Василина Тарасун
Проект «Путешествие по тропе здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента практически здоровых ребят, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого положения – гиподинамия, нарушение экологии, общее состоянии окружающей среды, незнание своего организма. А ведь организм человека – самое совершенное творение природы. В нем нет ничего лишнего, ненужного. Каждая клетка, каждый орган, каждая часть тела выполняет свою функцию, определенную им биологическим законом. Понимание техпроцессов, которые происходят в организме, является главным условием для организации здорового образа жизни ребенка.
Публикация «Проект „Путешествие по тропе здоровья“» размещена в разделах
Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. Для этого необходимо изменить общественное отношение к здоровью, повысить персональную ответственность. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.
Отсюда можно определить главную цель проекта «Путешествие по тропе здоровья» : способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане; воспитание здорового подрастающего поколения.
Основные задачи проекта :
Формирование представлений о неразрывной связи человека с природой;
Расширение представление о полезных свойствах растений;
Сохранение и укрепление здоровья детей;
Формирование привычки к здоровому образу жизни;
Развитие экологического мышления и творческого воображения.
Тип проекта : коллективный, творческий, оздоровительный.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Образовательная область: развитие и оздоровление.
Продолжительность: долгосрочный.
Правильная организация воспитания и развития по данному комплексу, дает возможность осознать возможность сохранения здоровья. Проект успешно применяется в свободное время. Занятия проводятся на территории дошкольного учреждения по разработанным маршрутам. Работа по тропе здоровья началась с мая месяца и проходила по октябрь. В зависимости от возрастных возможностей были сформулированы цели и задачи, содержание проекта и глубина раскрытия темы, конкретные примеры ознакомления с организмом человека, лекарственными растениями и насекомыми. В ходе таких путешествий дети находятся на свежем воздухе в постоянном движении, у них развиваются память, внимание. Использование физических минуток, полосы препятствий, подвижных игр способствует укреплению физической силы и ловкости.
Таким образом, изменение организации воспитательного процесса за счет введения работы по тропе здоровья повлекло за собой целый комплекс изменений, положительно влияющих на развитие среды, в целом и на развитие и сохранение здоровья каждого ребенка в отдельности.
Ожидаемые результаты:
• осознание детьми и взрослыми необходимости ведения здорового образа жизни;
• повышение ответственности воспитателей и родителей за здоровье детей;
• повышение экологической культуры дошкольников;
• формировать реалистические представления о природе, расширять у детей знания, представления о травах, способствовать развитию устойчивого интереса к дальнейшему изучению внешнего вида, места произрастания, пользе трав.
Принципы построения программы:
1. Индивидуальный и личный подход к детям.
2. Совместная творческая деятельность.
3. Позитивность (создание доброжелательной атмосферы).
4. Целостное развитие (усиление значения прошлого опыта жизни, развитие способностей к самопознанию и саморазвитию, активизация творческих возможностей).
5. Сочетание воспитательного и оздоровительного материала.
Проект рассматривается в двух направлениях:
1. Хождение по тропе здоровья;
2. Знакомство с полезными растениями.
1. Тропа здоровья.
На участке детского сада для реализации проекта был выделен участок, на котором силами воспитателей, родителей и детей была создана тропа здоровья. На данной территории были высажены лекарственные растения и сформирована «тропа здоровья».
Содержание. Во время прогулки, дети проходят закаливающие процедуры, путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задания педагога, получают навыки ориентирования в пространстве.
Точка камушки: Дети ходят по гладким камушкам.
Точка грецкий орех: Ходят по грецкому ореху.
Точка песок: Хождение по песку.
Точка водичка: Входят в тазик с водой.
Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, "Тропа здоровья" задействуется максимально в течение дня. Также на ней дети выполняют следующие упражнения:
• упражнения без предметов: ходьба и бег по траве и песку; перекаты с пятки на носок; ходьба на внутреннем своде стопы; "Утиная ходьба" (ходьба в полуприсяде); "Журавль на болоте" (ходьба с высоким подниманием бедра); и. т. д.
• упражнения с оборудованием, предметами, различными приспособлениями;
• подвижные игры: "Пятнашки", "Кошка прячется", "Мы идем в поход", "Зоопарк".
2. Аптекарский огород
Содержание: показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства). Учить исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков; проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.); знакомиться с лечебными свойствами, правилами сбора этих растений.
Перспективный план работы
Мероприятия Цель,задачи
1. Путешествие с бабушкой Лукерьей.
Знакомство с лекарственными растениями, вызвать интерес
2. Книга бабушки Лукерьи «Травы которые нас лечат». Продолжать знакомить детей с разнообразием трав; ввести в словарный запас понятии “целебные травы”; воспитывать бережное отношение к природе, развивать мышление.
3. Страничка «Подорожник» Продолжать знакомить детей с растениями, имеющими лечебные свойства; с особенностями его внешнего вида; учить анализировать, делать несложные умозаключения.
4. Страничка «Лопух» Продолжать знакомить детей с лекарственными растениями, их целебными свойствами. Развивать познавательный интерес, обогащать словарный запас.
5. Страничка «Зверобой» Познакомить детей с внешним видом растения, его отличительной особенностью; уточнить, где обычно можно увидеть это растение и какими лечебными свойствами оно обладает. Вызвать интерес к познавательной беседе.
6. Страничка «Василек» Продолжать знакомить детей с лекарственными растениями, уточнить внешний вид цветка, места его произрастания, целебные свойства.
7. Страничка «Вьюнок»
8. Страничка «Земляничка» Продолжать знакомить детей с травами, имеющими целебные свойства, научить распознавать растение по внешнему виду, узнавать места его произрастания.
Расширять знания детей о лекарственных растениях, уточнить целебные свойства земляники. Развивать обоняние, мышление, активизировать речь детей.