Елена Чумичева
Проект «Путешествие капельки». Старшая группа.
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Тема: «Путешествие капельки»
I. Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности : познавательно – творческий, игровой, обучающий.
По содержанию: педагогический.
По числу участников проекта : 18 детей старшего дошкольного возраста; родители (законные представители).
По времени проведения: среднесрочный (сентябрь 2016 год – май 2017 учебный год).
Публикация «Проект „Путешествие капельки“, Старшая группа,» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
По характеру контактов: в рамках детского сада № 25.
II. Актуальность
В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что «дошкольное образование направлено на развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста».
Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения. Они помогают решать задачи в соответствии с ФГОС ДО во всех образовательных областях:
социально – коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Познавательное развитие – развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Художественно – эстетическое развитие предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие включает приобретение опыта овладением подвижными играми с правилами.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно воспитывать в детях интерес к природе, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Путешествие капельки» выбрана не случайно, ведь именно вода окружают нас повсюду, принося людям пользу и радость. И мы, педагоги, совместно с родителями (законными представителями, должны научить воспитанников бережно относиться к воде, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья.
III. Цель проекта : развитие познавательных способностей детей через исследовательскую деятельность с водой.
IV. Задачи проектной деятельности :
1. Подбор и анализ специальной и научной литературы по проблеме развитие познавательного интереса у детей к окружающему миру через игры-экспериментирования.
2. Провести комплекс мероприятий по развитию познавательных способностей детей через исследовательскую деятельность с водой.
3. Учить детей выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные решения, проверять эти возможные решения практическим путем.
4. Учить детей делать выводы, в соответствии с результатами эксперимента или опыта, обобщать и анализировать их.
5. Учить детей выделять существенные признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.
6. Развивать у детей умение отбирать средства и материалы для экспериментальной деятельности.
7. Развивать у детей умение фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом.
V. Продукт проектной деятельности :
- Акция «Вода – это жизнь! Берегите воду!»
VI. Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап
1.1. Подбор методической литературы.
1.2. Подбор наглядного и дидактического материала, художественной литературы.
1.3. Предварительная работа с детьми и родителями (законными
представителями).
Ознакомить родителей (законных представителей) с проектом.
2. Основной этап
2.1. Беседа: «Вода вокруг нас». Знакомство с глобусом. Рассматривание иллюстраций: реки, моря, океаны.
Цель: Расширять представления детей о воде; для чего она необходима. Формировать бережное отношение к воде.
2.2. Чтение познавательных рассказов, сказок «Про снежинку»; «Дождик», «Значение снега».
Цель: Расширять представления детей о воде, явлениях природы.
2.3. Дидактическая игра: «Где живёт вода». Дидактическая игра «Обитатели морей и океанов»
2.4. Организация и участие родителей в выставке рисунков «Для чего нужна вода?».
2.5. Чтение стихотворений: «Снежинка» К. Бальмонт, «Тучка» Р. Кучеренко; «Снеговик» И. Иванов.
2.6. Рисование «Вода в нашей жизни»; «Природные явления».
Цель: Учить детей подбирать соответствующую цветовую гамму, красиво располагать изображение на листе бумаги. Закреплять у детей умение рисовать акварелью, правильно пользоваться кистями и красками. Развивать у детей образное, эстетическое восприятие, образные представления.
2.7. Организация и проведение опытов:
Опыт №1 «Вода прозрачная».
Опыт №2 «У воды нет цвета, вкуса и запаха».
Опыт №3 «Вода жидкая».
Цель: Формирование у детей опытно – исследовательских навыков. Учить детей делать выводы, в соответствии с результатами эксперимента или опыта, обобщать и анализировать их. Расширять представления о свойствах воды.
2.8. ОД. Ознакомление с миром природы. Тема: «Водные ресурсы земли».
Цель: Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря и т. д., о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни; о том, как нужно экономично относиться к водным ресурсам. Расширять представления о свойствах воды. Закреплять знания о водных ресурсах родного края; о пользе воды в жизни человека, животных и растений.
2.9. Мультимедийная презентация «Загрязнение морей и океанов нефтепродуктами».
Цель: Показать детям последствия загрязнения водоёмов нефтепродуктами.
Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности.
2.10. Лепка «Рыбки», «Осьминог».
2.11. Конструирование: «Рыбки» из палочек Кюизенера, блоков Дьенеша, квадрата Воскобовича.
Цель: Учить детей моделировать предмет из заданного количества деталей; определять направление движения, называть и видеть пары предметов в изображающем предмете. Упражнять детей в счете. Развивать глазомер.
2.12. Рассматривание схемы: «Круговорот воды в природе». («Ходит капелька по кругу»).
Цель: Познакомить детей с понятием: «Круговорот воды в природе».
2.13. Просмотр мультфильма «Беги ручеёк»
Цель: Формировать у детей бережное отношение к природе.
2.14. ОД. Рисование. Тема: «Я рисую море»
Цель: Вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками. Развивать воображение, чувство ритма и композиции; создать условия для творческого применения освоенных умений.
2.15. Организация и проведение занимательных опытов с водой («Подводная лодка» и другие»).
Цель: Учить детей делать выводы, в соответствии с результатами эксперимента или опыта, обобщать и анализировать их.
2.16. Подвижные игры: «Пройди через речку по мостику», «Ручеёк», «Ходят капельки по кругу», «На болоте».
2.17. Беседа: «Вода нужна всем»
2.18. Организация и проведение опытов: «Фильтрация воды»
Цель: Познакомить детей со способами очистки воды (марля, бинт, ткань, салфетки).
2.19. ОД. Ознакомление с миром природы: Тема: «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья».
Цель: Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Воспитывать интерес к природе. Показать влияние природных факторов на здоровье человека. Воспитывать бережное отношение к природе. Пробуждать чувство радости, умение видеть красоту, любоваться красотой окружающей природы.
2.20. Проведение опыта: «Птицы и нефть»
Цель: Показать детям, как загрязнение водоёмов влияет на птиц. Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности.
3. Заключительный этап:
3.1. Подведение итогов
3.2. Фотоотчёт, стенгазета
3.3. Акция: «Вода – это жизнь! Берегите воду!»
Цель: Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности. Повысить компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
VII. Список литературы:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. - 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2015.
3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика – Синтез, 2008.
4. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3 – 7 лет. – М. : Мозаика – Синтез, 2009.
5. Рыжакова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015.
6. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.
7. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.