакомить детей с историей слова «этикет»;
- дать представление о культуре ведения разговора;
- развивать речь детей, обогащая ее новыми словами;
- воспитывать дружелюбное отношение к товарищам по группе;
- закрепить умение подбирать антонимы к словам.
Словарь : этикет, этикетка, этика, такт.
Оборудование: предметы с этикетками, тетради.
Предварительная работа
1. Дидактическая игра «Вежливые слова».
2. Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»
Публикация «Конспект внеклассного мероприятия по воспитанию дружелюбного отношения к товарищам по группе „Острое словечко ранит сердечко“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- День Святого Валентина. День всех влюбленных, 14 февраля
- Дружба. Учимся дружить
- Темочки
3. Разучивание пословиц о вежливости.
Ход занятия:
1. Интеллектуальная разминка
1) Какими словами ты встречаешь своего друга:
- после отдыха;
- после болезни;
- в новой одежде?
2) Как ты прощаешься с другом после того, как побывал у него в гостях?
3) Как ты похвалишь хозяев дома, у которых был в гостях?
4) Как ты встретишь нового мальчика (девочку) в группе?
5) Назови имена и отчества своих родителей.
6) Назови слово, противоположное по смыслу слову «тяжелый».
7) Где живут мыши?
8) Куда падают яблоки?
9) Перечисли времена года.
10) Назови пятый день недели.
11) Что такое режим дня?
12) Кто становится выше, когда садится? (Собака, медведь).
13) Назови детенышей овцы, курицы, лошади.
14) Что делает заведующая в детском саду?
15) Что такое этика?
Беседа с детьми об этикете
Воспитатель выставляет на стол предметы с этикетками: коробку, бутылку и т. д.
Воспитатель : Ребята, что вы видите у меня на столе?
Ответы детей.
Воспитатель : Да, вы все правильно назвали. А что вам понравилось больше всего? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель : На всех предметах есть яркая наклейка, цветной ярлычок, который привлек ваше внимание. Эта наклейка называется этикетка. Она рассказывает нам о предмете, которым мы заинтересовались. По этикеткам мы узнали, что в бутылке лимонный сок, в коробке - спички и т. д. Давайте повторим это новое слово «этикетка».
Дети повторяют.
Воспитатель : А есть другое слово. Но оно очень похоже на слово «этикетка». Это слово «этикет». Чем эти слова отличаются друг от друга? Кто из вас знает, что такое «этикет»?
Ответы детей.
Воспитатель : Этикет - это определенные правила поведения людей. Этикет определяет, как человек должен вести себя с другими людьми, какой должен быть его внешний вид. Но все люди ведут себя по-разному, соблюдают или не соблюдают правила культурного поведения. Можно сказать, что поведение каждого человека является как бы его этикеткой. По его поведению можно сразу определить, какой это человек: воспитанный или невоспитанный, культурный или некультурный.
В народе есть такая пословица «Острое словечко ранит сердечко». Как вы ее понимаете?
Ответы детей.
Воспитатель : Осгрое, злое слово обижает людей, а иногда и убивает. И если даже человек опрятен, аккуратен, но может обидеть, оскорбить другого человека, он не может считаться культурным человеком. Я расскажу вам о том, как одна девочка разговаривает со своей бабушкой: «Ба! Обедать! И скорее! Хлеба, ба! Неси компот! Ложку дай! Все! Меня нет! Я ушла!». Вам понравилось, как девочка разговаривала? Почему? Как можно ее назвать? А как вы разговариваете дома с бабушками, мамами? Как вы просите обедать?
Ответы 2-3 детей.
Воспитатель : Очень важно научиться разговаривать с другими людьми. И теми, кто младше тебя, и теми, кто старше тебя, и теми, кто такой же, как ты.
2. Физкультминутка
А теперь мы разомнемся, Головою покрутите,
Улыбнемся, посмеемся. Потянитесь, потянитесь!
Наклоняйтесь ниже, ниже, Вы, ребята, не устали?
Головой к коленям ближе. Сели - встали! Сели - встали!
А теперь вы не ленитесь. Все руками помахали
Хорошо назад прогнитесь. И на место побежали!
3. Дидактическая игра «Подбери антонимы»
Воспитатель предлагает детям существительные, прилагательные, наречия, глаголы, к которым они должны подобрать антонимы. Например: добро-зло, война - мир, низкий - высокий, глубокий-мелкий, хорошо - плохо, тяжело - легко, говорить - молчать, обижать - жалеть и т. д.
4. Беседа о вежливости
Воспитатель : Ребята, послушайте загадку: «Что слаще всего на свете? Что горче всего на свете?»
Ответы детей. Если дети затрудняются, воспитатель помогает : слово человеческое.
Воспитатель : Мы уже говорили с вами о том, что слово, сказанное человеком, может обидеть, убить, а может, наоборот, пожалеть, успокоить, обрадовать. Давайте мы сейчас вспомним с вами, как можно больше добрых, хороших слов, с которыми можно и нужно обращаться к другим людям.
Работа детей.
Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам игру «Продолжи пословицу».
- «Доброе слово и кошке. приятно».
- «Вежливость человека. красит».
- «Красивую речь красно. слушать».
- «Нет ничего дороже. вежливости».
5. Дидактическое упражнение «Давайте говорить друг другу комплименты»
Воспитатель предлагает детям ситуации, которые они разыгрывают.
6. Работа в тетрадях
Пальчиковая гимнастика «Погода»
Холодно. Осень. Пальцы мои Поднести сложенные руки ко рту и
Дружно ругают холодные дни. согревать их своим дыханием.
Пальчик-мапыш жалуется: Пальцы сжаты в кулачок. Сгибать и
«Ой-ой-ой! Холод-то какой!» разгибать мизинец (на обеих руках).
Указательный палец шепчет
тихонько: «Эх-эх-эх!
А вдруг пойдет снег?»
Средний палец ворчит:
«Ох-ох-ох! От ветра я оглох!»
Безымянный палец кричит:
«Ай-ай-ай! Солнце, вылезай!»
Здоровяк большой палец восклицает:
«Ах-ах-ах! Жаль, я не в сапогах!
Ух-ух-ух! Дайте мне кожух!»
Упражнения выполнять сначала правой рукой, потом левой рукой. Воспитатель предлагает детям напечатать в тетрадях добрые слова (по желанию).
Самостоятельная работа детей.
Итог занятия.