Морозова Светлана
Проект для дошкольной группы «Птицы нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Птицы нашего края».
Актуальность: В наш непростой век, когда вопросы экологии значимы, как не когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Темочки:
- В мире животных. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы нашего края, области
- Птицы нашего края. Проекты
- Птицы. Проекты
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Темочки
В ходе образовательно-воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы нашего края». Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с воспитателями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Название: «Птицы нашего края».
Автор. Морозова Светлана Владимсировна.
Участники: воспитатели и дети дошкольной группы.
Сроки: конец марта – начало апреля.
Тип проекта : педагогический.
Вид проекта : познавательно- исследовательский.
Цель: расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни.
Задачи:
• Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц : внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.
• Развивать наблюдательность, познавательную активность детей.
• Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.
Методы работы: беседы, подборка литературы, интернет.
Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная.
Планируемый результат: Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека. Дети научатся относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы. Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.
Этапы реализации проекта «Птицы нашего края».
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап.
На подготовительном этапе мы с детьми обсудили вопросы, связанные с проектной и исследовательской деятельностью.
- Птицы, какие они?
- Что ты знаешь о птицах?
- Как узнать птицу?
Как разделить птиц на перелётных и зимующих?
- Какое значение имеют птицы в жизни человека?
Чтобы найти ответы на эти вопросы мы:
- определили цель и задачи проекта;
- разработали план-график работы;
- изучили познавательную, художественную и методическую литературу;
- подготовили оборудование для реализации проекта; сделали подборку игр для детей дошкольного возраста;
- сделали опорные карточки с изображением птиц;
- разработали цикл наблюдений за птицами нашего края.
Основной этап.
На данном этапе совместно с детьми рассматривали иллюстрации с изображением птиц нашего края, читали художественную литературу, отгадывали загадки, учили поговорки, скороговорки, читали и сочиняли сказки, делились новой информацией.
На прогулке внимательно наблюдали за птицами в весеннее время года. Наблюдая, мы выяснили, какие птицы прилетают на территорию детского дома (это голуби, воробьи, вороны, галки и сороки).
Самым интересным было проведение эксперимента «Что дальше улетит?» (бумага, ткань или птичье перо). Дети, с удовольствием, принимая участие, в эксперименте, убедились, что пёрышко улетает дальше бумаги и ткани. Проведя исследование «Нефть и перья», ответили на вопрос: что происходит, когда птица садится на воду, покрытую нефтяной плёнкой? (вместо нефти при проведении опыта можно использовать масло). Перья загрязняются, слипаются, и птица не может взлететь, становится добычей хищников. Проводили непосредственно образовательную деятельность по следующим образовательным областям: познавательные занятия по окружающему миру, развитию речи, чтению художественной литературы, ФЭМП. Узнали много нового о птицах родного края, их образе жизни. Дети научились рисовать, лепить, способом оригами складывать птиц.
Чтобы поднять эмоциональный и мышечный тонус, создать бодрое, радостное настроение, закрепить знания о птицах, проводились развивающие, дидактические, подвижные, пальчиковые игры: «Раздели птиц на перелётных и зимующих», «Лишняя картинка», «Угадай по описанию», «Лиса и куры». Ставили с детьми театрализованную постановку «Курочка Ряба»; занимались пескотерапией.
Дети совместно с воспитателем оформили альбом с рисунками птиц «Мы их знаем», приготовили сообщения о птицах нашего края. Из сообщений мы узнали чем питается каждая птица, как ведёт себя в то или иное время года, где и когда гнездится, об окраске оперения. Мы узнали, что многие птицы питаются насекомыми, червяками, остальная часть питается ягодами рябины. Следовательно, с наступлением зимы природа замирает: исчезают насекомые, червяки, поэтому птицам нечем питаться, и они улетают в тёплые края, в более лучшие для них условия выживания. Остальные птицы такие, как ворона, воробей, синица, голубь, свиристель, сорока и другие птицы остаются зимовать. Они отлично переносят климат нашей местности. Чтобы помочь птицам с кормом воспитатели совместно с детьми изготовили кормушки и развесили их на территории детского дома.
Заключительный этап.
В итоге проведё нных наблюдений дети научились: кормить птиц различным кормом, заботиться о перелётных друзьях, наблюдать и вести дневник наблюдения.
Сделали выводы:
- птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
- в ветреные дни птицы не прилетают;
- из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки и пшено. Воробьи и голуби прилетают стайками, сороки по одиночке;
- за время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжать постоянно.
Изучая птиц нашего края, наблюдая и помогая им, у детей расширились знания о друзьях наших меньших, сформировалось эмоциональное отношение к миру природы. Они научились радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам.
В реализации проектной деятельности :
1. знания детей о птицах расширились;
2. дети научились отличать перелётных птиц от зимующих;
3. на протяжении реализации проекта «Птицы нашего края» у детей развивалась связная речь;
4. дети научились правильно подкармливать птиц;
5. у многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый раз, собираясь на прогулку, напоминали взять корм для птиц);
6. повысился познавательный интерес у детей.
По окончании проекта, я подготовила презентацию, с которой мы познакомили всех детей детского дома. Показали театрализованную постановку «Курочка Ряба» и продемонстрировали наш альбом «Мы их знаем».
Список литературы
1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
2. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
3. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».
4. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы : Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
5. Формирование экологической культуры дошкольников : планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
6. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.