Альбина Соколова
Экологический проект в подготовительной к школе группе «Капитошка-путешествие капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Утверждаю»
Заведующая МДОУ
«Детский сад комбинированного вида № 114»
___ Н. В. Серебрякова
Экологический проект в подготовительной к школе группе
«Капитошка- путешествие капельки»
Разработчик проекта : Соколова А. Р.
Вид проекта : среднесрочный
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
Публикация «Экологический проект в подготовительной к школе группе „Капитошка-путешествие капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность темы: В настоящее время очень выражена проблема экологического воспитания. Поэтому мы решили в увлекательной, игровой и экспериментальной деятельности развить экологическое воспитание дошкольников.
Проект осуществляется как увлекательная игровая и экспериментальная деятельность, направленная на развитие экологической воспитанности дошкольников.
Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность, которая дает возможность заинтересовать детей, делает процесс обучения любознательным, инициативным, учит самостоятельности и поиску новых впечатлений.
Цель проекта :
1. Способствовать творческому росту педагогов с целью педагогического мастерства.
2. Развивать творческую личность ребенка.
3. Уточнить и расширить представление детей о воде; обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать в каком состоянии существует вода в окружающем среде.
Задачи проекта :
1. Формировать представление о воде
2. Развивать навыки экспериментирования и моделирования.
3. Формировать эстетическое, экологическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное поведение в природе и дома.
4. Развивать любознательность, наблюдательность, сенсорные способности, речь детей.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный.
Создание копилки: педагоги совместно с воспитанниками группы и их родителями собирают коллекцию емкостей (вода не имеет формы, а принимает форму предмета, в котором находится);
Беседы «Круговорот воды в природе», «Берегите воду»
2 этап – основной.
Организация работы над проектом.
Создание в группе условий для реализации проекта : выставки книг, картин, создание с детьми альбома с фотографиями.
Проведение опытов: «Вода прозрачная», «У воды нет вкуса, запаха», «Вода жидкая и может течь», «Вода может быть твердой»;
Проведение экспериментов: «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить», «Вода: жидкая – твердая – жидкая – парообразная».
3 этап – результативный.
Выпуск фотоальбома;
Составление копилки стихов и картинок о воде
Итоговая презентация проекта, проведение представления сказки «Капитошка - путешествие капельки»
Ожидаемые результаты:
Сформированные знания детей о воде и её свойствах, развитие навыков экспериментирования;
У детей должно быть сформировано чувство бережного отношения к воде.
Планирование реализации проекта в подготовительной к школе группе «Капитошка – путешествие капельки» по основным образовательным областям.
Образовательная область «Безопасность» -Беседы на темы безопасности: «Безопасность на воде в осенний, зимний, весенний периоды», чтение, просмотр мультфильмов и роликов на темы ОБЖ детей.
Образовательная область «Труд» -Изготовление плаката «Круговорот воды в природе»
-Беседы о труде взрослых на воде;
-Оформление фотоальбома «Вода – три её состояния».
Образовательная область «Познание»
-НОД: познание окружающего мира, интеллектуальные, развивающие игры, работа с пособиями;
- Просмотр презентации «Вода вокруг нас»
-Экскурсия на предприятие «Водоканал»;
Образовательная область «Коммуникация» -Составление творческих рассказов о знаменитых людях района;
-Беседа с детьми на тему: «Круговорот воды в природе», «Вода вредная и полезная», «Три состояния воды»;
Образовательная область «Чтение художественной литературы» -Чтение стихов о воде, реках, морях океанах. Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин известных художников.
Образовательная область «Художественное творчество» -Рисование на тему «Вода, вода кругом вода»;
-Аппликация: «Круговорот воды».
Образовательная область «Социализация» Сюжетно-ролевые игры:
«Нужные профессии»
Дидактические игры:
«Когда это бывает?»,
«Кому, что нужно для работы на воде»,
«Водоплавающие птицы нашей области»
«Продолжи пословицу»
«Путешествие по Волге»
Образовательная область «Музыка» -Прослушивание и разучивание песен о воде, реке Волга,
- Разучивание танца «Капельки»
-Инсценировка сказки «Капитошка – путешествие сказки»
Результативность проекта :
Реализация проекта позволяет сформировать у детей необходимые представления о воде, воспитывает бережное к ней отношение, воспитывать у детей экологические качества.
Перспектива: Продолжать работу с детьми по экологическому воспитанию и приобщению детей к труду. Продолжение данной образовательной деятельности даст детям прочные для их возраста знания о свойствах воды.
Приложение 1
Занятие 1. Беседа «Круговорот воды в природе, берегите воду»
Цель: обратить внимание детей на значение воды в жизни человека, показать где в каком виде она существует в окружающей среде; научить бережно относится к воде.
Развивающая среда: картины с изображением реки, озера, моря, океана; схема круговорота воды в природе, предметные картинки с сюжетами использования воды; глобус.
Содержание занятия.
Обращаю внимание детей на картинки с изображением рек, озер, морей. Прошу объяснить, что они видят на картинках. Воспитанники отвечают, я, по мере необходимости, дополняю их ответы. Далее зачитываю стихотворение «Вода» автор Н. Рыжова :
Вы слыхали о воде? Говорят она везде! ….
После прочитанного стихотворения дети продолжают работать с картинками, воспитатель наводящими вопросами проводит беседу о том, кому нужна вода:
Что вы знаете про воду?
Кому она нужна?
Зачем вода растениям?
Нужна ли вода животным?
А человеку?
Что он с ней делает?
Дети рассматривая картинки, отвечают на вопросы и рассказывают, как человек использует воду. Педагог просит детей подумать: «Откуда вода берется в кране?» (ответы детей)
Мы каждый день пользуемся водой, а она все течет и течет, не кончается. Вода в кран попадает из реки. Та вода (а вода состоит из множества капелек, которой мы моем руки, проделала большой путь. Сначала капельки плавали в реке, потом человек направил их в специальные трубы, и вот по этим трубам вода попала к нам в краны. К воде надо относится бережно, не оставлять без надобности открытые краны.
А как же рождается речка? А что бы узнать об этом я приглашаю вас подойти к столу (на столе заготовлены широкая и длинная волнистая полоса из голубой или синей бумаги, а можно и ткань (лучше всего органза белая, этим показывая,что вода не имеет цвета, и несколько коротких и узких). На Земле много разных рек – больших и маленьких, все они куда-то текут. Большая река образуется из множества маленьких ручейков и речек. Ребята давайте сделаем свою большую речку. Вот эта широкая и длинная полоска – будет большая и главная река, а узкие ленты – ручейки. И расположим их так, чтобы ручейки впадали в реку.
А как вода попадает в ручейки и реки? На этот вопрос мы ответим после просмотра презентации. (Показ презентации «Круговорот воды (капелек) в природе»)
Пресной воды в мире всего 3 % и эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. Вода – одно из главных богатств на Земле. Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но это морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств сельского хозяйства. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Только пресная вода пригодна для питья и приготовления пищи. Она же используется для хозяйственных нужд: полив растений, мытьё посуды, помещений, умывание, уход за животными. Вода нужна всему живому на Земле.
Интересные факты о воде (из интернета)
Если использовать стакан при чистке зубов, то экономится 5 – 10 л воды.
Из полностью открытого крана уходит до 15 л воды в минуту.
Через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час.
Даже самая малая утечка уносит до 80 литров воды в сутки.
На мытьё детских ручек (группа из 25 человек) после прогулки, перед едой под сильной струёй уходит около 150 л воды.
При подтекании воды в унитазе в сутки уходит 40 л воды.
Поэтому ребята, давайте не будем просто так играться с водой, беспричинно открывать кран с водой, закрывать его после того, как помыли ручки.
Приложение 2
Занятие 2. «Свойство воды»
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды
Развивающая среда: стаканчики с водой, с молоком, соломинка, краски, форма для льда.
Воспитатель приглашает детей с помощью опытов и экспериментов выяснить какой бывает вода.
Опыт 1. Вода прозрачная
Перед детьми два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить соломинки (ложки). В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему?
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт 2. У воды нет запаха и вкуса.
Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Вода не имеет запаха, если она чистая. (Объяснить детям, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной). Предложить детям попробовать воду через соломинку. Есть ли у неё вкус? Подчеркнуть, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет воду и может сказать «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле у воды вкуса нет. Для сравнения дать попробовать детям молоко (сок, компот) и воду.
Опыт 3. Вода жидкая, может течь.
Дать детям два стаканчика – с водой и пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного стаканчика в другой. Вода льется? Почему? Потому что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не могла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. За это её называют жидкостью.
Опыт 4. Вода может быть твердой.
Берется форма для льда, заливается в ячейки вода и ставится либо на мороз, либо в морозильную камеру. Через несколько часов показать, что вода затвердела и превратилась в лед (это твердое состояние воды).
Эксперимент 1. Вода не имеет цвета, но ее можно покрасить.
В форму для льда с чистой водой добавить гуашь разных цветов. Объяснить детям, что если в чистую воду добавить краску, то она окрашивается в цвет. (Можно цветную воду заморозить и получаться цветные кусочки льда).
Эксперимент 2. Вода жидкая – твердая – жидкая – парообразная.
В форму для льда налить воду, заморозить в морозильной камере. Вынуть кусочки льда и показать, что лед начнет таять в тепле. Затем положить кусочки льда в кастрюлю и подогреть на плите до кипения, чтобы дети увидели пар.
Приложение 3
«Капитошка - путешествие капельки»
Тучка сидит заранее
Ведущий: В большой Тучке жила маленькая Капелька.
(Под музыку выходит Капелька)
Ведущий: Было у нее много подружек, которые постоянно куда-то улетали.
(Танец Капелек)
Ведущий: Как Капелька не просила их рассказать, куда они путешествуют, всегда в ответ слышала, что еще слишком маленькая. Однажды после таких слов Капелька заплакала и пошла к Тучке, в которой жила.
(Капелька- Капитошка бежит к тучке)
Капитошка : — Тучка, все мои подружки куда-то улетают, расскажи куда.
Тучка: — Капелька, подожди, подрастешь и сама отправишься в путешествие.
Капитошка : — Тучка, я уже почти взрослая. Отпусти меня, пожалуйста, вместе с подружками.
Тучка: — Ладно, отпущу. Только обещай, что больше не будешь плакать.
(Под тихую музыку Капитошка и с ней все капельки танцуют танец изображающий падение капель вниз)
Ведущая: И Тучка отпустила Капельку. Капелька стремительно полетела вниз. Ей было немного страшно, но очень интересно. Во время своего полета она успела поздороваться с рыженьким Солнышком, познакомиться с другими капельками.
И вот, наконец, все капли упали на землю дождем.
(Музыка останавливается и все танцующие присаживаются на пол)
Наша путешественница приземлилась на какой-то цветок.
(Пока танцуют капельки на сцену выходит Ромашка)
Ромашка: — Ой! – поежилась модница в белой шляпке.
Капитошка :— Ты кто? – спросила капелька.
Ромашка: — Я Ромашка! Ты, наверное, с той тучки. Я знакома со многими капельками, но вот тебя никогда не видела.
Капитошка : — Да, я первый раз отправилась путешествовать.
Ромашка: — Путешествие… Это, наверное, так интересно, (мечтательно сказала Ромашка.)– А я вот сижу здесь целое лето, ничего интересного не вижу. Вот бы и мне в тучку!
Ведущая: Не успели они как следует поговорить, как из-за тучи выглянуло Солнышко и отправило на землю своего веселого брата Лучика.
(Под веселую музыку выбегает ребенок изображающий Лучик)
Ведущий: Лучик со звонким смехом дотрагивался до каждой капельки, и все куда-то исчезали.
(Все дети – Капельки убегают к тучке и одевают белые накидки)
Ведущий: Наша Капелька тоже полетела вверх и очутилась в незнакомой ей тучке.
Она увидела своих подружек в красивых белых платьях, украшенных кружевами. Капелька немного растерялась, когда увидела на себе такое же ажурное платьице. Но потом привыкла к своему новому наряду.
Капельки : — Снежинка! – окликнули ее подружки.
Капитошка : — Снежинка?
Капельки : — Да, теперь тебя так зовут. Полетели с нами дальше!
(Все дети – Капельки под музыку танцуют вальс Снежинок)
Ведущая: И все снежинки со звонким смехом устремились вниз. И уже снегом падали на землю. Так снежинки жили долго, пока не наступила весна и все снежинки стали капельками и улетели в родную тучку.
Так Капелька со своими подружками стала путешествовать.
Использованная литература и интернет ресурсы:
Овчинникова Юлия «Сказка про капельку путешественницу»
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-neposredstveno-obrazovatelnoi.
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-starshei-grupe-174085.html