галя никонова
Проект «Природа — наш общий дом!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Рыльковская начальная школа (дошкольная группа)
Тема проекта : «Природа – наш общий дом!»
Выполнила: воспитатель Никонова Г. В.
Участники: дети средней группы 4г.
Родители.
Библиотекарь: Максимова С. В.
д. Рыльково
2019г.
Актуальность:
"Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни»
Д. Радович
Публикация «Проект „Природа — наш общий дом!“» размещена в разделах
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы.
Природой можно любоваться, лечить душу, она заражает жаждой жизни, надо не только уметь видеть, но и чувствовать ее. Остановитесь, посмотрите вокруг, окунитесь в мир природы. Бурный рост численности населения, развитие техники оказывают пагубное воздействие на природный мир. В настоящее время один из основных вопросов человечества – охрана окружающей среды. Наша Земля больна – а ее болезнь – это следствие экологической безграмотности человека.
В наши дни необходимо, чтобы каждый понимал, что бережное отношение к природе, это первоочередная задача общества. Экологическое мышление должно стать нормой жизни каждого человека и сопровождать его всю жизнь, начиная с дома, детского сада, школы. Успех охраны растительного и животного мира во многом зависит от того, насколько мы, педагоги, сможем привить ребенку гуманные отношения к природе, научить нести ответственность за жизнь живого существа, проявлять сочувствие, сострадание и стремление оказать помощь.
Цель проекта :
Развитие экологической культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий.
Углубление экологических знаний детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.
Задачи проекта :
• формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам;
• расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;
• расширять представления детей о лесе и его обитателях;
• учить замечать птиц в ближайшем окружении, вызвать интерес к их поведению;
• познакомить детей с Красной книгой, животными и растениями занесенными в нее;
• развивать любознательность, коммуникативность, ценностное отношение к миру природы;
• формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы;
• учить детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности.
Новизна проекта :
Новизна проекта заключается в том, что он нацелен на работу как педагогов, детей и их родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности. Данный проект познавательно-исследовательский,творческий и заключается в использовании информационных компьютерных технологий, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, личностную включённость детей и родителей в событийную жизнь.
Я остановилась на проблеме экологического воспитания считаю, что оно обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей, способствует развитию наблюдательности и практического опыта по уходу за растениями и животными. Главной формой познавательной деятельности в экологическом воспитании является - наблюдение. Вопросы ребенка, его самостоятельные наблюдения, сообщения о своих наблюдениях - это, по сути, внешние проявления такой нравственности. И именно от поддержки воспитателя, взрослых зависит последующее развитие ребенка. Элементы нравственности, воодушевление, эмоциональное переживание воображаемой ситуации можно наблюдать, когда дети заняты изобразительной деятельностью рисование, лепка, игра и другое, содержанием которой являются впечатления о природе.
Продолжительность реализации проекта :
среднесрочный
Тип проекта : познавательно - исследовательский, творческий.
По содержанию: ребенок и охрана природы.
Участники проекта : дети – педагоги – родители.
По количеству участников: коллективный
Возраст детей – 4г.
Предварительная работа.
Поисковая работа по подбору иллюстраций, методической литературы, игр, сказок, рассказов, стихотворений. Рассматривание репродукций.
Проектные мероприятия и механизм их реализации:
Взаимодействие с родителями
Консультация «Учить детей любить природу»
Анкетирование родителей по теме: «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»
- Памятка «Природа и дети».
Совместное творчество детей и родителей.
- Изготовление рисунков на тему: «Животные и растения из Красной книги»
Продукт проектной деятельности
Изготовление альбома на тему: «Животные из Красной книги»
Познавательное развитие
Наблюдение:
Наблюдения за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна, за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый, сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби, за прохожими (как одеты, за деревьями, за трудом дворника. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы; иней, снег, гололед, метель.
Труд в природе :
• Подкормка птиц.
• Уборка мусора.
Экспериментальная деятельность:
• Сравнение веточек сосны и ели.
• Как снег становится водой
Посещение библиотеки:
Знакомство с «Красной книгой Нижегородской области»
с «Красной книгой Сосновского района»
с «Красной книгой России»
Рассматривание книг «О растениях и животных»
ООД
«Значение воды в жизни всего живого»
Цель: путем эксперимента закрепить ранее полученные знания о воде и раскрыть новые представления детей о ее состояниях.
Социально-коммуникативное развитие.
Беседы: «Что такое природа», «Зимний лес и его обитатели», «Звери и птицы зимой», «Правила поведения в природе», «Домашние животные зимой».
Дидактические игры:
«Мир животных»
«Круглый год»
«Про растения»
«Кто, где живет?»
«Чей домик?»
«Воздух, земля, вода»
«Что? Откуда? Почему?»
«В лесу»
Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Птичий двор»
Речевое развитие
Рассматривание сюжетных картин: «Зимний лес», «В зимнем парке».
Чтение сказок, рассказов, стихотворений:
«Лисичка-сестричка и серый волк»,
«Зимовье зверей», «Зимняя сказка»,
Е. Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата»
Успенский «Птицы»
А. Яшина «Покормите птиц зимой».
В. Степанов «Животные наших лесов».
Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу».
В. Бианки «Лесной хор».
Загадывание загадок:
• О природе.
• О диких животных.
• О птицах.
• О домашних животных.
• О деревьях и растениях
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование: «Берегите животных», «Берегите природу».
Аппликация/ Конструирование: «Дикие животные», «Домашние животные», «Кормушки для птиц».
Лепка: «Животные леса», «Птицы»
Физическое развитие
Подвижные игры
• «Лиса и зайцы».
• «Пустое место»
• «Узнай по голосу»
Игры на развитие координации слова с движением:
• «На водопой»;
• «Зайка».
• «Дикие животные»
• «Снежинки кружатся»
• «В путь»
• «По снежному лабиринту».
• «Береза»
Пальчиковые игры:
• «Птички»;
• «Медведь в берлоге»;
• «Зима».
• «Зайка».
• «Сорока».
• «Снежок»
• «Падал снег на порог»
• «Березка»
Игры на развитие дыхания:
• «Чей листок раньше улетит?»
• «Чья снежинка улетит дальше?».
Перспективы дальнейшего развития проекта :
Данный проект будет иметь дальнейшее развитие, которое будет заключаться в том, чтобы научить детей и их родителей бережному отношению к окружающему миру. Привлекать родителей как можно больше к участию в проектной деятельности. Экологическое просвещение родителей дает большой плюс в экологическом воспитание детей детского сада.
Дополнение системы дидактическим материалом, художественной литературой.
Дальнейшая непрерывная систематическая работа.
Использование проектных технологий по экологическому воспитанию.
Возможности его распространения и применения:
Материал можно использовать во время НОД
Предоставить материал на классные часы в начальной школе
Предоставить материал для юных читателей библиотеки
Возможность использования проекта воспитателями других д/с
Итоги реализации проекта :
-Дети хорошо ориентируются в мире растений, животных и птиц;
-Дети участвуют в решении задач экологического значения в разных ситуациях;
-Сформированы первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения детей на природе;
- Дети узнали много интересного о жизни растений и животных через знакомство с «Красной книгой»,литературой посещая библиотеку ;
- Созданы необходимые условия для организации трудовой деятельности детей в рамках реализации экологического проекта;
- У родителей повысился уровень экологического сознания, умение использовать компьютерные технологии,сформировались знания и умения целостного подхода к оздоровлению и воспитанию детей средствами природы.
Литература:
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. К. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.
Основная образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Рыльковская начальная школа (дошкольная группа)
Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.
Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. : ВАКО, 2005.
«Красная книга Нижегородской области»
«Красная книга Сосновского района»
Статьи из журналов
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
Горбунова Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
Интернет ресурсы.