Ольга Петровна Гантимурова
Проект программы «Условия интеграции в обществе и этапы коррекционной работы с детьми дошкольного возраста после КИ»
▼ Скачать + Заказать документы
Учёными нашей страны отмечается увеличение процента слабослышащих и глухих детей. Современные методики медицины предлагают высокоэффективные способы реабилитации таких детей. Один из них – кохлеарная имплантация (КИ). Имплант сам по себе не решает проблемы слуха, а лишь является первым шагом на пути восстановления речи. В этот период важно оказать профессиональную помощь ребенку, помочь освоить речь и научить общаться с другими детьми и взрослыми. Конечным результатом реабилитации является умение понимать речь окружающих, использовать ее для общения и познания окружающего мира.
Проблематика.
Публикация «Проект программы „Условия интеграции в обществе и этапы коррекционной работы с детьми дошкольного возраста после КИ“» размещена в разделах
Всякий родитель, имеющий ребенка с нарушениями слуха сталкивается с проблемой выбора дошкольного учреждения для своего ребенка. С одной стороны в специализированных детских садах детей учат говорить, развивают, обучают, но с другой стороны - в них отсутствует естественная среда, которая есть в учреждениях общего типа. Попав в речевую среду, ребенок будет стремиться выйти на один уровень со слышащими сверстниками. Но достаточно ли речевой среды для реабилитации ребенка?
Эта проблема только на первый взгляд кажется неразрешимой. Решением этой проблемы является интегрированное обучение и воспитание, хотя это относительно новое явление для системы образования России.
Интеграция (от латинского – восстановление, восполнение) – в общем случае обозначает взаимопроникновение, объединение каких-либо элементов в целом, процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей. В коррекционной педагогике это успешная социализация инвалида, который преодолел негативные последствия ситуации, связанной с его дефектом.
В идеале интегрированное обучение представляет собой специально разработанный для каждого ребенка план обучения. Сегодня процесс интеграции детей данной категории в массовые детские учреждения неуклонно расширяется и приобретает характер устойчивой тенденции в образовательном пространстве страны.
Цель: Создание оптимальных условий детям с нарушением слуха в общеобразовательном дошкольном учреждении для успешной социализации в обществе с учетом этапов коррекционного воздействия.
Задачи:
1. Формировать желание и необходимость в речевом общении со сверстниками и взрослыми в обычных условиях пребывания в ДОУ.
2. Выстроить четкую систему педагогического воздействия всех специалистов с учетом этапов коррекционного воздействия.
3. Освоить ребенком с КИ систему родного языка (правильное звукопроизношение, пополнение словарного запаса, усвоение грамматических категорий и связной речи).
В процессе коррекции важно создать условия для развития у детей после КИ слуха и понимания речи. Вот они:
1. Ребенок должен постоянно носить кохлеарный имплант.
2. Во время занятий следует исключать шумы.
3. При общении с ребенком лучше находиться рядом с ним со стороны импланта на расстоянии 1 метра или перед ним.
4. Прежде чем говорить, нужно привлечь его внимание.
5. При общении говорить короткими и простыми фразами, выделяя голосом ключевые слова фразы.
6. Говорить голосом нормальной громкости, напевно, отчетливо произносить слова.
7. Слова и фразы чаще повторять.
8. Надо выделять голосом наиболее тихие части слов, предлоги, окончания, безударные слоги.
9. Следует постоянно привлекать внимание ребенка к окружающим звукам и речи, повторять услышанный звук с ребенком, искать источник звука.
10. У маленьких детей важно стимулировать любые голосовые реакции.
11. Необходимо постоянно объяснять ребенку значение новых слов и фраз, проверять их понимание, стимулировать самостоятельно их использовать.
12. При общении с ребенком важно часто задавать ему вопросы.
13. Необходимо внимательно относиться к речи ребенка, следить за правильностью произнесения.
14. Не снижать темпа работы группы, ребенок должен осваивать общий темп и содержание деятельности.
Особая роль в коррекционной деятельности отводится этапам работы :
1 этап. Задачи: (3-12 недель)
-вызывание у ребенка интереса к окружающим звукам, голосу человека, слушанию и анализу, действиями со звуками
-вызывание у ребенка интереса к своему голосу, игре с голосом, мотивации пользования голосом для общения.
2 этап. Задачи: (6-18 месяцев)
-развитие или формирование у ребенка всех мозговых процессов анализа звуков речи (обнаружение, различение, опознание)
-развитие слухового внимания
-развитие фонематического слуха
-слуховой контроль голоса, слухо-артикуляторная координация (ребенок должен повторить, даже если не знает значения слов)
-развитие слуховой и слухоречевой памяти.
3 этап. Задачи: (более 5 лет)
-овладение ребенком основными компонентами языковой системы и устной речи, как основным средством общения (лексика, грамматика)
-дальнейшее совершенствование слухоречевого восприятия и произносительных навыков.
4 этап. Задачи:
-развитие связной речи
-расширение общих представлений об окружающем мире
-увеличение словарного запаса
-дальнейшее развитие грамматической системы.
Коррекционная работа строится с учетом уровня слухоречевого развития индивидуальных особенностей ребенка. На основе анализа результатов обследования и наблюдения за ребенком разрабатывается план коррекционной работы, составляется карта индивидуального маршрута, определяется содержание деятельности каждого специалиста.
Вывод:
Исходя из опыта работы разных сообществ с детьми после КИ, можно сделать вывод о том, что если ребенок с нарушением слуха, получивший современные высокотехнологические способы слухопротезирования включен в систему интегрированного процесса обучения и воспитания, он способен овладеть языком и успешно включиться в социум. Особая роль в коррекционной работе отводится родителям. Забота о слабослышащем ребенке требует дополнительного труда и напряжения как у родителей так и у педагогов. Чтобы устроить его жизнь наилучшим образом, необходима мудрость и самоотверженность. Все реабилитационно-образовательные мероприятия проводятся в тесном сотрудничестве с близкими и родными.