Папки-передвижки

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Педагогика естественного развития (из опыта работы)

Ольга Леонова
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Педагогика естественного развития (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

ДОКЛАД (в сокращении) на «Лесенку успеха»

Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

«»

Подготовила воспитатель: Леонова Ольга Николаевна

Введение

Наш детский сад работает не первый год по программе «Народная культура». В основу данной программы заложена программа О. Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Публикация «Приобщение детей к истокам русской народной культуры, Педагогика естественного развития (из опыта работы)» размещена в разделах

Обратиться к этой тематике нас (заставила) жизненная ситуация: создалась необходимость вернуться в тысячелетние корни народной культуры нашего русского народа. Для того чтобы помочь ребенку войти в мир взрослых полноценным, достойным, духовно-развитым человеком, нужно обратиться к истоками наших предков, таким образом чтобы ребенок ощутил связь с народной культурой.

Детям нужно донести до создания, что они являются носителями русской культуры, воспитать в национальных традициях.

Актуальность

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.

Новизна опыта

Заключается в том, чтобы:

- формировать национальное самосознание

- развитие творческих способностей

- формирование у детей представлений о многообразии народных культур

- создание предметно-развивающей среды

- формирование художественных потребностей, эстетического вкуса

Приобщение детей к традиционной народной культуре в нашем

детском саду происходит посредством:

- родительское собрание, мастер классы, гостиные, круглый стол

- НОД, наблюдение, игры, кружковая работа

- консультации для педагогов, родителей

- праздники, досуги и развлечение

- посещение музеев, творческих выставок

Формы

Большое значение в организации работы по ознакомлению с традиционной народной культурой является и работа с педагогами. Используем такие формы работы, как:

- информационно-коммуникационные технологии

- методические объединения, педсоветы

- практические семинары

- тематические выставки

- консультации

- изучение передового опыта

Диагностика позволила определить наиболее важные направления в работе по созданию условий для ознакомления и приобщения детей к традиционной народной культуре.

Методы проведения диагностики детей

- наблюдение за детьми;

- индивидуальные беседы;

- тематические занятия, беседы, занятия-путешествия, занятия-викторины;

- игровые тестовые задания, дидактические игры;

- вопросы поискового характера;

- игровая деятельность (подвижные игры, игры-забавы, игры нашего двора и т. д.);

- рассматривание иллюстраций, фотографий, картин народных праздников;

- чтения художественных произведений (сказки, потешки, загадки, заклички и др.);

Также ведется активное сотрудничество с родителями, используем различные формы работы :

- беседы с родителями

- анкетирование

- круглый стол

- мастер-класс

- родительские собрания

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, много для себя открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

С уверенностью можно сказать, что большинство детей, к сожалению, очень поверхностно знакомы например с народной культурой. Эта тема очень актуальна на сегодняшний день.

И ответить на эти и подробные вопросы – значит восстановить связь времен. Вернуть утраченные ценности.

Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Результаты формирования духовности, нравственности, целомудрия укореняются в ребенке при реализации комплексного подхода к воспитанию через педагогику естественного развития.

ПЕДАГОГИКА ЕСТЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Духовное, нравственное и физическое развитие человека в традиционной народной культуре определяется «Тремя китами» :

1. Свобода выбора.

2. Вера в себя.

3. Самостоятельность.

Свобода выбора формирует в человеке веру в себя, самоуважение, дает возможность идти своим путем, делая открытия, ошибаясь и, извлекая уроки из ошибок, полагаясь на собственные силы, то есть, естественно развиваясь. Только человек, свободный в выборе, может обрести веру в себя, а, поверив в себя, стать по настоящему самостоятельным. В триединстве эти условия формируют цели и задачи саморазвития.

Цель: естественное, свободное развитие человека – творца, исследователя, духовно, интеллектуально и физически развитого и здорового.

Задачи: создание оптимальных условий для естественного, свободного развития человека :

1. Обеспечение триединой основы формирования качеств воспитанников, которые они могут сформировать в себе только сами.

2. Ориентация на полезность и ценность предлагаемых знаний и умений для практики жизни, обращение внимания воспитанника на возможности всех сфер, где ему предстоит проявляться: Человек, его внутренний и внешний мир: семья, социум, природа, мир.

3. Подведение воспитанника к осознанию целей и задач, направленных на конечный результат: построение качественных отношений во всех сферах Бытия – есть формирование качественной (счастливой жизни в настоящем и будущем).

Основой педагогики естественного развития является метод сопричастности.

В практике педагогической деятельности это выглядит следующим образом: педагог называет тему детям, предлагает подумать и сказать, что они уже знают об изучаемом явлении, событии… Если это связано с природным миром, лучше сделать в её окружении, «живьём».

После того, как дети раскроют свой образ, своё видение изучаемого явления, воспитатель суммирует, систематизирует все высказывания детей, как бы расширяя образ каждого.

Если дети нецелостно видят изучаемое явление, воспитатель не дополняет детей, потому что тогда пропадает «момент истины» - собственного рассуждения, собственного открытия, творческого момента «Я понял!».

В этом случае воспитатель наводящими вопросами обращает внимание детей на не видимые стороны изучаемого явления, побуждая их к мысли, к анализу и – собственному открытию мира.

Таким образом, педагог не привносит свой образ, а работает с образом каждого ребенка, раскрывая его своим видением и создавая условия для его развития.

Метод непосредственного проживания

Метод непосредственного проживания в какой-либо социо культурной ситуации основан на психологии человека, он ставит целью формирование внутреннего мира растущего человека, основанном на его осознании, понимании, сопоставлении и следуемых тем со своими внутренними, нравственными установками. Он основан на обращении человека, ребенка, к самому себе, к своему опыту жизни, что позволяет человеку выделить себя из окружающего мира как значимую, ответственную единицу, живое необходимое миру живое существо чей опыт оказывается, интересен и нужен людям.

Этот метод признан помочь человеку понять себя, окружающих людей, мир естественной природы и мир искусственный, созданным им самим, определиться в этом мире.

Алгоритм проведения НОД

1. Чем интересен этот календарный день в текущем цикле жизни?

2. Введение. Подготовка к восприятию (слово, иллюстрации, песня, стихотворение, беседа).

3. Непосредственное проживание в какой-либо ситуации.

4. Выход из ситуации непосредственного проживания.

5. Рефлексия.

6. Итог нашей деятельности.

7. Домашнее задание.

Метод последовательности

Ребенок получает в начале опыт собственной жизни, затем идет освоение предшествующего поколения, проходит путь развития человеческой культуры, осмысление опыта этого развития. Естественное развитие в совместной жизни всех поколений, т. е. передача опыта идет постепенно, с нагрузкой для ребенка от его рождения до взросления.

Воспитательно-образовательные цели:

1. Заложить основы воспитания здорового, разумного, доброго, душевного, духовного человека, способного видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир, природу, людей, мотивированного на познание и творческое развитие.

2. Дать воспитанникам первоначальное, наиболее полное представление об окружающем мире и социуме, разъяснить непреложные законы Добра, Любви и духовно-нравственные ценности нашего мира, показать в нем человека как ответственного, самостоятельного индивидуума, влияющего на жизнь общества.

3. Способствовать формированию и накапливания устойчивых знаний, умений и навыков, необходимых в практике жизни, для адаптации в любых социальных условиях.

Знакомство детей только с устным народным творчеством без погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться культурой своего народа. Поэтому мы создали небольшой уголок русской избы с утварью и атрибутами. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта.

В непосредственно-образовательной деятельности и в повседневной жизни мы широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, поговорки, хороводы и т. д.).

Театральный кружок «Капитошки» в преемственности со школой исскуств доносит сведения о русских народных танцах через участие детей в танцевальных постановках.

Приучая ухо ребенка к интонационному строю родной речи, знакомим с колыбельными песнями.

Малыши не только слушают песенки, но и сами поют куклам песни. … и с русскими народными инструментами – гармонью и балалайкой.

Проводим непосредственно-образовательную

деятельность по ознакомлению с народной утварью

Много разных интересных игр на тему старины могут придумать дети, и особенно интересно им самим обыграть предметы быта, которые были у наших предков.

Игры с такими нетрадиционными атрибутами, дают не только знания и умения, но и помогают создавать атмосферу доброжелательности, уважения к прошлому нашего народа.

Приобщая детей к народной культуре, мы знакомим детей и с русскими народными играми, знакомим детей с русским народным костюмом, имеется картотека загадок, пословиц, поговорок, подборка соответствующей литературы.

Знакомим детей с традиционными и обрядовыми праздниками

Народные праздники – неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма.

Знакомство с ними обогащает детскую душу.

Учим мальчиков пользоваться инструментами: молотком, пилой, клещами, напильником.

Воспитываем у детей в процессе работы по дереву : настойчивость, целеустремленность в достижении поставленной цели.

Воспитываем желание трудиться, так как их труд имеет конечный результат.

Дети умеют правильно отметить нужные размеры деталей, пользуясь линейкой, умеют замечать места распилов.

Наша цель состоит в том, чтобы ребенок получил удовольствие от труда, и тогда у него формируется стойкий положительный результат.

«Трудовое воспитание – это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно… нет, и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всех его сложностях и многогранности человека нельзя воспитать». В. А. Сухомлинский

Приоритет духовного пронизывает и народный календарь, служащий канвой годового цикла жизни.

• Почти каждый день народного календаря чем-то значим.

• Дети знакомятся с сезонными явлениями, различают времена года, учатся их характеризовать, находить особенности.

В группе находятся календарь природы, где отражен мир животных, растений, художественное слово о временах года, малый народный фольклор.

Дети учатся узнавать животных не только по картинкам, но с учетом места жительства, их можно видеть в природе и в домашних условиях.

Приоритетом в воспитательной работе нашего детского сада является приобщение дошкольников к культуре русского народа для духовного и интеллектуального развития личности на твердых убеждениях Добра и Любви.

Веселое гулянье, народ великодушный,

Во всем велик: трудиться, так трудиться.

Плясать и петь так вдоволь, до упада…

А. Н. Островский

Праздники являются вершиной, венцом всех трудовых дел в Годовом народном календаре.

Праздники помогают близко подойти к традициям народа, дают возможность окунуться в народный язык, в атмосферу художественного творчества, в этический и духовный мир народа.

Праздничная культура опирается на сложившиеся обычаи и обряды, приуроченных к какому-либо празднику.

Каждое празднество состояло из нескольких частей, действий, присущих только данному случаю.

Знакомим детей с русской национальной игрушкой – матрешкой. С глиняной народной игрушкой, вышивкой, ко Дню матери делаем куколки-крутанки.

Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственного и эмоционального развития такая непосредственно-образовательная деятельность, досуги, развлечения способствуют и социальному развитию детей.

Результатами проведенной работы являются :

• использование детьми в активной речи потешек, считалок;

• умение играть в русские народные подвижные игры;

• знание сказок и сказочных героев, узнавать их в изобразительном искусстве;

• осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках;

• знание истории русского народного костюма;

• использование атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности;

• бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества;

• знание народных промыслов.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Календарно-тематический план «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в средней группе Сентябрь Тема занятия «Во саду ли, в огороде». Содержание - Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах.

Конспект занятия «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»Конспект занятия «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок» Цель: создание комфортных условий для развития речевой активности детей путем приобщения к русской сказке и использования в речевом развитии.

Опыт работы воспитателя «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры» Опыт работы воспитателя МБДОУ Малявиной Ирины Юрьевны На тему: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры» Содержание: 1. Раздел.

Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры в средней группе ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ • Расширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно – прикладного искусства. Формировать.

Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе СЕНТЯБРЬ Занятие № 1 Тема: «Отгадай загадку и нарисуй отгадку» Цель: Расширять знание детей о разнообразии произведений фольклора. Развивать.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Муниципвльное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 общеразвивающего вида» Презентация к проекту Тема: Приобщение.

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Я работаю с детьми по теме "Приобщение к истокам русской народной культуры". В мире компьютерных технологий я считаю свое направление в.

Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» «Сударушка» ПРОЕКТ «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» «Сударушка» Воспитатели: Алгунова Л. М. Зайцева В. В. Тип проекта:.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №25 «СВЕТЛЯЧОК» МАТЕРИАЛЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема : «Приобщение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Педагогика естественного развития (из опыта работы)
Опубликовано: 2 февраля 2017 в 14:09
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Педагогика естественного развития (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Леонова (УИ 256056) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД