Римма Одинцова
Проект «Путеводная звезда»
Путеводная звезда
Министерство образования Саратовской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Саратовской области
«Средняя общеобразовательная школа п. Алексеевка
Хвалынского района имени В. М. Пашина»
Дошкольное образование
ПРОЕКТ
«Путеводная звезда»
Вид проекта : социально - информационный
Продолжительность: сентябрь 2020 года – май 2021 года
Разработали: заведующая Курноскина Нина Владимировна
воспитатель Одинцова Римма Николаевна
Публикация «Проект „Путеводная звезда“» размещена в разделах
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2021
Участники проекта : воспитатели, родители и дети младшей группы
посёлок Алексеевка
2020 год
Пояснительная записка
Проблема:
Зачастую родители испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру. Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято».
С другой стороны, сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.
С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды. Воспитатель знакомится с детьми, знакомит их друг с другом; с помещениями группы и их назначением; с предметами, находящимися в группе. Вся работа проходит вне занятий – это посещение помещений, беседы с детьми, дидактические игры, чтение художественной литературы, целевые прогулки, организация изобразительной и трудовой деятельности. Педагоги обращают внимание на то, что в группе все сделано так, чтобы детям было удобно, хорошо.
Наш проект направлен на вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с родителями и определили актуальность проекта : "Путеводная звезда»".
Теоретические основы организации работы с семьей в современных ДОУ
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.
Интеграция образовательных областей: коммуникативно личностное развитие; познавательно-речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Взаимодействие детского сада и семьи в дошкольном воспитании
Актуальность темы:
1. Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о проблемах родителей и детей. Одной из таких проблем является кризис семьи. Поэтому необходимо «вернуть» родителей в семью, помочь им осознать свой родительский долг перед детьми, преодолеть родительскую лень, неуверенность; увидеть свои родительские возможности.
2. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
3. С каждым годом у нас всё больше становится «проблемных» детей, семей «группы риска». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы – родительские собрания, беседы и т. д. не оправдали себя. Посещаемость стала всё меньше. Следовательно, надо искать новые формы работы, наполнять их педагогически-эффективным содержанием. Взаимодействие детского сада и семьи в дошкольном воспитании.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения
Цель проекта : Выстроить подлинное доверие и партнёрство в семье на основе стратегии сотрудничества воспитателей и родителей Обеспечить целостное развитие личности дошкольника при тесном взаимодействии с семьёй и повышение компетентности родителей в области воспитания.
Задачи проекта :
1. Создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
-при тесном взаимодействии детей, родителей, педагогов;
-при использовании новых, нетрадиционных форм работы.
2. Установить доверительные и партнёрские отношения с родителями;
-вовлечь семью в единое образовательное пространство.
3. Вовлечь родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентность педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку. 4. Повышение профессионального уровня педагога, способствующего развитию и направленное на воспитание свободной, творческой, успешной личности.
Реализация проекта предполагает :
Совместную деятельность родителей и детей;
Взаимодействие воспитателя и родителей;
Взаимодействие воспитателя с детьми.
Планируемый результат проекта :
Родители:
- Осознают важность единых требований семьи и детского сада, сблизятся с педагогами и родителями.
- Будут посещать все мероприятия детского сада с удовольствием.
- Познакомятся с традициями группы ДОУ
- Будут активными участниками утренников, праздников, развлечений.
- Посещать родительские собрания.
- Выступать с докладами на различные темы о развитии и воспитании детей.
- Участвовать с детьми в различных конкурсах.
Воспитатели:
- Приблизят семью к детскому саду.
- Помогут определить оптимальные пути взаимодействия в воспитательном влиянии на ребёнка.
- Познакомятся с традициями семьи воспитанников.
Дети:
- Сформируются положительные взаимоотношение между детьми и родителями, улучшится семейный микроклимат.
- Появится интерес к новому, неизвестному в окружающему.
- Интерес в образовательном процессе.
Этапы и краткое описание реализации проекта «Путеводная звезда»
1 этап – Подготовительный
Социальный опрос
Цель: выявить социальный статус родителей; их возраст и образовательный уровень выявление особенностей внутрисемейных отношений выявление родителей, нарушающих права ребёнка.
Анкетирование родителей
Цели: определение отношения родителей к вопросам воспитания детей; выявление уровня участия семей и ДОУ в воспитании ребёнка. Проблемы в развитии детей. Причины, виды (наследственные, врождённые, приобретённые); потребности детей и родителей в комплексной помощи. Опрос родителей, как метод изучения спектра повседневных воспитательных проблем, метод сбора информации о воспитательной позиции родителей, о запросах родителей. Анализ диагностики детей, изучение уровня развития. Анализ имеющейся наглядной информации, содержание материала и формы подачи. Активизация родительского комитета с целью повышения роли родительской общественности в жизни группы Взаимодействие детского сада и семьи в дошкольном воспитании
2 этап. Организационно-практический
Цели: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребёнка; ориентация семьи на воспитание здорового ребёнка; обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи. Практическую часть начнём с определения принципов, форм, планирования.
Принципы взаимодействия с семьёй
1. Родители и педагоги являются партнё рами в воспитании и обучении детей: это единое понимание педагогами и родителями целей, задач воспитания и обучения детей. Оформление групповых уголков: «Уголок для родителей», «Режим дня», «Рекомендации психолога», «Задачи на новый учебный год», «Объявления», «Наши именинники», «Здоровейка», «Учите и читайте вместе с нами», Расписание НОД».
2. Помощь, уважение и доверие к ребёнку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи. Максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми, равноправие и равно ответственность родителей и педагогов ДОУ Взаимодействие детского сада и семьи в дошкольном воспитании
3. Формы работы с родителями.
Родительские собрания: «Задачи воспитания и обучения а учебный 2019-2020 год», «Безопасность жизненности ребёнка», «Как повзрослели и чему научились наши дети».
Совместная работа детей и родителей: «Участие в различных творческих конкурсах», «Поздравления, открытки». Участие родителей: «Подготовка к утренникам», «Зимние постройки на участке», «Фотовыставки», «Мини огород», «Стенгазеты».
Выстраивания взаимодействие с родителями, можно применять как традиционные формы работы – родительские собрания, консультации, беседы, так и осваивать новые, нетрадиционные формы: совместное проведение праздничных мероприятий и совместные проекты, совместные занятия, деловые игры и т. д. Наиболее эффективными являются нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй
Благодаря таким мероприятиям не только у детей, но и у родителей раскрывается их творческий потенциал и индивидуальные возможности. Такая деятельность даёт возможность родителям увидеть жизнь ребёнка в детском саду, многому научиться друг у друга, создаёт психологический комфорт при общении детей и родителей Взаимодействие детского сада и семьи в дошкольном воспитании.
4. Открытые занятия с детьми для родителей: «Весёлый счёт», «Путешествие по сказкам», «Фантазёры».
Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ Взаимодействие детского сада и семьи в дошкольном воспитании
5. Тематические консультации: «Игры в кругу семьи», «Пальчиковые игры», «Личная гигиена дошкольника», «Зачем малышу театр», «Витамины для детей», «Привила хорошего тона», «Профилактика простудных заболеваний», 2Одеваем ребёнка по сезону», «Как правильно учить стихотворение с ребёнком», «Хитрая математика», «Как проводить опыты на улиц и дома», «Чем занять ребёнка летом».
Цели консультации близки к беседам. Главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.
6. Наглядная пропаганда.
Оформление выставок: «Дары осени», «Моя мама – лучше всех», «Волшебница зима», «Весна пришла».
Цели в работе рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами. Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды – разнообразные стенды, уголки для родителей. Тематические выставки создаются для родительского коллектива группы. Более подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют журналы, выписки из газет для родителей Взаимодействие детского сада и семьи в дошкольном воспитании
3-й этап ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
По окончанию проекта можно сказать, что сложилась определённая система работы с родителями уменьшение социальной дистанции между родителями и детьми; наблюдается активная родительская позиция;
- дети чувствуют защищённость и поддержку со стороны родителей;
- положительное диалоговое взаимодействие в системе «педагог - родитель»; наметились положительные стили воспитания.
Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи в едином образовательном пространстве – важнейшее направление в деятельности дошкольной образовательной организации в целом.
Учебно – тематический план проекта «Путеводная звезда»
Подготовительный этап (2019 год)
№ п/п Мероприятия Сроки Ответственные
1 Подбор диагностических методик и изучение семей воспитанников Сентябрь 2019 год Заведующая – Курноскина Нина Владимировна
2 Сбор информации, ознакомление с ней. Сентябрь 2019 год Заведующая – Курноскина Нина Владимировна
3 Разработка проекта, опираясь на профильность групп Сентябрь 2019 год Заведующая – Курноскина Нина Владимировна
Воспитатель – Одинцова Римма Николаевна
Организационно-практический этап (2019 год)
Организационный
1 Составление плана работы над проектом «Путеводная звезда»
Сентябрь 2019 год Заведующая – Курноскина Нина Владимировна
Воспитатель – Одинцова Римма Николаевна
2 Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала Сентябрь 2019 год Заведующая – Курноскина Нина Владимировна
Воспитатель – Одинцова Римма Николаевна
3 Родительское собрание «Знакомство с проектом «Путеводная звезда»» Сентябрь 2019 год Заведующая – Курноскина Нина Владимировна
Воспитатель – Одинцова Римма Николаевна
Практический
1 Организация клуба для родителей Сентябрь 2019 год Заведующая – Курноскина Нина Владимировна
2 Оформление уголков групп для родителей и детей
2019-2020 учебный год Заведующая – Курноскина Нина Владимировна
Воспитатель – Одинцова Римма Николаевна
3 Формирование и развитие системы взаимопомощи семей в воспитании детей 2019-2020 учебный год Заведующая – Курноскина Нина Владимировна
Воспитатель – Одинцова Римма Николаевна
4 Лекции, семинары, практикумы, родительские собрания, консультации, конференции и так далее 2019-2020 учебный год Заведующая – Курноскина Нина Владимировна
Воспитатель – Одинцова Римма Николаевна
5 Распространение лучших опытов семейного воспитания 2019-2020 учебный год Заведующая – Курноскина Нина Владимировна
6 Проведение семинаров, совещаний, методических дней по подготовке различных специалистов к неформальной работе с семьями 2019-2020 учебный год Заведующая – Курноскина Нина Владимировна
Воспитатель – Одинцова Римма Николаевна
7 Проведение совместных мероприятий с участием педагогов, родителей, детей 2019-2020 учебный год Заведующая – Курноскина Нина Владимировна
Воспитатель – Одинцова Римма Николаевна
Итоговый этап
1 Тестирование, диагностика Май 2020 год Заведующая – Курноскина Нина Владимировна
2 Родительское собрание «Как повзрослели и чему научились наши дети» Май 2020 год Заведующая – Курноскина Нина Владимировна
Воспитатель – Одинцова Римма Николаевна
3 Презентация проекта «Путеводная звезда» Май 2020 год Заведующая – Курноскина Нина Владимировна
Воспитатель – Одинцова Римма Николаевна
4 Спортивно-развлекательное мероприятие к «Дню защиты семьи» - «Ну-ка – все вместе» Июнь 2020 год Заведующая – Курноскина Нина Владимировна
Воспитатель – Одинцова Римма Николаевна
Выполнение проекта с детьми
Раздел проекта Формы и методы работы
Социализация Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «День рожденья», «Магазин», «Больница».
Дидактические игры: «Кем быть», «Кому что нужно для работы», «Чьи детки?»
Игры-драматизации по сказкам «Колобок», «Репка».
Инсценировки «Три мамы», «Сказка для мамочки».
Строительные игры «Мебель для дома», «Домики животным», «Гараж»
Познание Тематические занятия «Права и обязанности в семье», «Моё имя».
Знакомство с профессиями родителей.
Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).
Создание альбомов «Моя семья», «Наша группа».
Коммуникация Составление творческих рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома».
Чтение художественной литературы на тему «Семья» : сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Кукушка».
Пословицы и поговорки о семье.
Беседы на тему «Кем работают мои родители».
Художественное творчество Рисование на темы «Моя семья», «Мамин портрет», «Мой дом».
Изготовление подарков для мам, приглашений, открыток для членов семьи.
Фотовыставка «Семейные увлечения».
Заключение
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга.
Важным условием преемственности является установление доверительного делового
контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.
В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования.
Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу ( сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: школами, библиотеками и т. д.).
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление
доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание
потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Опыт работы с родителями показал, что позиция родителей стала более гибкой.
Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий.
Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания
дошкольников. Их интересуют проблемы патриотического, нравственного и эстетического воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям.
Таким образом, использование разных форм и методов взаимодействия дошкольного
учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями.
Ожидаемые результаты
-Появиться возможность активизировать родителей, что будет способствовать установлению диалога детский сад - семья. Это даст возможность сформировать активную родительскую позицию, активизировать полученные знания, поможет родителям посмотреть на конкретные ситуации глазами детей, понять их.
- Установятся теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями.
- Повысится уровень психолого - педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
Список использованной литературы:
1. Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие:
Академия развития, 2003. - 224 с.
2. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в
организации воспитательного процесса ИПК, 2003.
3. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей
// Дошкольное воспитание. 2000. - № 1. - С. 41 - 49.
4. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями
// Дошкольное воспитание. 2004. - №1. - С. 60 - 68.
5. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей
на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество»
// Дошкольное воспитание. 2000. - № 3. - С. 87 - 91.
6. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития
/ Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М. : Линка-Пресс.
- 2001. - С. 25 — 26.