Горохова Ольга
Проект «С природой одной он жизнью дышал. Художники-пейзажисты»
▼ Скачать +Заказ
Администрация городского округа Саранск
Департамент по социальной политике
Управление образования
МУ «Информационно-методический центр»
МДОУ «Детский сад №122 комбинированного вида»
ПРОЕКТ
«… с природой одной он жизнью дышал»
Выполнила:
Горохова О. В.
Саранск, 2017г
«В период детства мышления мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира…
Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Проект „С природой одной он жизнью дышал, Художники-пейзажисты“» размещена в разделах
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Живопись – самое сложное направление при работе с детьми дошкольного возраста. Создание истинного произведения искусства требует изучения психологии, понимания внутреннего мира человека, выражение художником своего отношения к картине.
При работе с дошкольниками в данном направлении было отмечено, что они испытывают затруднения в осознанном восприятии произведений искусства.
Детям сложно видеть особенности композиции и сюжета картины; выделять главный образ; определять средства выразительности, используемые художниками; проявлять эмоционально – личностное отношение к картине.
С технической стороны детям сложно видеть линию перспективы и правильно ее использовать при изображении объектов в собственном рисунке.
При составлении рассказов по картинам пейзажной живописи дети испытывают сложности в использовании эмоционально окрашенной лексики; в изложении последовательности своих мыслей, чувств.
Исходя, из данной актуальности была поставлена цель проекта :
Цель: Формирование эмоционально – целостного восприятия пейзажной живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
• Учить детей составлять рассказ по картине, объяснять выбранный художественный колорит, настроение автора и переданные чувства.
• Продолжать знакомить детей с пейзажной живописью.
• Познакомить с художниками – пейзажистами.
• Учить понимать замысел произведения, его содержание.
Развивающие:
• Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений.
• Обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами.
• Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия природы.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к пейзажной живописи.
• Воспитывать нравственное сознание красоты природы.
• Воспитывать эмоционально-личностный интерес к живописи, к великим художникам.
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы и их родители.
Продолжительность проекта : сентябрь-май.
Основные направления творческой работы с дошкольниками:
Знакомство с:
• Пейзажами
• Художниками.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
• Изучение методической литературы.
• Подбор иллюстративного материала.
• Отбор произведений детской художественной литературы.
• Поиск информации о картинах, художниках.
• Подбор рекомендаций и консультация для родителей.
• Выбор детско – родительских заданий для проекта.
• Подбор музыкального репертуара.
Реализационный этап:
• Проведение организованной образовательной деятельности, бесед.
• Рассматривание и составление описательных и сравнительных рассказов в соответствии с тематикой картины.
• Составление наброска простым карандашом в соответствии с тематикой картины.
• Организация выставки «Наши пейзажи»
• Завершение работы и передача эмоционального, личностного отношения к изображаемому объекту.
• Проведение дидактических игр; игровых упражнений.
• Разучивание стихотворений о природе, о жанрах живописи.
• Наблюдение за изменениями в природе;
Заключительный этап:
• Представление творческой папки по реализации проекта;
• Представление подборки картин и искусствоведческих рассказов по картинам.
Интеграция образовательных областей:музыка, чтение художественной литературы, познание, коммуникация, художественное творчество, труд.
Предполагаемые итоги реализации проекта.
Побудить в детях яркие эстетические эмоции и переживания.
Побудить к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное, в окружающем мире.
Способствовать активному усвоению художественного опыта.
Побудить к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию.
Взаимодействие с детьми.
Задачи: прививать любовь к прекрасному; обогащать духовный мир; развивать воображение; воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Взаимодействие с родителями.
Задачи: педагогическое просвещение, приобщение к совместной творческой деятельности с детьми.
Форма работы с детьми.
Специально организованные мероприятия, игры, наблюдения, экскурсии, рассматривание репродукций, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о природе, художественное творчество, составление описательных рассказов о природе, беседы.
Формы работы с родителями.
Консультации, подбор репродукций картин, беседы о важности данной проблемы, оформление папки передвижки, выставки детского творчества, совместное творчество детей с родителями, советы родителям.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.
Перспективный план на сентябрь – май.
Время
года Работа с детьми Работа с родителями
Осень
1. Рассматривание различных деревьев их строение, формы, цветовой характеристики; наблюдения за осенними изменениями в природе.
Цель. Учить узнавать и называть приметы осени. Учить видеть красоту осенней природы,рассматривая деревья и кустарники в осеннем убранстве.
2. Сбор природного материала; подготовкаматериала к работе.
Цель. Показать значимость детской
деятельности. Поощрять инициативу и
самостоятельность.
3. Беседы «Что такое искусство?», «Что такое живопись?», «Портрет. Пейзаж», «Художники-пейзажисты».
4. Дидактические игры.
«Подбери краски для художника».
Цель. Упражнять в составлении на палитре цветосочетания, близкие колориту картины.
«Собери пейзаж».
Цель. Учить по собственному замыслу составлению осеннего пейзажа.
5. Разучивание стихотворений об осени: В. Авдиенко «Осень», А. Плещеев «Скучная картина.», И. Бунин «Листопад». Чтение рассказа М. Соколов - Микитов «Осень в лесу».
Цель. Развивать интерес детей к художественной литературе. Совершенствовать умение детей выразительно читать стихотворения.
6. Рассматривание репродукций картин: И. Левитан «Золотая осень», И. И. Шишкин «Рожь», «Утро в сосновом бору», И. Грабарь «Рябина».
Цель. Вызывать у детей восхищение красотой природы и картинами создаваемыми художниками.
7. Рисование на темы: «Лес в осеннем уборе», «Золотая осень», «Осень может быть разной», «Поздняя осень».
Программное содержание. Учить отражать в рисунке осенние впечатления, передавать ее колорит.
8. Аппликацияиз осенних листьев:
гербарий - гороскоп «Знаки зодиака».
Программное содержание. Воспитывать навыки коллективной работы. Развивать чувство композиции. Учить составлять композицию из листьев.
9. НОД «Знакомство детей с индивидуальной манерой творчества художника Левитана».
Программное содержание.
Научить воспринимать образы природы, передаваемые в поэзии, музыки, изобразительном искусстве. Познакомить детей с индивидуальной манерой творчества художника Левитана. Развивать художественно-образное мышление, воображение и видение образного языка, использованного художником для передачи смысла картины. Вызвать у детей эмоциональный отклик на состояние и настроение пейзажных картин: радость, удивление, эстетическое удовольствие и т. д., от изображённой художником красоты.
10. НОД «Рассматривание картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору».
Программное содержание
Научить детей внимательно рассматривать картины, рассказывать об их содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствовать красоту произведения искусства.
11. Коллективная работа по изготовлению книги «Четыре художника».
Цель. Развивать умение задумывать содержание своей работы работать совместно доводить начатое до конца. Развивать творчество.
12. Изготовление пейзажной композиции из природного материала и пластилина «Времена года - осень», «На лесной опушке».
13. Оригами «Рябинка».
Программное содержание. Развивать творчество, фантазию, воображение детей. Учить задумывать сюжет, считаться с мнением других.
Сбор природного материала, выставки детского творчества, совместное творчество детей с родителями, советы родителям, консультация «Как знакомить детей с живописью», «Что такое пейзаж?», посещение НОД по творчеству художников.
Зима
1. Наблюдения за зимними явлениями в природе : цветом снега, неба, деревьями покрытые снегом. Рассматривание зимних пейзажей.
Цель. Учить отмечать изменения, происходящие в природе.
2. Разучивание стихотворений.
А. Пушкин «Идет волшебница зима», С. Есенин «Поет зима - аукает», И. Суриков «Белый снег пушистый».Чтение рассказа В. В. Волина «Каким бывает снег».
Цель. Развивать у детей творческий подход к изображению окружающего мира через поэтические произведения о природе.
3. Беседы «Волшебные краски зимнего пейзажа», «Образ природы в работах И. Грабаря, А. Саврасова».
Программное содержание.
Продолжать знакомить детей с пейзажной живописью, воспитывать чувство прекрасного, уважения к природе, развивать художественное восприятие зимнего пейзажа.
4. Проведение дидактических игр.
«Художники реставраторы».
Программное содержание. Развивать у детей творческое воображение, умение составлять зимний пейзаж из частей по образцу.
«Вижу - дорисовываю»
Программное содержание. Развивать у детей творческое воображение.
5. Рассматривание картин:
И. Грабарь «Иней»; Саврасов «Зима»;
И. И. Шишкин «Зима».
Программное содержание. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа; развивать художественное восприятие пейзажных картин.
6. Рисование на темы: «Дремлет лес под сказку сна»; «Какая она, зимушка - зима?»;
Лепка «Зимний денек».
Аппликация и рисование «Синий зимний вечер и лунная зимняя ночь».
Программное содержание. Развивать художественные навыки, умения замыслить пейзаж и найти средства выразительности для создания образа природы.
7. НОД «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Зима»»
Программное содержание. Развивать умения давать эстетические оценки, суждения соотносить по настроению, образы живописи, музыки, поэзии, художественных произведений.
8. Продолжать коллективную работу по изготовлению книги «Четыре художника» (рисование, аппликация).
Составление пейзажной композиции из природного материала «Времена года - зима».
Экскурсия в зимний лес, выставки детского творчества, совместное творчество детей с родителями, советы родителям, консультация «Как составить описательный рассказ по картине?», посещение НОД по творчеству художников.
Весна
1. Наблюдения за цветом неба, солнца, тающего снега, пробуждением деревьев и кустов от зимнего сна. Рассматривание весенних цветов-подснежников, мать-и-мачехи; рассматривание весеннего наряда деревьев и кустов, цвета листьев.
Программное содержание. Развивать умение замечать и называть изменения, происходящие вприроде. Уточнить представления детей о признаках весны.
2. Разучиваниестихотворений: А. Плещеев «Травка зеленеет.»; А. Пушкин «Гонимы вешними лучами.»;Ф. Тютчев «Весенние воды»; А. Майков «Весна». Чтение рассказа В. В. Волина «Голубые потоки весны».
Программное содержание. Обогащать и разнообразить содержание детских рисунков через поэзию и рассказы о природе.
3. Игра «Галерея картин»
Программное содержание. Учить рассматривать картины, видеть главное; отличать пейзажи от других видов живописи; развивать память, внимание, мышление.
4. Игра «Найди картину по эскизу».
Программное содержание. Развивать целостность художественного видения; устанавливать взаимосвязь явлений, объектов в линейной перспективе.
5. Рассматривание картин:
А. К. Саврасов «Грачи прилетели»;
И. И. Левитан
«Весна. Большая вода».
Программное содержание. Формировать представления о пейзажной живописи. Развивать способность видения единства содержания и средств художественной выразительности живописи.
6. Игра «Экскурсия в музей».
Программное содержание. Учить выражать свое отношение к картине, высказывать свое мнение, объяснить свой выбор.
7. Игра «Что лишнее».
Программное содержание. Закрепить знания о пейзаже и умение отличать его от других жанров.
8. Рисование «Природа весной».
Лепка «Дед Мазай и зайцы».
Программное содержание. Развивать художественные навыки, умения замыслить пейзаж и найти средства выразительности для создания образа природы.
9. Коллективная работа по изготовлению книги о пейзажах «Четыре художника» (рисование и аппликация).
10. НОД «Беседа по картинам (репродукции с картин художников) на тему «Ранняя весна».
Программное содержание. Научить детей внимательно рассматривать картины, рассказывать об их содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствовать красоту произведения искусства.
11. НОД «Составление описательного рассказа покартине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» .
Программное содержание: развивать творческое воображение; совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках; дать представление о богатстве красок и о значении их в жизни; учить логически мыслить, находить выход из трудных ситуаций, побуждать к фантазированию, воспитывать эстетические чувства, дружеские взаимоотношения, обогащать речь.
Экскурсия в весенний лес,выставки детского творчества, совместное творчество детей с родителями, советы родителям, консультация «Учите детей видеть красоту природы», посещение НОД по творчеству художников, изготовление папки-передвижки.
Мы рассмотрели три времени года: характерные признаки, особенности. Дети наблюдали за природой и свои знания, полученные при этом, воплощали в проекте.
В процессе работы над данным проектом дети занимались продуктивными видами деятельности, направленными на развитие связной речи, на основе средств развития мелкой моторики: лепкой, аппликацией, рисованием. И дети испытывали разнообразные чувства: радовались красивому изображению, которое создавали сами, огорчались, если что-то не получалось. Но самое главное; создавая коллективный проект, дети приобретали различные знания; уточняли и углубляли представления об окружающем мире. В процессе работы они начинали понимать свойства предметов, запоминать их характерные особенности и детали.
В ходе работы дети приобрели знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.
Все это способствует не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям; понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего социума (экскурсии, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела). В перспективе работа над данным проектом будет усложнена и продолжена.
В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шел путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело : учились и учили друг друга. Каждый ребенок неповторим.