Надежда Шадяк
Проект «Путешествие в царство насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Путешествие в царство насекомых»
Подготовила:
Воспитатели МКДОУ «Детский сад №5 «Тополёк» :
Шадяк Надежда Петровна.
Проект «Путешествие в царство насекомых»
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев
и песню кузнечика, журчание весеннего ручья…».
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Проект „Путешествие в царство насекомых“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Уважаемые коллеги, представляем познавательно – исследовательский проект по формированию у дошкольников элементарных представлений о насекомых. Насекомые составляют самую обширную группу животного царства. Их известно более 1,000,000 видов, т. е. больше, чем всех остальных животных, вместе взятых! Насекомые есть всюду. Условия их жизни отличаются необыкновенным разнообразием. Нет такого места на Земле, где мы не могли бы их найти. Луга, поля, рощи, сады, пустыри, огороды, пруды, прогретые солнцем поляны, солнечные пустыни, тонущие в полумраке леса, холодные тундры и высокогорья предоставляют пищу и убежища миллионам шестиногих. Богатейшую фауну насекомых можно встретить на цветах, в трухлявых пнях, под корой деревьев, в гнездах и муравейниках, под камнями, в навозных кучах, в гнилушках, грибах, трупах животных.
Чтобы узнать, как можно больше о мире насекомых был создан наш Проект, который исследует проблему экологической грамотности детей и взрослых с разных сторон. Определены цели и задачи проектной деятельности, а также предполагаемые результаты. Намечен план реализации проекта : с детьми и их родителями. Проект включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Вид проекта : краткосрочный групповой познавательно-исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 5-6 лет.
Продолжительность проекта : 2 месяца.
Участники проекта : определяя круг участников проекта, и основные направления работы, составили модель взаимодействия по изучению проблемы и модель направления деятельности проекта «Путешествие в царство насекомых». Руководитель проекта – определяет круг обязанностей участников проекта, проводит консультации для педагогов и родителей, пополняет кабинет методической литературой, игровыми пособиями, проводит НОД, досуги, викторины и т. д. Воспитатель – главное, действующее лицо в организации работы, так как именно он постоянно работает с дошкольниками: проводит экскурсии, организует игры, задания, привлекает к участию в проекте родителей. Создает условия для развития творческих способностей детей. Администрация МКДОУ – оказывает финансовую поддержку. Родители – принимают участие в совместной образовательной деятельности, праздниках, исследованиях. Учитель биологии – проводит встречи, беседы, участвует в проведении викторин, досугов.
Актуальность проблемы: В наше время дети редко общаются с природой. В окружающем ребенка мире много непонятного и интересного, но насекомые – самые загадочные существа из встречающихся в природе, самая многочисленная группа животных. Детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Им хочется узнать - зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Насекомые привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Дети открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Поэтому наш проект направлен на то, чтобы наши дети научились любить и беречь окружающий мир, он поможет узнать детям больше о насекомых, сформировать представления об их пользе или вреде. Проект позволит развить творческие способности и поисковую деятельность.
Цель проекта : создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Путешествие в царство насекомых».
Задачи проекта :
• систематизировать знания детей о насекомых (маленькие существа, у которых есть голова, грудь, брюшко, 6 ног и у многих есть крылья);
• формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, их строении, способах передвижения;
• формировать навыки исследовательской работы во время прогулок и экскурсий;
• воспитывать бережное отношение к живому;
• развивать эмоциональную отзывчивость;
• рассказать о роли насекомых в природных сообществах;
• развивать коммуникативные навыки.
Гипотеза: Если ребенка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он несомненно будет ценить и беречь все, что его окружает. Основные формы и методы реализации проекта :
• наблюдение;
• беседы;
• чтение художественной литературы;
• исследовательская деятельность;
• дидактические игры;
• пальчиковые игры;
• подвижные игры;
• продуктивная деятельность.
Ресурсы:
Для реализации проекта были задействованы следующие ресурсы:
1. Человеческие:
• родители привлекались на всех этапах реализации проекта «Путешествие в царство насекомых»;
• коллеги по детскому саду и дети соседних групп – совместные наблюдения во время прогулок;
2. Материальные:
• разнообразный материал для творчества, как покупной, так и самостоятельно собранный.
3. Материально – техническое:
• аудиозаписи;
• наглядно – дидактические пособия;
• коллекция насекомых;
• иллюстрации и книжки раскраски с изображением насекомых;
• художественная литература; презентации
Предполагаемый результат:
• дети должны знать, что бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, стрекоза - насекомые;
• иметь представление о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев);
• сравнивать насекомых по способу передвижения (пчела, муха, стрекоза - летают, кузнечик - прыгает);
• определять насекомых по издаваемым звукам и правильно называть (жужжит – пчела, муха, жук; стрекочет - кузнечик);
• знать некоторые особенности сезонной жизни, места обитания (муравьи, пчелы живут большими группами, сами себе строят жилища);
• знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
• владеть обобщающим понятием «насекомые».
Этапы реализации проекта :
1 этап. Подготовительный:
• подготовка развивающей среды;
• приобретение различных видов наглядных пособий и оборудования;
• мониторинг (Приложение 2.15.);
• постановка целей, задач, формулирование гипотезы; разработка и составление перспективного плана.
2 этап. Основной:
• беседы (Приложение 2.1.) и наблюдения по теме;
• загадывание загадок (Приложение 2.7., решение кроссвордов и ребусов;
• непосредственно образовательная деятельность (Приложение 2.6.);
• разучивание песен, скороговорок, пословиц и поговорок о насекомых (Приложение 2.10.);
• знакомство с литературными произведениями: Л. Толстой «О муравьях», Н. Сладков «Муравей и сороконожка», «Домашняя бабочка», «В конце лета», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук», К. Ушинский «Пчёлки на разведках», В. Сухомлинский «Пчела и тыквенный цветок»,К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище»;
• чтение и разучивание стихотворений о насекомых (Приложение 2.7) : Н. Мигунова «Пчелка», Е. Трутнева «Жук», Г. Глушнев «Любопытная бабочка», Е. Фейерабенд «Шмель», И. Мазнин «Паучок», Е. Серова «Лесной аэродром», «Муравьиный поезд», А. Усачев «Божья коровка»;
• целевые прогулки и экскурсии по экологической тропе (Приложение 2.11.);
• поисковая работа на прогулках (Приложение 2.12.);
• конструирование в стиле оригами «Удивительное рядом» (Приложение 2.6);
• художественное творчество (аппликация) «Таинственный мир насекомых» (Приложение 2.6);
• рассматривание коллекции насекомых;
• прослушивание аудиозаписи «Звуки природы», Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»;
• досуг на прогулке «Путешествие в мир насекомых» (Приложение 2.13.);
• просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом», «Пчелиный переполох»; «Приключения муравьишки»;
• просмотр обучающих и познавательных презентаций «Насекомые», «Самые маленькие обитатели нашей планеты», «Насекомые нам нужны»;
• Викторина «Увлекательное путешествие в загадочный мир насекомых» (Приложение 2.16).
3 этап. Заключительный:
• Мониторинг (Приложение 2.15);
• проведение викторины «Увлекательное путешествие в загадочный мир насекомых»;
• проведение конкурса на лучшее исполнение стихов о насекомых;
• организована выставка семейных рисунков «Насекомые на лугу» (Приложение 3.4.)
• Пополнена развивающая среда по теме: подбор коллекции насекомых настоящих и игрушечных;
• отработаны первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
• подготовлена презентация проекта «Путешествие в царство насекомых» и представлена на педсовете.
Работа с родителями:
• Консультации «Если ребёнок боится насекомых»); «Роль насекомых в природе и их практическое значение для человека»,«25 интересных фактов о насекомых», «Опасные насекомые». (Приложение 3.3).
• Конкурс совместного с ребёнком рисунка по теме «Насекомые на лугу». (Приложение 3.4);
• Изготовление совместно с ребёнком поделок из бросового материала для украшения участка.
• Анкетирование родителей «Насекомые в природе» (Приложение 3.1)
• Благоустройство участка (Приложение 2.17.)
Выводы:
Отслеживание результатов работы по проблеме доказывает верность нашей гипотезы. Действительно, использование различных видов педагогических технологий по формированию ценностного отношения к природе, по развитию познавательной активности у детей через ознакомление с насекомыми, создание специальных условий для этого, работа в определенной системе с родителями по проблеме, способствует:
• накоплению у детей конкретных представлений о насекомых, их жизнедеятельности, среде обитания;
• формированию у детей интереса к насекомым;
• самостоятельному действию в повседневной жизни (различных видах детской деятельности, принимать живое заинтересованное участие в исследовательской деятельности, самостоятельно задавать вопросы, ставить задачи и решать ее посредством эксперимента;
• развитию индивидуального эмоционально-ценностного отношения миру природы у каждого ребенка.