Татьяна Шпилева
Образовательный проект «Путешествие в страну здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект
«Путешествие в страну здоровья»
«Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания,
чем от врачебного искусства.»
Д. Леббок.
Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Публикация «Образовательный проект „Путешествие в страну здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Маленькие дети активны и любознательны, удивительные философы, открыватели нового, самая благодарная аудитория для обсуждения проблем здоровья! Им в этом возрасте очень нравиться учиться у взрослых, запоминать и, главное, принимать всерьёз их советы, рекомендации и правила. Они совершенно искренне, не подвергая ничто сомнению и не критикуя, усваивают многие истины и учатся, учатся, учатся. Учатся быть вежливыми, учатся всё делать «по правилам», жить «по правилам».
В настоящее время и педагоги, и родители обеспокоены проблемой здоровья детей. Мы предполагаем, что самым важным является формирование у ребёнка правильного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни. Необходимо так же вести постоянный поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Автор проекта : воспитатель Шпилева Татьяна Викторовна
Исполнитель проекта : воспитатель старшей группы Шпилева Татьяна Викторовна
Продолжительность проекта : 2 месяц.
Тип проекта : творческий, информационно -практико-ориентированный.
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Охватываемые образовательные области : речевое развитие социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Возраст детей: 5-6лет
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым».
Ж. Ж. Руссо.
Актуальность проекта
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В. Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье : «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все…».
Основная цель проекта :
Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
Задачи:
Дать представление о том, из каких компонентов формируется здоровье.
Вызвать у детей желание как можно больше узнать о том, почему следует сохранять свое здоровье.
Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.
Научить отображать в играх разнообразные бытовые сюжеты, впечатления о труде и жизни людей.
Воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, здоровью других людей
Принципы:
Принцип позитивности - создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.
Принцип индивидуального подхода - максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.
Принцип развития и саморазвития личности - активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию, саморегуляции.
Этапы проекта :
Проект включает три основных этапа:
Подготовительный: постановка целей и задач, определение методики работы, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.
Деятельностный:
- ознакомление детей с художественной литературой;– проведение бесед;
- рассмотрение картин и беседы по их содержанию;
- работа с родителями (разработка рекомендаций и их презентация);
- проведение совместно-организованной деятельности;
- проведение мероприятия;
- просмотр и обсуждение мультипликационных фильмов по теме;
- творческие работы с детьми на тематику.
Завершающий: подведение итогов работы, обобщение результатов в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
Форма реализации проекта :
1Блок: Коллаж «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»; «Здоровье в наших руках».
Стенгазета «Мы со спортом дружим, никогда не тужим».
Спортивное развлечение.
Выставки детских работ.
2 Блок: Выставка детских работ; Развлечение.
3 Блок: Книга о здоровой пище.
Газета «Рассуждалки».
Выставка детских работ.
Коллаж «Что полезно и вредно для зубов».
Работа с родителями:
«Школа чистки зубов» (памятка).
Мини-книга «12 мифов о ротовой гигиене детей и взрослых».
«Как сохранить у ребенка здоровые зубы?»
Буклеты: «В здоровом теле, здоровый дух», «Как сохранить здоровье ребенка"» «Здоровым быть здорово», «Как надо кормить ребенка, семь великих обязательных «НЕ», «Здоровое питание дошкольников», «Как сформировать ЗОЖ в семье?».
Мини музей: «Молочные продукты», «Такие разные крупы"».
Книга «О здоровой и вкусной пище».
Информационный стенд «Вкусно и полезно!»
Творчество детей в содружестве с родителями. «Весёлые сказки о здоровом питании».
Родительское собрание : «Правильное питание»
Ожидаемые результаты
Дети знают Дети могут
Здоровье и здоровый образ жизни
- Сущность понятия “здоровье”.
- Факторы, оказывающие влияние на не только жизнь и здоровье человека, но и всего живого на Земле.
- О роли правильного питания.
- Значение гигиенических процедур для здоровья. - Распознавать факторы риска во внешней и внутренней среде организма.
- Соблюдать правила питания
- Выполнять гигиенические процедуры
Спорт – это жизнь
- О роли двигательной активности в повышении работоспособности.
- Правила закаливания организма.
- О влиянии физкультуры и спорта на секреты долголетия. - Выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики и для разминок на занятиях.
- Выполнять доступные виды закаливания.
Твой выбор
- Полезные и вредные привычки.
- Привычки укрепления здоровья. - Критически относиться к
вредным привычкам
Саморазвитие
- Знать самого себя и свои возможности.
- Способы взаимодействия с людьми.
- Оценивать самого себя.
- Отстаивать свою точку зрения.
- Говорить “нет” в опасных ситуациях.
- Находить друзей по интересам.
Обеспечение:
Методическая и художественная литература; иллюстрации; муляжи продуктов; спортивный инвентарь; наборы дидактического материала: «Что, где растет», «Мое здоровье и я», «Что готовят из молока», «Овощной и фруктовый магазин», «Ты чей, малыш», «Фруктовое лото», и т. п.
Предварительная работа:
• Анкетирование родителей «Питание ребенка в семье и детском саду».
• Знакомство с овощами, фруктами и молочными продуктами.
• Привитие детям гигиенических навыков.
• Беседа с детьми о пользе зарядки.
• Чтение художественной и познавательной литературы по теме.
Литература:
1. Виноградова Н. А, Панкова Е. П. «Образовательные проекты в детском саду», Москва, 2008 г.
2. Голицына Н. С., Шумова И. М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», Москва, 2008 г.
3. Гергова А. Т. «Я познаю мир», 1999
4. Зайцев Г. К. «Твоё здоровье» Акцидент: 1998г.
5. Крылова Н. И. «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ» (проектирование, тренинги, занятия, составитель Волгоград, 2009 г
6. Климова Ю. П., «Учимся правильно питаться». Для воспитателей ДОУ, работающих по программе «Разговор о правильном питании», автор-составитель Волгоград, Учитель,2007.
7. Технология проектирования в ДОУ. ТЦ Сфера, 2006..
СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО БЛОКУ:
«Мое здоровье и я»
Речевое развитие.
Чтение: Э. Мошковская «Дедушка и мальчик»; В. Суслов «Про Юру и физкультуру»; А. Барто «Зарядка»; Здоровье А. Гришин; рассказ «Гимнастика и Разминка», «Лесная сказка», «Заячья дорожка»; Викторов «Раз, два»;Ивенсен «На утренней зарядке»;
А. Барто «Мама болельщица».
Д/ игры: «Скажи ласково»; «Продолжи предложение»; «Исправь ошибки»; «Я начну, а ты продолжи»; «Мое настроение»; «Скажи по-другому».
НОД: Составление рассказа по серии картинок: «Солнце, воздух и вода - наши верные друзья».
НОД «Спортом все увлекайтесь».
НОД. Составление описательного рассказа по теме: «Спортивный инвентарь».
Разучивание пословиц и поговорок о здоровье.
Социально-коммуникативное развитие.
Беседы на тему: «Как спорт влияет на здоровье» ; «В здоровом теле – здоровый дух»; «Спортивные сооружения нашего города»; «Зачем и как нужно закаляться». «Как я буду заботиться о своем здоровье»; «Зачем делать зарядку»; «Как стать сильным»; «Откуда берутся болезни».
Игра с мячом: «Какие виды спорта ты знаешь?»; «Что кому нужно».
Рассматривание картин: «Спорт и люди»; «Виды спорта»; «Спортивный инвентарь»
С/ р игра: «На стадионе».
Игра-имитация: «Лыжник», «Футболист», «Фигурист».
Д/ И: «Кому что нужно?»; «Зимние и летние виды спорта»;«Найди атрибуты спортсмену».
Познавательное развитие.
Просмотр мультипликационных фильмов
"Ох и Ах"; "Спортландия"; «Сестрички-привычки»; «Чемпион»; «Замарашка»; «Ёжик и здоровье»; «Здоровье начинается дома».
Презентации: «Полезные и вредные привычки», «Мы здоровью скажем да!»
НОД «Путешествие в страну здоровья».
Исследовательская деятельность «Почему мяч не тонет?»; «Свойства воды»; «Свойства воздуха».
Художественно-эстетическое развитие.
Лепка: «На зарядку становись».
Рисование: «Дети делают зарядку»; «Спортивный инвентарь».
Аппликация «Медаль для победителя».
Создание альбома: «Летние и зимние виды спорта»;
Слушанье песен: «Трус не играет в хоккей» «Попурри песни о спорте»; «Делаем зарядку». «Делайте как я»; «Со спортом подружусь»; «Здоровый образ жизни».
Коллаж: «Солнце, воздух и вода», «Здоровье в наших руках».
Стенгазета: «Мы со спортом дружим, никогда не тужим».
Физическое развитие.
Образовательная ситуация :
Массаж лица: «Умывалочка». «Как мяч здоровье укрепляет
Пальчиковые игры: «Спортсмены», «Лыжник»
Подвижные игры: «Дружные пары»; «Кто лучше прыгнет?»; «Перебежки»;
«Кто дальше?»; «Попади в цель»; «Горелки»; «Веселые старты»; «Ловишки»; «Запомни движение» и др.
Игры-эстафеты «Собери мусор» (для мальчиков); «Помой посуду» (для девочек); Разучивание. народных подвижных игр: «Гнилое яблоко»; «Почта»; «Дядюшка Трифон» ; «Хлебец».
Пантомимы: «Сон»; «Испуг»; «Печаль», «Радость»; «Спортсмены».
Игры на снижения психоэмоционального напряжения. «Тихий час для мышат»;
«Хрюшка Нюшка умывалась».
Спортивное развлечение
СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО БЛОКУ:
«Мои помощники»
Речевое развитие
Чтение: Ю. Прокопович «Зачем носик малышам?»; стихотворения «Чистюля енот»,
«Про орехи», «Волшебный нос»; М. Шкурина «Сказка про маленький, но вредный Кариес»; Н. Орлова «Береги свои глаза»; С. Погореловский «Про глаза – глазенки, про глаза – глазища»
Разработать вместе с детьми: «Правила Чистюли», «Правила ухода за ушами».
Социально-коммуникативное развитие.
Беседы: «Чистота залог здоровья». «Телевизор, компьютер и здоровье», «Моя зубная щетка». «Как сохранить хорошее зрение», «Зачем мы так часто моргаем».
Д/ игры:«Запомни движение», «Посылка от обезьянки», «Волшебный мешочек», «Кто быстрее наденет шапку» (кто-то двумя руками, кто-то одной, «Определи по звуку, запаху
«Шумовые коробочки», «Запрещается – разрешается»; «Кто быстрее покажет части тела», «Угадай, чей голосок». «Глухой телефон».
Познавательное развитие.
Просмотр мультипликационных фильмов:
«Зачем чистить зубы»; «Пищеварение», «О здоровье глаз»; «Абсолютный слух»; «Оберегай органы слуха»; «Королева Зубная щетка»; «Азбука здоровья»; «Скажи микробам НЕТ!».
Аудиосказки: «Жили - были микробы»; «Маша и Медведь»; «Песня о чистоте»; «Микробы»; «Митя и микробус»; «Как появились очки»; «Как сова видит в темноте».
Опытно-исследовательская деятельность 1. определение частоты сердечных сокращений до и после бега; Определение роли отдельных органов: пройти с закрытыми глазами; Послушать, зажав уши; Попрыгать, побегать, не сгибая коленей; Взять предмет одной рукой с зажатыми в кулачки пальцами.
2. Определить реакцию зрачков на различные освещения.
• 3. Доказать, что при попадании изображения на слепое пятно человек перестает видеть данное изображение.
• НОД: «Органы чувств - помощники человека».
НОД: «Наши глаза».
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование: «Ух уж эти микробы» (кляксография).
Пластилинография: «Такие разные очки».
Лепка: «Книга для слепых».
Физическое развитие.
Физминутка: «Все ребята любят мыться».
Зрительная гимнастика: «Чтобы глазки отдохнули».
Тренинг зрительных упражнений: «Фотоаппарат»; «Слепые фотографы». «Как упали палочки?».
. Игровые упражнения:
«Поморгаем глазками»; «Расскажи, что далеко, что близко»; «Учим глазки отдыхать»; «Чашки»; «Любопытная Варвара».
СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО БЛОКУ:
«Питание и здоровье».
Речевое развитие.
НОД: «Полезные и вредные продукты»; «Кушайте, пожалуйста"»; «Веселые загадки».
Чтение: «Вкусная Считалка»; «Веселое аппетитное задание»; «Овсянка»;
«Веселый сказ о том, как можно стать богатырем»; Кононович К. «Рецепт на завтрак» Савончик В. «Утро ясное пришло», «Завтрак утро принесло»; В. Лаврина «Что нужнее, что вкуснее?».
Презентация «История о доброй девочке Алисе, о её мудрой бабушке и о правильной здоровой пище».
Заучивание пословиц и поговорок о еде.
Социально-коммуникативное развитие.
Драматизация «Про девочку, которая плохо кушала»; «Спор овощей».
Д/ игры: «В суп или в компот?»"; «Отгадай продукт по описанию»; «С чем можно сварить суп?»; «Фруктовый сок», «Рассортируй»; «Где найти нужные вещества и витамины?»;
«Я знаю»; «Придумайте диалог между продуктами»; «Что полезно для зубов».
Рассказ медсестры: «О пользе фруктов и овощей».
Сюжетно-ролевая игра: «Гипермаркет».
Познавательное развитие.
Просмотр мультипликационных фильмов: «Нездоровый рекорд»; «Приключение Тани и Вани в стране полезных продуктов»; «Истории Феи Витаминки»; «Пчелка-Умняшка»;_ «Полезные продукты»; «Сказка о вкусном молоке».
НОД: «Русская каша- матушка наша»; «Веселый полдник»; «Витамины»;«Чтоб свои родные зубки мог ты дольше сохранить»; «Путешествие в страну Здоровей-ка»
Экскурсия на кухню детского сада.
Экспериментальная деятельность: Опыты с молоко: Опыт: «Где быстрее скиснет молоко?» (в тепле или на холоде); «Как сделать творог»; «Волшебное молоко»;
Опыт с бананом (размножение плодовых мошек- дрозофил)
Выращивание грибка «Хлебная плесень»
Влияние кислоты на эмаль зубов
Мини музей: «Молочные продукты»; «Такие разные крупы».
Художественно-эстетическое развитие.
Лепка: «Витамины с грядки».
Аппликация: «Вкусная каша».
Коллаж: «Что полезно и вредно для зубов».
Рисование: «Полезные продукты»; «Фея круп».
Слушание песен: «Кашка» Егор Шашин; «Песенка Пончика и Сиропчика» из художественного фильма «Незнайка с нашего двора».
Разучивание частушек; песни "Правильное питание"
Физическое развитие.
Пальчиковая гимнастика: «Молочные продукты»; «Машина каша»; «Салат».
П\И «Съедобное, не съедобное»; «Полезное, вредное»; «Найди овощ»; «Найти только полезные продукты».
Дыхательные упражнения: «Горячий суп»; «Вкусный запах».
Игры эстафеты: «Собери урожай», «Варим борщ и компот»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, хочется отметить, что мы старались не вложить в голову детей сумму определённых правил и знаний, а помочь им задуматься о своём здоровье. И если ребёнок проявит активный интерес в отношении своего здоровья, если в дальнейшем он научиться применять полученные знания в повседневной жизни, то, следовательно, с поставленной задачей мы справились.
Ещё нам хотелось бы отметить, что невозможно воспитать ребёнка без личного примера. Как писал по этому поводу А. С. Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.».
А Л. А. Сенека говорил: «Долог путь поучения, короток и успешен путь примеров.»
Таким образом, необходима упорная работа педагогов, родителей, их терпение, выдержка, а также огромное желание вырастить каждого ребёнка здоровым.