Елена Филимонова
Проект для группы раннего развития «Привитие детям культурно-гигиенических навыков»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный, познавательно – творческий, речевой, групповой.
Участники проекта : Воспитатели группы, воспитанники группы раннего развития и их родители, педагоги дополнительного образования.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Реализация проекта : октябрь - май месяц.
Результат: Развлечение «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое.»
Образовательные области:
1. Познавательное развитие;
Публикация «Проект для группы раннего развития „Привитие детям культурно-гигиенических навыков“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
2. Социально-коммуникативное развитие;
3. Речевое развитие;
4. Художественно-эстетическое развитие;
5. Физическое развитие.
Актуальность.
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми. Кроме того, воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Цель: Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через различные виды детской деятельности.
Задачи:
1) Способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;
2) Познакомить с последовательностью выполнения культурно-гигиенических навыков;
3) Приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;
4) Формировать простейшие навыки поведения за столом : правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
5) Создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
6) Формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома, посредством педагогических приёмов, обеспечивающих успешное решение поставленных задач: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
7) Систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.
Этапы.
Подготовительный:
1. Сбор литературы по данной теме.
2. Диагностика детей по данной теме.
3. Составление плана работы.
4. Разработка содержания проекта.
Основной:
1. Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми.
2. Большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.
3. Подборка художественных произведений, потешек, словесных игр по данной теме.
Заключительный:
1. Подведение итогов работы над проектом.
2. Анкетирование родителей.
3. Презентация проекта.
Основные формы реализации проекта :
1. Анкетирование родителей.
2. Консультации для родителей.
3. Дидактические игры и упражнения.
4. Художественное слово.
5. Чтение художественной литературы.
6. Беседы.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта.
Дети от 2-3 лет должны:
1. Следить за своим внешним видом.
2. Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания.
3. Вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.
4. Правильно пользоваться ложкой, салфеткой.
5. Не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Предполагаемый результат проекта для родителей :
1. Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
2. Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.
3. Укрепление связей между детским садом и семьёй.
Возможности проекта для воспитателей :
1. Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
2. Формирование здорового образа жизни.
3. Улучшение отношений между детьми.
4. Укрепление связи с родителями.
Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада :
1. Приобрести методическое пособие.
2. Пополнять и обновлять уголок здоровья в группе.
3. Сделать подборку дидактических игр.
Работа с родителями.
Консультации:
1.«Самостоятельность детей третьего года жизни».
2. Беседа-консультация с родителями «Алгоритм мытья рук», «Как привлечь ребенка к усвоению КГН».
Цель: создание необходимых условий в домашних стенах, для успешного формирования КГН (порезать кусочек мыла пополам, повесить полотенце на доступном для ребенка уровне, напоминание родителями ежедневно алгоритм мытья рук).
3.«Как правильно одевать ребёнка на прогулку».
4. Анкетирование родителей.
5. Создание фото выставки «Чистые ручки».
Цель: закрепление навыка мытья рук дома;
рассматривание и осмысление фото детьми в группе с помощью воспитателей и игровых персонажей.
6. Создание родителями с детьми выставки «Да здравствует мыло душистое«(мыло различной формы, запаха, цвета; поделки из картона, пластилина «Микробы», «Любимые персонажи из художественной литературы»).
Цель: создание интереса и положительных эмоций к формированию
КГН.
План работы по формированию К. Г. Н.
Содержание работы Срок исполнения
Показ алгоритма «Мытье рук».
Цель: познакомить детей со схемой, научить с помощью неё последовательно мыть руки.
Наблюдение за водой «Вода льется из крана»
Практич. упр. : «Моем чисто руки и лицо».
Цель: научить детей закатывать рукава, последовательно мыть руки, умываться.
Октябрь первая неделя
Беседа «Перед едой моем руки с мылом»
Цель: Учить детей следить за чистотой своих рук и мыть их перед приёмом пищи.
Проговаривание потешки «Мойся мыло не ленись».
Цель: Учить самостоятельно брать мыло, смочив его намыливать руки. Октябрь вторая неделя
Беседы «Чистота и здоровье», «Кто опрятен, тот приятен".
Цель: Закрепить культурно гигиенические навыки, воспитывать желание быть опрятными.
Разучивание потешки: «Водичка – водичка»
Цель: Учить детей следить за чистотой своих рук и мыть их при необходимости, учить подставлять руки под струю воды, делать круговые движения ладошками. Октябрь третья неделя
Д/и. «Подбери предметы личной гигиены»
Цель: учить детей находить предметы по просьбе воспитателя.
Практич. упр. : «Чисто моем руки и лицо.
Цель: Продолжать учить детей закатывать рукава, последовательно мыть руки, умываться.
Чтение стихотворения Н. Найденово «Наши полотенца» Ноябрь первая неделя
Д/и. «Умоем куклу».
Цель: перенести полученные навыки умывания в игровые действия; закрепить последовательность умывания.
Чтение стихотворения С. Капутикян «Хлюп – хлюп».
Рассматривание сюжетных картинок. Серия «Культурно-гигиенические навыки» Ноябрь вторая неделя
Д/и. «Кукла в гостях у детей».
Цель: учить детей называть столовые предметы, предметы личной гигиены. Активизировать речь детей. Закреплять умение общаться друг с другом.
Д/и. «Купаем куклу».
Цель: учить детей пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены.
Чтение потешки «В ручейке вода».
Цель: закрепление КГН, развитие памяти, речи.
Ноябрь третья неделя
Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая…».
Цель: учить понимать и делать выводы из прочитанных произведений.
Просматривание видео иллюстраций к стихотворению А. Барто «Девочка чумазая»
Декабрь первая неделя
Д/и. «Мишка пьет горячий чай»
Цель: учить правильно ставить посуду на стол, произносить слова обозначающие действия». (последовательность) Декабрь вторая неделя
Чтение стихов о культурно - гигиенических навыках. Ежедневно
Рассматривание картины: «Мы купаем куклу Таню». Цель: учить детей правильно называть предметы личной гигиены. Активизировать речь детей.
Чтение стихотворения С. Капутикян «Мама взяла мыло».
Декабрь третья неделя
Экспериментальная деятельность «Тонет – не тонет»
Д/и. «Помоги Танечке».
Цель: отрабатывать навык последовательности одевания на прогулку.
Сюжетно-ролевая игра «Стирка кукольного белья»
Январь вторая неделя
Ситуативная беседа: «Как правильно вести себя за столом» – ОБЖ. Ежедневно
Д/и. «Накормим куклу Машу».
Цель: закрепить полученные навыки поведения за столом.
Чтение стихотворения И. Храмова «Ложка -труженик простой». Январь третья неделя
Беседа с детьми: «Поможем кукле стать опрятной». Цель: закрепить культурно- гигиенические навыки, воспитывать желание быть опрятными.
Д/и «Сделаем кукле разные прически» Январь четвертая неделя
Д/и. «Накроем стол к чаю».
Цель: Закрепить название посуды и правила сервировки стола.
Чтение сказки: «Три медведя».
Цель: закрепить название посуды, правила поведения за столом. Февраль первая неделя
НОД Тема: «Кукла Катя простудилась».
Цель: формирование навыка пользования носовым платком. Приучать детей при чихании и кашле рот прикрывать носовым платком, если кто- нибудь находится рядом – отворачиваться.
НОД. Продуктивная деятельность. Аппликация «Платочки для белочки»
Сюжетно ролевая игра «Больница»
Цель: познакомить с профессией врача; учить брать на себя роль в соответствии с сюжетом игры. Февраль вторая неделя
Беседы: «Учись есть не спеша и аккуратно», «Не болтай за столом».
Цель: Закрепить умение правильно вести себя за столом, кушать самостоятельно, аккуратно, пользоваться салфеткой после еды.
Экспериментальная деятельность «Безцветная и разноцветная водичка».
Рисование: «Ладошки».
Цель: закрепление КГН, продолжать учить рисовать пальчиком, учить сравнивать. Февраль третья неделя
Д/и. «Расти, коса, до пояса»
Цель: учить пользоваться расчёской, как индивидуальным предметом. Развивать предпосылки к сюжетно ролевой игре.
Д/и «Сделаем кукле разные прически» Март первая неделя
Д/и. «Маша обедает» (Чтение стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»).
Цель: приобщать детей к элементарным нормам и правилам поведения за столом ; закрепить название и назначение предметов посуды; воспитывать навыки гостеприимства, учить красиво накрывать на стол. Март вторая неделя
Д/и. «Кукла Оля обедает».
Цель: закреплять представление об использовании предметов посуды; формировать обобщенное понятие посуда. Март третья неделя
НОД тема: «Оденем куклу Машу на прогулку».
Цель: учить последовательно надевать одежду на куклу; закреплять название одежды.
Чтение стихотворения Е. Благининой «Малышок – голышок».
НОД. Продуктивная деятельность. Рисование. «Платье для куклы Наташи» Март четвертая неделя
Ситуативная беседа «Почему опасно не мыть руки с мылом».
Цель: привитие аккуратности, КГН, развивать мышление, логику, учить делать выводы из прочитанного.
Просмотр мультфильма «Моем руки. Лучшие друзья».
НОД Продуктивная деятельность. Лепка
«Вылипим мыло для Хрюши» Апрель первая неделя
Ситуативная беседа "Как вести себя за столом" Цель: формирование столового этикета.
Чтение стихотворения Е. Благининой «Обедать»! Апрель вторая неделя
Чтение и разучивание потешки «Ладушки, ладушки…»
Цель: прививать стремление к ЗОЖ, развивать КГН, развитие памяти,речи.
НОД тема : «Водичка, водичка».
Цель: учить детей КГН, обогащать словарный запас, активизировать в речи детей слова, обозначающие действия. Апрель третья неделя
Практическое упражнение «Аккуратные зайчата».
Рассказывание стихотворения Г. Лагздынь «Аккуратные зайчата».
Цель: продолжать учить детей аккуратно мыть руки, насухо вытирать их, развивать речь и мышление.
Игра-ситуация: «Почему у кукол грязное полотенце?»
Цель: продолжать учить детей мыть тщательно руки, учить делать выводы из поставленных ситуаций. Апрель четвертая неделя
Д/и. «Приключение мыльного пузыря».
Цель: расширение кругозора детей (показать качества мыла, доставить радость детям от пускания мыльных пузырей.
Игры забавы с мыльными пузырями «Лови мыльные пузыри»
Дид. упр. : «Как мы моем ручки и вытираем их».
Цель: закрепление навыка мытья рук. Май первая неделя
Чтение К. Чуковского «Мойдодыр».
Разучивание строк из рассказа: «Надо, надо умываться…».
Цель: развитие памяти, мышление, учить делать выводы из прочитанного.
Просмотр мультфильма «Мойдодыр». Май вторая неделя
Развлечение «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое.»
Итоги проекта :
В процессе работы дети самостоятельно научились мыть руки, умываться, насухо вытирать руки личным полотенцем. Большинство детей научились держать ложку правильно, есть самостоятельно или при небольшой помощи взрослых. Также постепенно дети учатся самостоятельно пользоваться предметами личной гигиены – носовым платком, полотенцем, туалетом.
Дети постепенно усваивают порядок одевания и раздевания. Повысилась заинтересованность родителей в вопросах воспитания у детей культурно – гигиенических навыков.