Татьяна Кулькина
Проект «Природа — наш дом!»
▼ Скачать + Заказать документы
Природа — наш дом!
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно эстетическому направлению развития воспитанников № 6 «Родничок»
Проект
«Природа - наш дом!»
Воспитатель:Руссу Н. А.
Мариинск
2017 год.
Содержание
• Паспорт проекта …
• Актуальность проекта ….
• Новизна материала ….
• Цель и задачи проекта …
• Краткое описание проекта по этапам …
Публикация «Проект „Природа — наш дом!“» размещена в разделах
• Объем и содержание работ ….
• Формы представления результатов проекта ….
Список литературы ….….
Паспорт проекта
Воспитание любви к природе – одна из главных задач современного дошкольного образовательного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи, с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу. «Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, - писал Ч. Дарвин, - утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразиться на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах».
Актуальность проекта
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
Государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача. В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты : деревья, травы, насекомых, птиц.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учиться наблюдать, рассуждать, планировать работу, учиться прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Главной целью проекта будет являться формирование системы осознанно- правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, основ экологической культуры у детей.
Новизна материала
В настоящее время система непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня развития в своем начальном звене - сфере воспитания дошкольников. Имеется немало программ («Наш дом - природа» Н. Рыжовой, «Мы земляне» Н. Вересова, «Юный эколог» С. Николаевой и других, которые дают педагогам возможность реализовать это направление в любом дошкольном учреждении. Ведущие комплексные программы («Радуга», «Истоки», «Детство», «Кроха» и другие) также содержат разделы, позволяющие приобщать детей к правильным - с экологической точки зрения - формам взаимодействия с природой.
Умение жить с природой, окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Ведь известно, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для нравственного воспитания.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Определяя направление воспитательно-образовательной работы с детьми, я остановилась на проблеме эколого-нравственного воспитания. Я считаю, что оно обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей, способствует развитию наблюдательности и практического опыта по уходу за растениями. Главной формой познавательной деятельности в экологическом воспитании является - наблюдение. Вопросы ребенка, его самостоятельные наблюдения, сообщения о своих наблюдениях - это, по сути, внешние проявления такой нравственности. И именно от поддержки воспитателя, взрослых зависит последующее развитие ребенка. Элементы нравственности (воодушевление, эмоциональное переживание воображаемой ситуации) можно наблюдать, когда дети заняты изобразительной деятельностью (рисование, лепка, игра и другое, содержанием которой являются впечатления о природе.
Цель и задачи проекта
Цель: Формирование системы осознанно- правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, основ экологической культуры у детей.
Задачи:
1. Формирование представлений детей об объектах и явлениях живой и неживой природы (птицах, деревьях, о растениях, об овощных культурах)
2. Воспитывать любовь к родине, расширять кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края, формировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над ней.
3 Развивать познавательные процессы.
Перечень основных мероприятий:
- разработка системы организационных мероприятий по использованию знаний о живой и неживой природы;
- разработка плана поэтапного проекта;
- создание в группе эколого-развивающей среды;
- разработка конспектов занятий, наблюдений, бесед, экспериментов; создание картотеки: загадок, художественного слова, дидактических игр.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
В результате выполнения проекта будет достигнуто :
- положительно-эмоциональное и осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, которые окружают ребенка;
- развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о природе, о взаимосвязях в ней и способах её сохранения;
- готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды;
- сформированность навыков культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
- привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.
Участники проекта : Воспитатели группы, дети, родители.
Сроки и этапы реализации проекта
Вид проекта : долгосрочный (февраль, март, апрель)
• I. Подготовительный этап
• 1. Определение темы проекта, постановка цели и задач. Изучение программ, педагогических технологий по данной теме, художественной, научной, энциклопедической литературы. Определение направлений, объектов и методов исследования.
• 2. Разработка проекта. Составление плана деятельности. Обращение за рекомендациями к специалистам дошкольного учреждения.
Разработка конспектов занятий, экскурсий, бесед, наблюдений. Подбор художественной литературы. Организация предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию детей в группе.
• II. Основной этап. Внедрение проекта
Собственно исследовательский, поиск ответов на поставленные вопросы разными способами. Проведение занятий, экскурсий, бесед. Организация игр, наблюдений, экспериментов, фотосъемки игровых навыков детей.
III. Итоговый этап
Обобщение результатов работы в различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, составление рекомендаций.
Объем и содержание работы
Сроки проведения Виды деятельности Содержание деятельности Пополнение пед. процесса
Февраль «Птицы наши друзья»
Цель: Развитие и обобщение представлений об осознано - правильном отношении детей к птицам ближайшего окружения, желание заботиться о них. Беседы с детьми: «Птицы наши друзья», «Мы дружим с птицами», «Зимующие и перелетные птицы», «Покормите птиц зимой»
«Что мы знаем о птицах»
«Зачем поют птицы»
Дидактические игры:
«Чей, чья, чье, чьи?»
«Где чье гнездо?»
«Узнай следы»
Слушание аудиозаписи
«Голоса птиц»
Чтение и обсуждение художественных произведений:
В. Бианки «Синичкин календарь», «Чей нос лучше», «Кто чем поет»;
Н. Сладков «Птица- чечевица»;
А. Яшим «Покормите птиц зимой»
Наблюдения: «Какие птицы прилетают на участок», «Какая ворона и какой воробей», «Как птицы кормятся на кормушке?», «Как ухаживать за птицей»
Занятия по ознакомлению с окружающим: «Зимующие птицы»
«Тайны птичьего мира» «Разговор птиц».
Художественное творчество:
Рисование «Снегирь»
Конструирование из бумаги «кормушки для птиц».
Лепка: «Воробушек»
Проведение акции: «Покормите птиц зимой» - Изготовление альбомов:
«Перелетные птицы»
«Птицы нашего края»
«Из чего сделаны кормушки?»;
- Разработать цикл бесед с детьми о птицах;
Изготовление картотеки «Наблюдения на прогулке»;
- Изготовление кормушек своими руками;
- Пополнение природного уголка семенами для птиц;
Привлечь родителей по изготовлению кормушек.
Изготовить буклеты для родителей «Птицы наши друзья»
Поместить в родительский уголок информацию по экологическому воспитанию детей.
Март «Огород у нас в саду»
Цель: Развивать познавательно- исследовательскую деятельность,
Воспитывать бережное отношение к растениям,
Формирование умения самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном,
Формировать коммуникативные навыки. Беседы с детьми:
«Азбука здорового питания»
«Зачем мы сеем семена»
«Что растет в огороде»
«Посадили огород, посмотрите что растет!»
«О пользе овощей и красоте природы»
Наблюдения с детьми за ростом огородными культурами (свекла, морковь, лук, чеснок).
Рассматривание с детьми альбомов и иллюстраций «Что растет в огороде», «От зернышка до урожая», «Труд на огороде», «Сад и огород»
Дидактические игры:
«Кто найдет больше отличий», «Найди пару», «Во саду ли в огороде»
Художественное творчество
Рисование «Мое любимое расстение»
Лепка «выставка»
Аппликация: «Овощи на тарелочке»
Развлечения для детей: «Вот веселый огород, что здесь только не растет»
Чтение художественной литературы:
Е. Бехлерова «Капустный лист», Дж. Родари «Чиполино», С Маршак «Синьор помидор». Изготовление альбома «Наш веселый огород»,
Оформление в группе
уголка «Огород на подоконнике»,
Приобрести для посадки цветов,
Изготовление макета «Строение растения»,
Изготовление ленты времени «От семечки до урожая»
Сделать выставку детских работ «Мое любимое растение»
Совместно с родителями подготовить материалы для посадки рассады: (земля, стаканчики, семена цветов, поддоны и т. д.)
Изготовить раскладушку в родительский уголок «Воспитываем маленького садовода».
«О пользе овощей и фруктов»
Апрель «Белая береза»»
Цель: Формировать у детей основы экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к объектам природы родного края, к березе, вызвать желание заботиться о нем.
Экскурсия по территории детского сада:
- «отгадывание загадок про березу»; Игра «Найди листок, какой покажу»;
Экспериментирование:
«Рассматривание бересты под лупой», «Вода в жизни растений», «Какой стороной дышат листья»
Разучивание стихотворения С. Есенина «Береза»,
А. Фет «Печальная береза»
Чтение художественной литературы: Г Новицкая «Береза», Я. Годин «Береза».
Дидактические игры: «Найди дерево по описанию», «Кто быстрее найдет березу».
Художественное творчество «Березки на полянке», «Русский лес».
Беседа с детьми:
«Встреча с русской красавицей»,
«Русская береза»,
«Почему березы белые»,
«Символика нашей России»
Создание альбома «Люблю русскую красавицу»
Фотоколлаж семейной экскурсии в березовую рощу,
Выставка детских поделок, аппликаций.
Создание картотеки «Загадки и стихи о березе»
Разработать цикл бесед с детьми о природе нашего края,
Создание выставки рисунков «Белая береза».
Привлечь родителей принять участие в конкурсе рисунков «Мир в котором мы живем».
Формы представления результатов проекта
Для успешной реализации проекта были разработаны и изготовлены:
• Конспекты по разным видам деятельности, относящихся к флоре и фауне, а также к живой и неживой природе родного края.
• «Художественное слово», которое включает в себя стихи, загадки, рассказы о природе родного края.
• Картотеки загадок о животных и растениях, наблюдения в природе.
• Изготовление дидактической игры «Кому нужна вода»
• Создание книги «Живи и процветай мой край»
• Изготовление игр «Деревья удивительное чудо», «Деревья нашего края».
• Оформления уголка «Огород у нас в саду»
• Изготовление выставки поделок «Белая береза»
Список литературы
• Вакуленко, Ю. А. Воспитание любви к природе у дошкольников : экологические праздники, викторины, занятия и игры [Текст] / Ю. А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 157с.
• Иванова, А. И. Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду (Программы ДОУ; Живая экология). [Текст] / А. И. Иванова. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 240 с.
• Иванова, А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников (Программы ДОУ) [Текст] / А. И. Иванова. 2-е изд. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.
• Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие. [Текст] / М. Д. Маханева. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 224 с.
• Николаева, С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. [Текст] / С. Н. Николаева. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.
• Организация деятельности уголка природы. Старшая группа.
[Текст] / Сост. П. Г. Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2009. – 96 с.
• Русаков, А. С. Прогулки с детьми и изучение всего на свете. Советы воспитателям и родителям дошкольников. Сборник. [Текст] / А. С. Русаков. – Спб. : Речь; М. : Сфера, 2010. – 144 с.
• Турыгина, С. В. «Экологический марафон» : игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы. [Текст] / С. В. Турыгина, Н. А. Кашина. – Ростов н/ Д: Феникс, 2010. – 123 с.
• Шорыгина, Т. А. Деревья, Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей (Знакомство с окружающим миром и развитие речи). [Текст] / Т. А. Шорыгина. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2010. - 64 с.