Наталия Геннадьевна
Проект «Природа лечит» для детей старшего дошкольного возраста
Для детей старшего дошкольного возраста.
Идея проекта : интеграция совместной и самостоятельной деятельности детей в процессе освоения задач образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно–эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы.
Задачи:
• обобщение знаний детей о лекарственных растениях
Публикация «Проект „Природа лечит“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2020
• знакомство с правилами сбора и сушки лекарственных растений, их хранение и применения
• развитие познавательного интереса к лекарственным растениям, творческого воображения
• привитие навыков коллективного взаимодействия и индивидуальной деятельности
Организационный этап
Подготовка материалов:
• подбор наглядных и дидактических материалов: набор открыток «Зеленая аптека», фотографии, иллюстрации с изображением лекарственных растений, высушенные растения и их плоды, отвары трав
• подбор литературы и предварительное чтение: А. Стрижева «Огород на опушке», А. Онегова «Тропинка полевая», Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет», Н. Павлова «Загадки цветов» и др., заучивание загадок и стихов о растениях
• дидактические игры: «Вершки-корешки», «Узнай растение», «Определи по запаху», экскурсия, наблюдения,
беседы «Зеленая аптека», «Друг или враг», занятие «Природа лечит», рисование
• подготовка материалов для творческой деятельности: альбомные листы, карандаши, фломастеры, гуашь
Продуктивный этап
Организационный момент: звучит спокойная, плавная музыка, означающая момент сбора детей в «круг друзей». Дети садятся на стульчики.
Введение в проблему:
- Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что самое ценное может быть у человека, без чего дети не играют, бывают вялыми и невеселыми?
- Дети: Здоровье.
- Воспитатель: Правильно это здоровье! А если вдруг мы все-таки заболели мы должны скорее?
- Дети: Выздороветь.
- Воспитатель: Что для этого нужно?
- Дети: Лечиться.
- Воспитатель: Вот вы заболели и ваши родители идут куда?
- Дети: В аптеку.
- Воспитатель: Что продают в аптеках?
- Дети: Лекарства.
- Воспитатель: Есть такое выражение «Аптека под ногами». Как вы понимаете это выражение? О чем идет речь?
- Дети: О травах.
- Воспитатель: Правильно. Как их называют еще?
- Дети: Лекарственные растения.
- Воспитатель: А где же они растут?
- Дети: В лесу.
- Воспитатель: Да, ребята, наш лес - это зеленая аптека. Многие растения лечат лесных зверей и людей. Звери знают лечебные травки и сами находят их. Помогают лечебные травки и людям. Сейчас мы и отправимся в лес за лекарственными травами, нашими помощниками. (Дети встают со стульев, переходят на ковер, на котором разложены карточки с изображением лекарственных растений. Садятся вокруг них. Звучат голоса птиц.)
- Воспитатель: Ну вот мы с вами в лесу. Давайте искать полезные, лечебные травы. Загадываю детям загадки.
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива
А как зовут ее? (Крапива)
- Воспитатель: Правильно (показываю картинку и даю понюхать сухую траву) А что вы знаете о крапиве?
- Дети: Листья крапивы содержат много витаминов. Весной их собирают и готовят из них зеленые щи, а еще это кровоостанавливающее средство.
- Воспитатель: Еще слушайте загадку.
Вдоль дорожек его встретишь
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно
Кто нас излечит? (Подорожник)
- Воспитатель: Что вы знаете о подорожнике?
- Дети: Это растение растет вдоль дорог, и его никто не замечает. Но он может остановить кровь и убить микробы.
- Воспитатель: Пойдем дальше по лесу.
Стоят в поле сестрички
Желтый глазок, белые реснички
(Ромашка)
- Воспитатель: Что вы знаете об этом растении?
- Дети: Ромашка это отличная противовоспалительное средство. Есть такое заболевание – ангина. Отваром ромашки прополощите горло и все пройдет.
Идем дальше.
В жвачке, в пасте и конфетах
Вы найдете травку эту
Холодит приятно рот
Запах чаю придает (Мята)
- Воспитатель: Растет мята на лугах. Из ее листьев готовят витаминный чай, отвары, настойки. Они укрепляют здоровье. Маслом мяты лечат насморк. Она освежает дыхание.
Следующая загадка.
Если стебель отломить,
Руки трудно уж отмыть.
Желтый сок в листочках,
В маленьких цветочках.
Тот сок для добрых, чистых дел
А что за травка? (Чистотел)
- Воспитатель: Послушайте как звучит ее название – чисто - тел. Чистое тело. Помажете и сразу болячка пройдет. А еще чистотелом сводят бородавки.
И еще одна трава. Послушайте загадку.
Каждый лист разбит на дольки
Подсчитай-ка долек сколько?
8, 10, 20 ,30
Тут легко со счета сбиться.
У кого желанье есть дольки снова перечесть? (Тысячелистник)
- Воспитатель: А почему его так назвали?
- Дети: Потому что его листья как будто разрезаны на дольки. Тысячелистник снимет любые воспаления, а еще поможет желудку.
Формулирование проблемы
- Воспитатель: Дети, а у нас проблема. Пока мы с вами были в лесу наши любимые куклы: Лена, Маша, Даша и Таня заболели. Что нужно сделать чтобы они поправились?
- Дети: Нужно подобрать травы для лечения того или иного заболевания.
Разработка плана действий
Дети отвечают, идет свободное обсуждение различных вариантов:
можно сделать гербарий лекарственных растений;
можно сделать фотоальбом лекарственных растений;
можно нарисовать лекарственные растения;
можно нарисовать лекарственные растения с помощью трафарета и т. д.
Поэтапное решение проблемы
Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас материалы для творчества и предлагаю вам нарисовать лекарственные растения, которые помогут куклам для лечения того или иного заболевания. После этого объяснить свой выбор.
Презентативный этап
Звучит спокойная, плавная музыка, означающая момент сбора детей в «круг друзей».
Воспитатель: Дети, давайте поделимся друг с другом, чем мы сегодня занимались?
Дети рассказывают о своей деятельности и демонстрируют свои рисунки.
В завершении проекта совместными усилиями организовать выставку рисунков «Наши зеленые помощники»
Литература:
1. Вострухина Т. В., Кондрыкинская Л. А. «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет», ООО «ТЦ Сфера», 2011 г.
2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию», Москва, «Вако», 2011г.
3. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. «Экологические проекты в детском саду», издательство «Учитель», 2009 г.