Алла Андреевна Славкина
Условия овладения детьми дошкольного возраста элементарными нормами и правилами здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: проблемы по здоровому образу жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением экологического, психологического, провоцирующих негативизм в состоянии здоровья.
Изучение содержания физического воспитания необходимо было для осознания того, как эта проблема формулируется учеными – дидактами и разработчиками методики физического воспитания, какое место занимают задачи по здоровому образу жизни в физическом воспитании дошкольников. Такими учеными являются: Т. И. Осокина, Е. Н. Вавилова и др. Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования А. Л. Венгера, В. Д. Давыдова, Е. О. Смирновой и др. Анализ работ С. А. Козловой, Л. Г. Касьяновой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму как ценности.
Публикация «Условия овладения детьми дошкольного возраста элементарными нормами и правилами здорового образа жизни» размещена в разделах
В соответствии с законом «Об Образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
Здоровье – это состояние организма, характеризующееся его
- 1 –
уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких – либо болезненных изменений представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, т. е. Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия. Здоровье является личной и общественной ценностью, формированием у человека установки на сохранение и поддержание собственного здоровья. Этим занимается новая отрасль знания, получившая название валеология – наука о здоровье.
Здоровый образ жизни – это «результирующая действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, багоприятно влияющих на состояние здоровья». Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.
Здоровый образ жизни включает в себя :
• Здоровое питание;
• Регулярные физические упражнения;
• Укрепление и повышение иммунитета различными способами;
• Соблюдение режима дня;
• Соблюдение правил личной гигиены;
В современной жизни практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации непосредственно – образовательной деятельности акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.
- 2 -
Вопрос о укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы: как организовать деятельность дошкольников на непосредственно – образовательную деятельность, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учетом его подготовленности, группы здоровья? Как развить интерес к непосредственно – образовательной деятельности по физической культуре, потребность в здоровом образе жизни? Поэтому возникла проблема: как эффективно организовать воспитательно – образовательный процесс без ущерба здоровью детей дошкольного возраста? Ответить на его можно при условии подхода к организации воспитания и обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.
Активный рост и развитие детского организма, высокая пластичность и ранимость психики дошкольника требуют бережного к нему отношения, т. к. в дошкольный период детства закладываются основы здоровья и физического развития. Дети наиболее чувствительны ко всем влияниям окружающей среды, что сказывается на их функциональном состоянии и организме в целом. Одной из причин неблагополучия в состоянии здоровья детей дошкольного возраста является недооценка педагога и родителей значимости физической культуры, как средства психофизического развития и эффективности оздоровления ребенка.
Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Формирование культурно – гигиенических навыков является одной из самых актуальных при воспитании у детей дошкольного возраста, которая способствует укреплению здоровья, физического,
- 3 -
психического развития, а так же воспитанию культуры поведения. Главными задачами по укреплению здоровья детей дошкольного возраста является формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни; научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Потребность в здоровом образе жизни у ребенка дошкольного возраста формируется так же на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что полезно, а что вредно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой.
Анализ недостатков в результатах:
• Недостаточно сформированы представления и знания о пользе физических упражнений, об основных гигиенических требованиях и правилах;
• Недостаточно сформированы представления об элементарных нормах и правилах здорового образа жизни;
• Мало сформированы представления о правилах поведения в различных ситуациях;
• Нет разнообразия в содержании подвижных игр и упражнений по здоровому образу жизни и их усложнений;
Анализ недостатков в основном процессе:
• Малоактивное использование технологий обучения по здоровому образу жизни;
• Мало реализован системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с детьми дошкольного возраста для
- 4 -
современного развития жизненно важных двигательных навыков и
способностей детей;
• Недостаточное использование музыкального сопровождения на занятия по физической культуре;
Анализ недостатков в условиях профессиональной деятельности:
Недостаточное количество тренажеров, картотеки подвижных игр и упражнений по здоровому образу жизни, дидактических игр и пособий по культуре поведении, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены, оборудования для спортивных игр, для индивидуальной профилактической работы с детьми.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
Создание организационных и психолого – педагогических условий для успешного овладения детьми дошкольного возраста элементарными нормами
и правилами здорового образа жизни.
- 5 -
3. Описание новых образовательных результатов :
Целевые ориентиры по ФГОС Конкретизация Проявления
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика рук; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• Ребенок проявляет любознательность Выполнение упражнений с предметами, например, с кубиками, с мешочками с песком, с малыми мячами и т. д ; выполнение основных видов движений: бег, ходьба, лазание, ползание, бросание, ловля, прыжки и т. д. ; ориентироваться в пространстве.
Самостоятельное выполнение культурно – гигиенических навыков, чтение художественной литературы о правилах поведения в различных ситуациях на улице и дома.
интерес В общеразвивающих упражнения, в подвижных играх, упражнениях на равновесие.
Полоскание рта после еды, при необходимости мытье рук, пользование носовым платком, расческой и т. д.