Елена Зайцева
Проект по социально-нравственному воспитанию «Мой любимый город — Нижний Новгород» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!
Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!
(В. Орлов)
Вид проекта : информационно-творческий.
Срок реализации: 1год
Проблема
Публикация «Проект по социально-нравственному воспитанию „Мой любимый город — Нижний Новгород“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Мой город. Проекты
- Нижегородская область, Нижний Новгород
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Проведенный среди детей и родителей воспитанников средней группы опрос показывает, что у большинства исследуемых детей недостаточно сформированы знания о родном городе, в процессе беседы дети сомневались в ответах, недостаточно владели информацией, родители не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости; некоторые родители затрудняются в знании истории города.
Актуальность
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», направленная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. К сожалению, приходится констатировать, что в современном обществе материальные ценности стали всё больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Родители смещают акценты в сторону интеллектуализации, когда природные закономерности свидетельствуют о том, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования сенсорной, социальной и нравственной сфер.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с людьми, которые прославили наш город.
Цель проекта :
Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта :
- Создать условия для восприятия сведений о культурном облике родного края;
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю;
- Заинтересовать родителей и привлечь их к реализации проекта.
Участники проекта
Дети 4-5 лет (средняя группа, воспитатели, родители.
Прогнозируемый результат.
- Обогащенные и систематизированные знания детей о городе. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Нижний Новгород, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Реализация проекта
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап - подготовительный, включает в себя:
• Анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностях;
• Диагностирование детей, с целью выявить уровень осведомлённости детей среднего дошкольного возраста о родном городе;
• Анализ программы детского сада и включение в содержание перспективного планирования мероприятий по ознакомлению с родным городом.
• Проектирование развивающей среды группы : оформление уголка «Край родной», «Уголка семьи», мини-музея группы.
II этап - основной, включает в себя:
• Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом.
• Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
• Пополнение развивающей среды.
• Выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников.
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей.
Период Содержание Работа с родителями
Сентябрь 1. Целевая прогулка по близлежащим улицам. Цель: Закрепить названия близлежащих улиц, объектов культурного и социального назначения, располагающихся на них.
Выучить адрес детского сада Анкетирование родителей.
Цель: Выявить знания детей и их родителей о городе Нижний Новгород.
Привлечь родителей к прогулке по городу.
Октябрь 1. Составление рассказов «Дом, в котором я живу»
Цель: Закрепить с детьми знание своих домашних адресов
2. Место работы родителей
Цель: Закрепить знания детей об объектах культурного и социального назначения, располагающихся на микроучастке нашего детского сада.
Уточнить у детей знание профессий людей, работающих на этих объектах
Организовать конкурс для детей и родителей «Дары земли Нижегородской» (Поделки из природного материала).
Ноябрь 1. НОД «Мой город – Нижний Новгород»»
Цель: Уточнить знания детей о названии родного города.
Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города.
2. Прослушивание песен о родном городе, чтение стихов
Цель: Вызвать интерес к своему родному городу, прививать чувство гордости за него.
Привлечь родителей к оформлению мини-музея группы, пополнения его семейными фотографиями.
Рекомендации родителям по домашнему чтению.
Декабрь 1. Рассказы о достопримечательностях
Цель: Прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурный памятник города
2. Знакомство с гербом города
«Нарисуй герб семьи». Цель: Дать понятие о том, что такое герб, объяснить символику герба г. Нижний Новгород. Воспитывать уважительное отношение к символике города Планирование совместно с родителями маршрутов выходного дня к историческим местам города.
Январь 1. Оформление газеты «Шагая по улицам города»
Цель: Воспитывать любовь к родному городу, вспомнить его достопримечательности
2. Дидактическая игра «Путешествие по городу»
Цель: Вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города Привлечь родителей к оформлению газеты «Шагая по улицам города».
Февраль 1. Беседа «Чем помочь родному городу?»
Цель: Вызвать у детей желание поддерживать чистоту и порядок во дворах, чтобы они были чистыми и красивыми.
2. Они прославили наш город.
Беседа о важности труда всех людей
Цель: Вызвать у детей интерес к жизни города Нижний Новгород, чувство уважения и гордости за знаменитых земляков.
Рекомендации родителям, касающиеся активного зимнего отдыха с детьми (катание на санках, коньках, лыжах, прогулки, подкармливание зимующих птиц).
Март 1. Фотовыставка «Природа родного края».
Цель: Прививать любовь к родному городу, к родным местам; гордиться тем, что живёшь в городе Нижний Новгород.
Привлечь родителей к оформлению фотовыставки в мини-музее «Природа родного края».
Апрель НОД «Что мы знаем о родном городе»
Цель: Выявить знания детей о родном городе.
Воспитывать любовь к своему городу, чувство гордости за то, что мы живем в городе Нижний Новгород.
Ориентирование родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на воспитание нравственных качеств детей.
Май 1. Боевая слава города.
Беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне. Изготовление праздничных открыток
Цель: Вызвать у детей желание подражать военнослужащим, быть такими же мужественными, смелыми
2. Итоговое диагностирование детей.
Цель: Выявить знания детей и их родителей о городе Нижний Новгород в ходе реализации проекта. Оформление совместно с родителями стенгазеты «Боевая слава города». Повторное анкетирование родителей.
III этап: заключительный.
-Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами.
-Анализ результатов проектной деятельности.
-Обобщение опыта на педсовете.
Литература.
1. Н. Г. Комратова, Л, Ф, Грибова «Моя малая родина» - Нижний Новгород 2005 г.
2. «Мир на моей ладошке» под общей редакцией Т, А, Серебряковой, А. В. Удовика - Нижний Новгород 2013 г.
3. О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» – Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2006 г.
4. Н. Г. Комратова «Мир в котором я живу» – Нижний Новгород 1998 г.
5. Т. А. Серебрякова «Край родной» – Нижний Новгород 2004 г.
6. Н. В. Микляева, Н. Ф. Лагутина «Музей в детском саду» – Москва 2011 г.
7. Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова «Наша Родина» – Москва «Просвещение» 1984 г.
8. Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова «Родной край» – Москва «Просвещение» 1990 Г.
9. Т. П. Виноградова, И. Г. Дементьева, Т. В. Кучерова, О. И. Наумова «Нижний Новгород 790 вопросов и ответов» - Нижний Новгород «Кварц» 2011 г.