Лилит Мартиросян
Проект в первой младшей группе «Прогулки под дождем»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Прогулки под дождем»
Автор проекта : Л. Р. Мартиросян.
Тип проекта : Познавательно-исследовательский.
Срок реализации: 2 недели (17.10.2023 – 31.10.2023)
Образовательные области: Коммуникация, познание, речевое развитие, художественное творчество (рисование, музыка, физическая культура.
Участники: Воспитатель, дети I младшей группы № 2, родители, муз. руководитель.
Публикация «Проект в первой младшей группе „Прогулки под дождем“» размещена в разделах
- Дождь, дождик, тучи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулка. Наблюдаем за облаками, ветром, дождем
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность проекта : Ввиду ухудшающейся экологической обстановки на Земле в последнее время возрос интерес к экологической культуре и экологическому воспитанию в образовательных учреждениях. Государство заняло позицию раннего воспитания экологической культуры. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать ее законы, по которым существует окружающий мир. Для детей самым доступным для изучения природным ресурсом является вода. Проект направлен на углубление и закрепление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети подробно узнают о воде,как о среде обитания; как образуются тучи и почему идет дождь.
Цель: Обогащение знаний детей о воде, в частности дожде,как о природном явлении, формирование элементарных экологических представлений.
Задачи:
• Дать детям элементарные представления о воде и дожде.
• Формировать познавательную активность детей при проведении наблюдений, исследований.
• Обогатить словарный запас детей по данной теме.
• Развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальные и литературные произведения и яркие явления природы.
• Побуждать детей экспериментировать.
• Развивать творческие способности детей
• Воспитывать у детей положительный эмоциональный настрой к совместной деятельности.
Ожидаемый результат:
• Развитие у детей навыков экспериментирования и исследования, систематизирование знаний детей в опытах.
• Обогащение активного и пассивного словаря детей за счет новых слов: вода, рыба,аквариум, туча, дождь,капля, небо, речка, море, капает, льет и т. д.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап
1. Изготовление атрибутов к играм и ООД.
2. Подбор материала для практических игр и занятий.
3. Подбор литературы: стихи о воде, дожде и потешки.
4. Изготовление информационного буклета для родителей «Игры под дождем».
5. Выставка папки- передвижки «Дождик, дождик веселей!»
2. Практическая работа.
1. Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Через ручеек», «Пузырь».
2. Физминутка «У лесного родничка», «Тучка».
3. Проведение ООД по речевому развитию: «Оденем Куклу Катю на прогулку» .
4. Проведение ООД по познавательному развитию: «Рыбка плавает в воде».
5. Чтение и разучивание с детьми потешек, закличек о воде.
6. Рассматривание с детьми иллюстраций открытых водоемов, дождя, туч, рыб, аквариумов.
7. Наблюдение на прогуле за осенним небом.
8. Наблюдение из окна группы за дождем.
9. Интегрированная ООД «Прогулка под дождем».
Реализация проекта :
Дата: Мероприятие: Участники:
17 октября понедельник Подбор материала для практических игр и занятий.
Подбор литературы: стихи о воде, дожде и потешки. Педагоги группы.
18 октября вторник Изготовление атрибутов к играм и ООД. Педагоги группы.
19 октября среда Изготовление атрибутов к играм и ООД. Педагоги группы.
20 октября четверг Подготовка информационного буклета для родителей «Игры под дождем». Педагоги группы.
21 октября пятница Подготовка папки- передвижки «Дожди, дождие веселей!». Педагоги группы.
24 октября понедельник Выставка папки- передвижки «Дождик, дождик веселей!».
Подвижная игра : «Солнышко и дождик».
Рассматривание с детьми иллюстраций открытых водоемов, дождя, туч, рыб, аквариумов. Педагоги и воспитанники группы, родители.
25 октября вторник Подвижная игра : «Через ручеек».
Наблюдение на прогуле за осенним небом/ Наблюдение из окна группы за дождем.
ООД по речевому развитию : «Оденем Куклу Катю на прогулку». Педагоги и воспитанники группы.
26 октября среда Наблюдение из окна группы за дождем/ Наблюдение на прогуле за осенним небом.
Физкультминутка «У лесного родничка». Педагоги и воспитанники группы.
27 октября четверг Наблюдение из окна группы за дождем/ Наблюдение на прогуле за осенним небом
ООД по познавательному развитию: «Рыбка плавает в воде».
Подвижная игра «Пузырь» Педагоги и воспитанники группы.
31октября понедельник Интегрированная ООД «Прогулка под дождем».
Распространение информационного буклета для родителей «Игры под дождем». Педагоги и воспитанники группы, родители.
3. Итог проекта.
1. Создание презентации.
2. Выставка детских работ по итогам интегрированной ООД.
3. Публикация материала на сайте воспитателя.
Приложение 1.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми II группы раннего возраста по познавательному развитию на тему «Прогулка под дождем».
Тип занятия: Интегрированное.
Вид занятия: Познавательно – исследовательское.
Образовательные области: познание, коммуникация, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи:
• Объяснить причины возникновения дождя.
• Закрепить знания о цвете (Синий).
• Формировать у детей познавательный интерес к природе.
• Развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
• Побуждать детей к экспериментированию.
• Развивать творческие способности детей.
• Воспитывать у детей положительный эмоциональный настрой к совместной деятельности.
Методы обучения: Исследовательский, игровой, словесный, наглядный.
Приемы: Демонстрация сюжетных картинок, чтение стихов и потешек.
Словарная работа: Губка, капает, льется, стакан, дождь, туча.
Предварительная работа: Чтение сказки «Дождик» собственного сочинения (Приложение 1 ,рассматривание иллюстраций к сказке, беседа; разучивание русских народных потешек и закличек о дожде; беседа по стихотворению А. Барто «Зайка» ; наблюдение на прогулке за сезонными изменениями в природе.
Дидактическое обеспечение занятия:
• Раздаточный материал : комплект для экспериментирования (поднос, губка, стакан с водой (по желанию педагога), глубокая тарелка, салфетка для рук) по количеству детей.
• Демонстрационный материал.
• Фланелеграф.
• Картинки с изображением тучи, картинки капелек дождя на каждого ребенка.
• Листы бумаги, карандаши синего цвета по количеству детей.
Ход занятия:
Воспитатель спрашивает у детей какое сейчас время года. Ответы детей.
Далее воспитатель вступает в диалог с детьми.
В. : - Ребята, а что происходит осенью с погодой на улице (с небом, с солнцем? Ответы детей…
В. : - А как Вы теперь одеваетесь на прогулку? Ответы детей…
В. :А если дождь капает, что с собой берете? Ответы детей…
В. : Дети, а вы хотите отправиться на волшебную полянку прямо сейчас? Ответ детей…
В. : Давайте закроем глаза и скажем раз, два, три на прогулку выходи! (Дети закрывают глаза, воспитатель включает фонограмму дождя)
В. : Ребята, что вы сейчас слышите? Ответ детей… (Дети открывают глаза)
В. : Правильно, капает дождь, а как вы думаете, зачем нужен дождь? Ответы детей…
В. :А как вы думаете, если мы оденемся потеплее и возьмем зонтики нам будет весело играть под дождем? Ответы детей…
В. : Давайте немного поиграем с нашим дождем!
Приложение 2.
Пальчиковая игра дождик.
В. :А как Вы думаете, откуда берется дождь? Ответы детей …
В. : Я тоже думаю, что дождь идет из тучки. Давайте мы с Вами сейчас проверим. Ребята посмотрите что стоит у нас на столе? (на столах стоят материалы для экспериментирования) Воспитатель приглашает пройти ребят к столу. Дети называют знакомые им предметы. Воспитатель показывает детям голубую губку (можно обрезать в форме туки), и спрашивает на что она похожа. Ответы детей…
В. : Правильно,а туча состоит из капелек воды. Попробуйте сжать тучу, и посмотрите что получится. (Дети сжимают сухую губку) Течет из тучи вода или нет? Ответы детей…
В. : В нашей туче нет капелек, поэтому дождь и не идет. А теперь положите свою тучу на тарелку, и налейте немного воды на тучу. Давайте посмотрим что же теперь будет с нашей тучей если ее поднять (Или же предложить детям опустить тучу в тарелку с водой, в этом случае стаканы не нужны) (ДЕТИ ПОДНИМАЮТ ГУБКУ) .Смотрите, как много капель собралось в туче, и начался дождь! Ребятки, а давайте поиграем с нашим дождиком.
Подвижная игра «Солнышко и дождик». Повторить 2-3 раза.
После игры воспитатель обращает внимание детей на фланелеграф.
В. : Ребята, посмотрите, на нашей картинке чего -то не хватает. Как вы думаете, чего? Ответы детей…
В. :А вот посмотрите что у меня есть! Это же наши капли! (Раздать детям по одной капельке в руку). Давайте дополним картину, приклеим к нашей туче капельки. (Показать детям как прикладывать капли к фланелеграфу.)
По окончании прикладывания капелек включается фонограмма поющих птиц.
В. : Ой дети, а вы слышите эти звуки? Что же это? Ответы детей…
В. : Дождь закончился, птицы запели, наверное и нам пора с волшебной полянки возвращаться в группу. Давайте закроем глаза и скажем : раз, два, три в группу меня верни. Вот мы и снова в нашей группе. Вам понравилось наше путешествие? Ответ детей…
В. : А давайте мы с вами сейчас нарисуем дождь, и покажем нашим мамам и папам как мы умеем красиво рисовать.
Воспитатель помогает детям изобразить дождь. Выставка работ.
Приложение 3.
Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию детей 2 группы раннего возраста. Дидактическая игра «Оденем куклу Катю на прогулку.»
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
1) Развивать умение употреблять в речи названия одежды и обуви (колготки, штаны, плащ, шапка, куртка, сапоги) («Речевое развитие») ;
2) Закрепить знания о назначении одежды и обуви, аксессуаров (зонт – укрытие от дождя, резиновые сапоги- чтоб не промокли ноги, куртка- чтоб не замерзнуть, шапка -чтоб не замерзла голова) («Познавательное развитие»)
3)Вызвать у детей чувство сопереживания и сострадания к кукле. («Социально-коммуникативное развитие») ;
4) Формировать у детей представления о безопасном поведении на улице в дождливую погоду. («Социально-коммуникативное развитие») ;
5) Формировать представление о дожде как о природном явлении («Познавательное развитие»).
Методы и приемы:
1) Практические (сюжетная игра «Оденем куклу Катю»).
2) Наглядные (рассматривание куклы – Кати, рассматривание кукольной одежды, рассматривание иллюстраций верхней одежды и осенней обуви. Дидактическая игра «Найди лишнее») .
3) Словесные (Рассказ воспитателя о погоде на улице. Вопросы воспитателя об одежде для прогулки.).
Материалы и оборудования:
- кукла – Катя;
- магнитная доска;
- карточки с изображением одежды и обуви, аксессуаров;
-кукольная одежда.
Виды детской деятельности:
1. Дидактическая игра «Найди лишнее»
Сюжетная игра «Оденем куклу Катю на прогулку»
2. Познавательно - исследовательская деятельность
Проблемная ситуация (Как одеть куклу).
3. Коммуникативная деятельность
Рассказ воспитателя о верном выборе одежды для прогулки и о безопасном поведении на улице в осенний период.
Ход занятия:
1) Включение детей в образовательную деятельность. Создание проблемной ситуации «Кукла Катя не знает как что одеть на прогулку.».Воспитатель вносит куклу, организует рассматривание куклы. Дети рассматривают куклу. Отвечают на вопросы:
- Какая кукла?
- Что на ней сейчас надето?
- Как ей помочь?
- Что одеть на нее для прогулки на улице?
Называют: Кукла красивая, в платье, нужно потеплей ее одеть-куртку, шапку, сапожки…
Предлагают: Помочь кукле одеться.
Сопереживают и сострадают кукле.
2) Рассказ воспитателя о безопасном поведении на улице.
Дети слушают рассказ воспитателя, отвечают на вопросы.
- Как нужно одеваться осенью?
- Почему нельзя ходить по лужам?
- Для чего нужен зонт?
3) Дидактическая игра «Найди лишнее».
Дети выбирают из предложенных карточек с изображением осенне-зимней одежды и обуви летнюю одежду и обувь. (Умеют выделять лишний предмет из предложенного ряда).
4) Сюжетная игра «Оденем куклу Катю на прогулку».
Дети выполняют игровые действия с одеждой: подбирают по сезону, делают вид что сами собираются на прогулку. Демонстрируют знания о названии некоторых предметов одежды и их назначении.
Итоговое мероприятие: Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»
Приложение 4.
Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром детей 2 группы раннего возраста «Рыбка плавает в воде».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
-Расширять у детей представления о рыбах (Познавательное развитие).
-Формировать знания о воде, как о среде обитания (Социально-коммуникативное развитие).
-Расширять активный и пассивный словарь детей за счет слов: аквариум, рыба, водоросли, крокодил, ракушка (Речевое развитие).
Методы и приемы:
1) Наглядные (рассматривание аквариума и его обитателей в фойе д/с, рассматривание иллюстраций рыб).
2) Словесные (рассказ воспитателя о обитателях аквариума, диалог с детьми на заданную тему).
3) Практический (пальчиковая игра «Рыбка плавает в водице», кормление аквариумных рыб в фойе д/с) .
Программное содержание :
- Дать детям элементарные представления об аквариумных рыбах.
- Формировать интерес к обитателям аквариума.
- Уточнить, что средой обитания рыб является вода.
Материалы:
- Аквариум с рыбами.
- Корм для рыб.
Ход занятия:
В начале занятия педагог демонстрирует детям иллюстрации рыб, открытых водоемов, аквариумов. Дети вступают в диалог.
Затем воспитатель предлагает сыграть в пальчиковую игру «Рыбка плавает в водице».
По окончании пальчиковой игры педагог приглашает детей посмотреть аквариум (показ презентации) и рассмотреть кто же там живет.
Воспитатель: Ребята, кто это? Ответы детей: …
Воспитатель: Правильно,это рыбы. Рыбы живут в аквариуме и плавают в воде.
Воспитатель: А это что такое? (обращает внимание детей на водоросли) Ответы детей:…
Воспитатель: Правильно это трава, она называется водоросли и растет только в воде, а когда рыбы хотят отдохнуть, то они прячутся как раз среди водорослей.
А теперь давайте тихо постоим и понаблюдаем за рыбами.
Воспитатель: Дети, скажите мне, что есть у рыбы? Ответы детей: …
Воспитатель: Правильно! У нее есть глаза и хвост. Посмотрите, а есть ли у рыбы ноги? Ответы детей: …
Воспитатель: У рыбы нет ног, поэтому она не может ходить как мы с Вами, рыба может только плавать в воде.
Воспитатель: Теперь я насыплю в воду немного корма, а вы внимательно посмотрите, будет ли рыба кушать. Как рыбка ест корм? Ответы детей:…
Воспитатель: Рыба хватает корм ртом и проглатывает его. Рыбе нужно давать очень мелкий корм, для этого корм нужно аккуратно измельчить пальчиками. А как вы думаете, рыба видит корм? Ответы детей: …
Воспитатель: Как и мы с вами, рыба видит глазами.
Воспитатель предлагает детям понаблюдать за рыбой и высказать свои впечатления; комментирует их ответы.
Рефлексия: Кого видели? Кому расскажем? Что нового узнали?
Приложение 4.
Пальчиковая игра «Дождик»
Дождик, дождик веселей! (Ритмичные хлопки ладонями)
Капай, капай не жалей! (Погрозить пальчиком)
Только нас не замочи (Руки домиком над головой)
Зря в окошко не стучи. (Имитация стука кулачком в воздухе)
Приложение 5.
Игры под дождем, или почему нельзя забывать о прогулке осенью.
С наступлением осени, а вместе с нею холодов и сырости, перед многими родителями встает вопрос: а стоит ли идти гулять с ребенком на улицу? Конечно стоит! Хотя осенняя погода очень переменчива, но это не повод чтобы отказываться от прогулки, а лучше тщательно к ней приготовиться. Ничто не помешает ребенку знакомиться с прелестями осенней погоды, если одежда будет правильной и комфортной. Отдавайте предпочтение натуральным тканям. Х/б и шерстяные вещи теряют вид намного быстрее, чем синтетические. Однако у них есть важные преимущества: они сохраняют тепло тела и дают коже возможность дышать. В то же время синтетика создает парниковый эффект, влага скапливается на коже и не испаряется. Из-за этого малыш может легко подхватить насморк. Одежда сверху должна быть трехслойной. Первый слой – майка, футболка. Второй слой - трикотажная кофточка (боди) и легкий свитер (для активного ребенка,шерстяной свитер (для малоподвижного). Отдавайте предпочтение трикотажным кофтам, шерстяным свитерам, без пуговиц, кнопок и молний. Брюки из непромокаемой ткани или плотные джинсы на подкладке защитят маленького путешественника от дождя и ветра. Лучше чтобы брюки были с высокой талией или на лямках, так как дети часто приседают или наклоняются в процессе игры и часть спины (поясница) обнажается, что может привести к проблемам со здоровьем. Третий слой – куртка на подкладке из мягкого флиса сделает прогулку очень комфортной. Хороша осенняя куртка из плотного и непромокаемого материала, что обеспечит дополнительную воздушную подушку, а также защитит от ветра и влаги. Шапочка должна соответствовать форме головы ребенка – прикрывать лоб, уши и затылок. В шапочке из плотной натуральной ткани дошколенку не будет жарко, но у нее должны быть завязки, чтобы не было проблем с открытыми ушами. Малыш никогда не промочит ноги, если вы правильно подберете обувь для сырой погоды. Обратите внимание на верхнее покрытие. Нубук не подойдет. Натурная кожа с пропиткой – то, что нужно. Подошва должна быть утолщенный, но гибкой. Проверьте ее при покупке – согните руками. Отдайте предпочтение обуви на липучках, шнурки и молнии не подойдут для маленького путешественника. Резиновые сапоги в дождливую погоду незаменимы, однако, у них есть один значительный минус. Хотя по лужам в таких сапожках можно топать, сколько душе угодно, нога в резине не дышит, особенно, когда тепло. Поэтому, под резиновые сапоги нужно надевать плотные носки из хлопка плюс шерстяные – в лужах вода далеко не теплая.
Вот Вам несколько полезных советов, соблюдая которые можно обезопасить свое чадо на прогулке.
Приложение 6.
Сказка «Дождик».
Высоко в небе, вместе со своей мамой - Тучкой жил да был маленький Дождик. Мама не пускала его гулять, говорила, что он ещё очень маленький, и она за него переживает. Говорила: «Подрасти еще немного, успеешь погулять». Но дождику дома было очень скучно и одиноко. Однажды он решил пойти посмотреть на Землю. Мама рассказывала, что там живут разные люди: взрослые и дети, мальчики и девочки. И все они не похожи друг на друга.
- Я хочу с ними познакомиться, - решил Дождик и спустился на Землю, сначала он начал тихонько капать, стучать в окошки, по крышам. Затем он пустился немного сильнее: намочил дорожки, скамейки, полил цветочки. Волшебными своими капельками Дождик стучал в окна домов, приглашал людей выйти и поиграть с ним.
Но все люди попрятались под своими зонтами и бежали домой, не обращая на Дождик внимания. И тогда дождик подумал :
- Ну вот, все убегают, а я так хочу познакомиться с ними.
А в это время у окошка сидел маленький мальчик Дима. Он смотрел, как на улице идет дождик и слушал его тихую песенку:
- «Кап-кап-кап».
Капельки дождя падали сверху — вниз, слева — направо, кап-кап-кап. И мальчик начал напевать песенку:
- «Кап-кап-кап, кап-кап-кап! Капельки стучат.»
Дождик услышал Диму и его песенку, застучал в окно сильнее, ему понравился мальчик.
- Я хочу с ним подружиться, — подумал Дождик.
- Ты что стучишь? — спросил мальчик Дима. — Хочешь со мной поиграть?
- Мама, я хочу гулять! Пожалуйста, — начал упрашивать Дима маму.
- Да ведь на улице дождик,- сказала мама.
- А я оденусь и возьму зонтик.
Дима быстро собрался и побежал во двор.
И дождик тоже обрадовался мальчику, начал капать еще сильнее от радости.
Мальчик и Дождик кружились, играли, пели, танцевали-вдвоём им было очень весело. А потом, наигравшись с мальчиком, Дождик перестал капать и засобирался домой, к своей маме — Туче.
- Приходи ещё! — закричал мальчик — мы с тобой ещё поиграем.
А после дождика выглянуло солнце и на небе появилась разноцветная радуга.
- Ура, ура, Радуга! Какая ты красивая! — закричал Дима и тоже побежал домой к своей маме.
- Мама, мамочка, я сегодня подружился с дождиком. Он очень весёлый и озорной. Нам было очень интересно играть!
А Дождик тоже думал о мальчике. И был счастлив, что теперь он не одинок, у него появился настоящий друг.