Привалова Ирина
Проект «Природные зоны России» в средней группе
▼ Скачать
Проект "Природные зоны России"
Тип проекта : творческо-информационный
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители.
Актуальность:
Публикация «Проект „Природные зоны России“ в средней группе» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Природные зоны Земли
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как научить детей ценить мир и справедливость? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее?
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и развития, период совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Природа – богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Познания природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и в этом нам помогает наиболее эффективный метод – метод экологических проектов, который подразумевает совместную деятельность педагогов, детей и родителей.
Цель проекта : Развитие познавательной активности детей через совместный детско-родительский проект по знакомству с многообразием жизни на территории наш страны
Задачи проекта :
- Формирование представлений детей группы о природных зонах России (Арктика и тундра,степь, пустыня, смешанные леса, условий жизни их обитателей (животных, растений).
- Формирование элементарных представлений детей дошкольного возраста о многообразии народов, населяющих зоны, особенностях жизни людей в разных уголках страны.
- Развитие способностей детей дошкольного возраста анализировать особенности, видеть закономерности жизни в разных природных зонах.
- Приобщение родителей к реализации совместных детско-родительских проектов по поиску и сбору углубленных знаний по природным зонам как активных участников образовательного процесса.
- Развитие умения детей презентовать подготовленную информацию перед сверстниками и самому воспринимать новую информацию от сверстника.
- Обогащение предметно-развивающей среды группы, раскрывающей особенности разных природных зон и ее обитателей.
- Дать возможность детям осознать и применять способы сохранения экологической безопасности.
Основная идея проекта : Создание условий для формирования у детей и родителей основ экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к окружающей среде.
Ожидаемый результат:
При условии реализации проекта можно предположить следующие результаты:
- Повышение познавательной активности детей в группе через совместные детско-родительские мини проекты по знакомству с многообразием жизни в нашей стране.
- У детей будут сформированы представления в процессе собственной активности (через подбор иллюстраций, поиск познавательной и энциклопедической литературы) о природных зонах России, условиях жизни их обитателей. Обогатятся представления детей о том, что нашу страну и населяют люди разных рас, их жизнь в разных природных зонах отличается.
- Предметно-развивающая среда группы обогатится материалом, раскрывающим особенности жизни разных природных зон : дидактический стол с макетами природных зон нашей страны, карта России. картинки, игрушки, презентации, альбомы, фильмы и т. п.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие,
социально-коммуникативное, физическое развитие, речевое развитие.
Формы реализации проекта :
Деятельность педагога:
• беседы
• познавательные рассказы воспитателя
• интегрированные занятия
• чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки)
• использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.)
• презентации, просмотр видеофильмов, прослушивание музыкальных произведений
• викторины
• вернисажи
Деятельность детей:
• экспериментирование;
• речевые игры, описательные рассказы
• дидактические игры с предметными картинками
• подвижные игры
• художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд)
Взаимодействие с родителями воспитанников:
• консультации, рекомендации, памятки
• практические задания
• совместные мероприятия
• изготовление необходимого оборудования
Реализация проекта :
1 этап: подготовительный. Определение темы исследования; составление плана работы; выявление предварительных знаний детей по теме проекта; формулирование вопросов для исследований; подбор необходимого материала для разработки проекта : иллюстрации, рассказы, стихи, репродукции; разработка организованной образовательной деятельности; разучивание стихотворений.
2 этап: практический. Организация деятельности детей в рамках проекта.
Работа с детьми:
• Творческая деятельность детей;
• Создание рисунков и аппликаций, пластилинографий;
• Чтение стихотворений;
• Игровая деятельность;
• Оформление уголка природы в саду.
Работа с педагогами:
выступление на педсовете;
создание презентации
Работа с родителями:
Совместное творчество с детьми;
Консультации для родителей;
Оформление уголка природы в саду.
Изготовление макетов природных зон и карты России.
3 этап: заключительный.
Оформление вернисажа коллективного детского творчества;
• Игра-викторина;
• Просмотр презентации о проведении проекта с участием детей;
• Выступление на педсовете.
Итоги проведенной работы:
• По итогам работы было отмечено:
• Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
• Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы нашей земли
• Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта.
• Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
•
Заключение. В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. Мы использовали различные формы деятельности. В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческо-поисковой деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей развили воображение, мышление, восприятие, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Воспитали в детях желание трудиться, видя результаты своего труда в объектах природы. Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях.
Этапы работы над проектом "Природные зоны России"
Мероприятия
Октябрь
1. Беседа «Смешанные леса и их обитатели»
Цель: Обогащать естественнонаучные представления детей о природе России. о ее обитателях и растительном мире.
2. Рисование (коллективная работа) «Мы живём в лесу»
Цель: Продолжать учить рисовать нетрадиционными техниками (тычок жесткой полусухой кистью, пальчиковой живописью).
3. Познавательно-исследовательская деятельность «Зачем птицам перья»
Цель: Продолжать формировать знания о перелетных и зимующих птицах смешанных лесов.
4. Игра – викторина «Обитатели наших лесов»
Цель: Обобщить знания детей о животных, обитающих в смешанных лесах.
Ноябрь
1. Беседа «Степь»
Цель: Познакомить с обитателями степи, их образе и жизни и место положении природной зоны ее на карте.
2. Ручной труд «Милашки черепашки»
Цель: Знакомство с особенностями внешнего строения черепахи,воспитывать желание заботиться о животных.
3. Познавательно-исследовательская деятельность «Степь и ее жители»
Цель: способствовать формированию представлений детей о степи,развивать способность работать с макетами и картой.
4. Игра – путешествие «Степь широкая».
Цель: Закреплять у детей представления о степи. как природной зоне ее обитателях и растительном мире российской степи.
Декабрь
1 Беседа «Пустыня и ее обитатели»
Цель: Познакомить с самой жаркой природной зоной - пустыней, с климатическими условиями, животными и растениями пустыни России.
2. Пластилинография «Корабли пустыни»
Цель: Учить создавать образ «верблюженка» передавая в лепке его строение, характерные особенности, природу пустыни в соответствии с творческим замыслом.
3. Познавательно – исследовательская деятельность «Знакомство с пустыней»
Цель: Формировать представления о пустыне,учить строить модель пустыни, отражающую взаимосвязь растений и животных их условий обитания.
4. Игра – путешествие «Песочные превращения».
Цель: Развитие коммуникативных навыков и речи через познавательную деятельность. Закрепить и уточнить знания детей о пустыне и свойствах песка.
Январь
1. Беседа «Тундра»
Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий тундры,формировать представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания.
2. Лепка «Лемминги»
Цель: Учить детей использовать свои познания представления об особенностях внешнего вида лемминга,закреплять технику нетрадиционной аппликации.
3. Познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие по Тундре»
Цель: Продолжать знакомить детей с тундрой,развивать способность анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
4. Игра – викторина «В гостях у хозяйки Севера»
Цель: Уточнить и расширить имеющие представления детей о тундре,развивать познавательный интерес. Воспитывать чувство гордости за родную природу.
Февраль
1. Беседа «Арктика»
Цель: познакомить детей с такой климатической зоной как Арктика ее особенностями и животными, живущими в ней.
2. Рисование «Северное сияние»
Цель: познакомить детей с природным явлением северное сияние,познакомить с новой техникой рисования поролоновой губкой.
3. Познавательно – исследовательская деятельность. Игра –открытие «Путешествие в Арктику».
Цель:Расширять представления детей об образе жизни в условиях севера зимой
Развивать умение анализировать делать выводы, устанавливать связи.
4. Викторина «Там где всегда снега»
Цель : Обобщить и закрепить знания детей об Арктике. Воспитывать интерес к своей Родине.
Март
1. Беседа «Океан»
Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.
2. .Ручной труд «Северное сияние»
Цель:
3. Игра-викторина
Цель: Обобщение и закрепление представлений детей об обитателях природных зон России