Юлия Бабак
Проект «Методика воспитания правильного звукопроизношения в средней группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания детей о звуках, их обозначении, артикуляции, умении выделять звук из ряда других звуков.
Воспитание звуковой культуры речи в средней группе (от четырех до пяти лет) проводится с учетом тех навыков, которые были получены детьми в младших группах.
На пятом году жизни у большинства детей (при систематических и планомерных занятиях в предшествующих группах) завершается процесс овладения звуками родного языка.
Публикация «Проект „Методика воспитания правильного звукопроизношения в средней группе“» размещена в разделах
На данном возрастном этапе педагог учит детей правильно и четко произносить все звуки родного языка (уделяя особое внимание сложным звукам : свистящим, шипящим, звукам [л] и [р])
Недочеты звукопроизношения в этом возрасте у некоторых детей могут выражаться в неправильном, чаще в неустойчивом произношении отдельных групп звуков (например, свистящих и шипящих, когда в одних словах звук произносится правильно, в других - неверно; в неотчетливом произнесении отдельных слов, особенно многосложных. Дети испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые включают определенные группы согласных, например: одновременно свистящие и шипящие, звуки [л] и [р] : старушка, лаборатория.
Это связано с тем, что у некоторых детей или еще недостаточно закреплены отдельные звуки, или они еще не умеют четко дифференцировать их на слух в собственном произношении. Обычно под влиянием обучения такие несовершенства звукопроизношения со временем исчезают.
Овладение правильным звукопроизношением не у всех детей происходит равномерно и одинаково. Некоторые дошкольники нередко упорно в течение довольно длительного времени продолжают заменять трудные в артикуляционном отношении звуки более простыми, например, шипящие согласные свистящими. До пятилетнего возраста такое неправильное произношение звуков является вполне закономерным. Но если такие речевые недочеты наблюдаются в старшем дошкольном возрасте, необходима специальная логопедическая помощь.
Организация и методика проведения занятий.
Сначала воспитатель сообщает детям, какой звук будет изучаться, для этого он использует различные звукоподражания : гудение комара - звук [з], жужжание жука - [ж] и т. д. После того как дети усвоят, с каким звуком им предстоит работать, уточняется его артикуляция, правильность произношения каждым ребенком. На этом же занятии проводятся игры и упражнения, направленные на развитие у детей умения узнавать и слышать знакомый звук в слогах, словах, то есть предлагаются задания на развитие фонематического восприятия. В процессе уточнения и закрепления звонких согласных воспитатель может предложить детям произнести звук с различной громкостью, то есть одновременно он развивает их голосовой аппарат. При произнесении фрикативных звуков ([с], [з], [ш], [ж]) он обращает внимание на длительность их произнесения (просит произнести звук как можно дольше на одном выдохе, что способствует развитию у детей речевого дыхания.
Следующий этап работы по воспитанию правильного произношения - закрепление звука в словах. Для этого используются игры и упражнения, в которых дети при помощи выделения звука голосом упражняются в четком и правильном его произношении. Одновременно даются задания на определение наличия звука в слове на слух и в произношении. Например, среди лежащих на столе игрушек назвать лишь ту, в названии которой есть звук [з] : заяц и кошка, коза и корова. Воспитатель предлагает детям так произносить слова, чтобы звук слышался ясно (з-з-з-аяц). Выделяя звук голосом, дети учатся вслушиваться в его звучание, слышать его в речи. В дальнейшем можно давать более сложные задания - на подбор слов с изучаемым звуком, на изменение слова так, чтобы в нем были заданные звуки. Например, при закреплении звука [ч'] детям предлагают изменить имена девочек так, чтобы в них был этот звук : Оля - Олечка, Таня - Танечка; подобрать названия детенышей животных и птиц: у волка - волчонок, волчата; у галки - галчонок, галчата и пр.
Закрепление правильного произношения звуков в речи осуществляется в процессе произнесения фраз, чистоговорок, небольших стихотворений, загадок и другого речевого материала. Например, при отработке звука [л] детям предлагают такую чистоговорку: "Мама Милу моет мылом". При этом воспитатель следит не только за тем, чтобы дети правильно произносили звук [л], но и за тем, чтобы они внятно выговаривали все слова, то есть работа по закреплению звуков обязательно сочетается с выработкой четкой дикции. Для развития голосового аппарата можно предложить детям повторить чистоговорки, изменяя громкость голоса, скорость их произнесения.
Воспитатель обращает внимание на правильность произношения звуков и в повседневном общении с ребенком. При необходимости организует дополнительные занятия с детьми, которые по каким-либо причинам не смогли своевременно усвоить материал.
В течение всего учебного года проводятся игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, голосового аппарата, на выработку умеренного темпа речи, интонационных средств выразительности. Таким образом, работа над произносительной стороной речи тесно переплетается с развитием фонематического восприятия, речевого слуха.
Формирование правильного произношения звуков остается одной из главных задач в воспитании звуковой культуры речи. На данном возрастном этапе обращается внимание на правильность произношения всех звуков родного языка, но специальная работа по уточнению и закреплению звуков проводится в следующей последовательности: сначала с группой свистящих [с] ([с'], [з] ([з'], [ц], затем - шипящих ([ш], [ж], [ч'], [щ']) и звуков [л] ([л'], [р] ([р']). На закрепление каждого звука отводится примерно два занятия.
В начале учебного года воспитатель проводит игровые упражнения на закрепление произношения звуков "раннего онтогенеза" (гласные, простые согласные, которые изучались в младших группах. Дети упражняются в произнесении небольших речевых единиц: отдельных звуков, слогов, при этом используются в основном звукоподражания : у-у-у свистит паровоз, му-у мычит корова, би-и гудит машина и т. д.
Занятия по уточнению и закреплению свистящих и шипящих звуков, а также звуков [л] ([л'], [р] ([р']) проводятся в течение всего учебного года. Звуки даются в определенной последовательности, с учетом сложности их овладения, а также группы, к которой они относятся.
Закрепление отрабатываемых звуков в словах осуществляется при помощи их интонационного выделения: з-з-зонт, с-с-санки. Предлагая детям отчетливо произносить слова с выделением звуков голосом, воспитатель не только закрепляет их произношение, укрепляет артикуляционный аппарат, но и развивает фонематическое восприятие. Произнесение слов шепотом также способствует более четкой артикуляции звуков и может служить хорошим приемом при отработке звукопроизношения и дикции.
В работе над формированием правильного звукопроизношения надо чаще использовать игры, игровые ситуации (особенно в тех случаях, когда требуется неоднократное произнесение одних и тех же слов, так как они способствуют активизации речи детей. В качестве наглядного материала могут служить различные предметы, игрушки, картинки.
Закрепление звуков во фразе, введение их в речь осуществляются при повторении чистоговорок, заучивании стихов, потешек, считалок, предлагаемых программой, в процессе описания игрушек, предметов, передачи содержания картин.
Игра – занятие «Гуси-лебеди»
Задачи:
-Учить отчетливо и правильно произносить звук «с», изолированный, и в словах.
-Развивать связную речь.
-Обогащать словарный запас детей.
-Тренировать силу и активность мышц артикуляционного аппарата.
Материал: театр на фланелеграфе, карточки с артикуляционными картинками, предметные картинки на звук «с», костюмы, декорации.
Ход занятия:
Воспитатель :
- «Сядем, деточки, рядком
Да поговорим ладком
Про сказки русские, известные
И до сих пор нам интересные.
В одной деревне жили маменька и папенька. И были у них дочка Аленушка, да сынок Ванечка. Ждали как-то раз они к себе гостей. Да принять то их надо хорошо, угостить вкусно, разносолами удивить. Отправились маменька и папенька в город, на рынок. А Аленушке наказали дома прибраться, да за Ванечкой маленьким присмотреть. Лошадь запрягли, да поехали. Аленушка по дому прибирается, хлопочет, все умеет делать, умелые у нее руки.
- Давайте покажем, какие у Аленушки руки умелые: (упражнение на координацию речи и движения «Умелые руки»).
Наши руки умелые такие – дети вытягивают руки вперед, поворачивают ладоши то вверх, то вниз.
Наши руки – руки золотые.
Они умеют вышивать – выполнять движения, в соответствии с текстом.
Шить и шарф вязать,
Подметать и стирать,
Суп варить, пыль вытирать.
Тарелки чисто мыть,
За порядком следить. (грозят пальцем)
Вот они какие-
Руки золотые. (протягивают руки вперед)
- Все по дому Аленушка сделала. Посадила братца на крылечко, а сама побежала к подружкам, они как раз в это время играли язычком. Давайте и мы с вами поиграем язычком.
Артикуляционная гимнастика:
Улыбка.
Заборчик.
Наказать непослушный язычок.
Лопатка.
Трубочка.
Оближем губки.
Часики.
Змейка.
- Пока подружки играли, налетели гуси-лебеди, подхватили Иванушку и унесли его в темный лес к Бабе Яге. Делать нечего, отправилась Аленушка искать братца.
- И мы с вами пойдем отдохнем.
Двигательное упражнение «Ты шагай».
Ты шагай, ты шагай, - (Дети ходят, высоко поднимая колени, руки разведены в стороны)
Ноги выше поднимай!
И потопай по дорожке, - (Шагают на всей ступне, притопывая, руки на поясе)
Веселей стучите, ножки.
Ты беги, ты беги, – (Бегут на носочках, руки согнуты перед грудью)
На носочках ты беги.
И на пяточках пойдем,
Топать громко мы начнем.
Ты скачи, ты скачи, - (скачут, руки на поясе)
На лошадке поскачи.
Маршируй ты веселее. – (маршируют)
Ножки топают дружнее.
- Дошла Аленушка до печки, просит печку: «Печка-матушка, покажи, куда гуси-лебеди полетели. А печка ей говори: поиграй со мной, повтори чистоговорки, тогда подскажу.
- Ребята, поможем Аленушке чистоговорки рассказывать. Скажем тихо и громко:
Са- са-са
Укусила в нос о (са)
Со-со-со
Стал мой нос как коле (со)
Сы-сы-сы
Не боюсь я злой о (сы)
Су-су-су
Я осу в руке о (су)
Ос-ос-ос – в лесу много ос.
- Молодцы, ребята. А Аленушку печка угостила румяным пирожком, поблагодарила ее.
Побежала Аленушка дальше и видит у дороги яблонька стоит, нежно и ласково шелестит листочками, ветви с яблочками вниз наклонились.
- Яблонька-матушка, покажи, куда гуси-лебеди полетели. Яблонька говорит: «Поиграй со мной, тогда покажу дорогу». Игра называется «Назови ласково».
- Ребята, давайте и мы поиграем, я вам буду показывать картинки, а вы называйте предмет ласково.
Слова: коса, колбаса, лиса, оса, собака,касса, колесо, носок, пылесос, бусы, часы, весы).
- Яблонька сбросила Аленушке яблочко, оно покатилось дорогу показывать. Бежит девочка, торопится, прибежала к речке-матушке.
- Ребята, как водичка течет: с-с-с, с-с-с.
Аленушка речке говорит: «Речка-матушка, куда гуси-лебеди полетели?». «Повтори мои песенки, тогда скажу».
- Ребята, давайте поиграем со звуком «с».
Физкульт-минутка (произносим медленно) :
Мы подуем высоко – с-с-с
(подняться на носочки)
Мы подуем низко с-с-с
(присесть)
Мы подуем далеко с-с-с
(руки вытянуть вперед)
Мы подуем близко с-с-с
(руки приближены ко рту)
(2 раза)
- Речка показала Аленушке тропинку. Довела она ее до леса. Зашла Аленушка в самую чащу. Видит, стоит избушка Бабы Яги. Ванечка в избе сидит, плачет. Обрадовалась Баба Яга, что Аленушка к ней пришла, скучно ей было, не с кем поговорить, поиграть. Говорит Баба Яга: "Если правильно выполните задание, отпущу вас домой. "
- Ребята, давайте мы поможем Аленушке.
Игра "Сложи картинку"
выкладывают картинки на полу со звуком "с" небольшими группами.
- Ребята, вы молодцы, хорошо поиграли. Рассердилась Баба Яга, села вступу, полетела по свету, пакости делать.
Аленушка взяла братцы на руки, побежала домой. А гуси-лебеди отправились в погоню.
Но речка, яблонька и печка пришли сестрице на помощь, спрятали, укрыли детей от гусей-лебедей.
- Вставайте все в круг, поиграем в игру «Спрячься от гусей-лебедей». Если я говорю слово «печка», вы приседайте и закрывайте руками голову, услышав слово «речка» - делайте руками волны; на слово «яблоня», встаете на носочки и поднимайте руки вверх.
(дети играют в игру).
- Не догнали гуси-лебеди брата с сестрой, вернулись к Бабе Яге ни с чем. А дома приехали родители, пришли гости. Аленушка с братцем целы и невредимы, все радуются, гостинцами угощаются.
- Ребята, как называется сказка, которую вы слушали?
- Гуси-лебеди.
- В какие игры мы помогали играть Аленушке?
- «Назови ласково», «Сложи картинку»…
- С каким звуком познакомились?
Список литературы:
1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2000. - 400 с.
2. Бондарко Л. В., Вербицкая Л. В., Гордина М. В. Основы общей фонетики. - СПб. : СПбГУ, 2000 - 352 с.
3. Лобзякова М. И. Учимся правильно и четко говорить : Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. - М. : Вентана - Граф, 2003.
4. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 64 с.
5. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 3-е изд--- М. : Издательский центр «Академия», 2008;