Ольга Шаглеева
Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к национальным и культурным традициям коми»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Приобщение детей дошкольного возраста к национальным и культурным традициям коми народа как средство воспитания патриотизма
Ольга Шаглеева
Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к национальным и культурным традициям коми народа как средство воспитания патриотизма»
Вид проекта : познавательно – игровой
Участники проекта : дети, родители и воспитатели старшей группы МАДОУ «Детскикй сад №4» с. Объячево
Продолжительность: краткосрочный (с 21.03.2016г. по 25.03.2016г.)
Публикация «Проект „Приобщение детей дошкольного возраста к национальным и культурным традициям коми“» размещена в разделах
«Любовь к родном краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д. С. Лихачев.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Она проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества у него разовьются, зависит прежде всего от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какие впечатления обогатят. Поэтому большую работу по ознакомлению детей с языком, культурой, историей и традициями Коми народа необходимо вести уже в дошкольном возрасте.
ЦЕЛЬ: Воспитывать уважение, любовь, бережное отношение к родному краю, через ознакомление детей с национальными и культурными традициями.
ЗАДАЧИ:
1) Закреплять знания детей о коми крае (история, символика, достопримечательности, улицы, площади, его народном искусстве. Формировать представления о жизни и быте Коми народа в прошлом и настоящем,
2) Расширять представления детей о прикладном искусстве народа Коми, учить видеть его красоту, неповторимость, понимать прикладной характер предметов (узорное вязание, ткачество, резьба по дереву и бересте, изготовление деревянной посуды,
3) Стремиться отражать в разнообразной деятельности (игре, изобразительном и ручном труде) знания о республике и её людях,
4) Прививать любовь к национальным художественным и музыкальным произведениям.
5)Воспитывать высокие патриотические чувства любви к родному краю
Этапы реализации проекта :
• Подготовительный
• Основной
• Заключительный
Ожидаемые результаты: Дети должны знать, как называется наша республика, район, село; чем знаменит; историю жизни коми народа; у детей должно сформироваться чувство гордости за свой город, край.
Проект включает в себя такие образовательные области как: физическая культура, здоровье, безопасность, социализацию, труд, коммуникацию, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыку.
1 этап – подготовительный.
1. Постановка цели и задач.
2. Определение методов исследования.
3. Подбор наглядно-иллюстративного материала.
4. Подбор материала для продуктивной деятельности.
2 этап – основной.
Проведение комплекса мероприятий по теме: «Наш Коми край», включает в себя:
1. Работа с детьми.
2. Работа с родителями.
Содержание
1. Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о Республике Коми.
2. Беседы «Наш Коми край», «Мое родное село».
3. Чтение коми пословиц и поговорок.
4. Чтение коми сказок
5. Дидактические игры: «Лото – коми орнамент»; «Собери целое»; «Подбери пару».
6. Подвижные игры коми народа
7. Непосредственно образовательная деятельность:
Познавательное «Наш Коми край».
Аппликации «Украшение рукавички элементами коми орнамента»
Рисование «Составление коми орнамента на носке» Лепка «Посуда из глины» Физическая культура «Игры-эстафеты»
8. Оформление альбомов: «Коми национальная одежда»; «Животный и растительный мир Республики Коми»; «Коми национальные музыкальные инструменты»
9. Изготовление музыкально дидактических игр коми «Разрезные картинки»; «Лото»
10. Экскурсия в краеведческий музей
11. Подбор раскрасок «Герои Коми сказок», «Национальный костюм».
12. Просмотр презентаций: «Коми народные игрушки»; «Коми национальная одежда»; «Посуда из дерева и бересты».
Работа с родителями:
1. Консультация «Воспитание любви к Родине».
2. Наглядная информация: «Приобщение детей к народным традициям»; «Особенности Коми сказок»; «Коми - народ Севера. Традиции, культура, обычаи».
3. Изготовление родителями вместе с детьми творческих работ: «Украсим варежки и шапочку красивыми узорами»; «Герои коми сказок». 4. Привлечение родителей для сбора материала в мини музей.
3 этап – заключительный.
Просмотр сценок на Коми языке с приглашением гостей
Деятельность по реализации проекта :
1 день – понедельник
«Наш Коми край»
Цель: ознакомление детейс коми краем и его народным искусством
Приветствие взрослых и детей в группе на коми языке
Настольные игры:
«Найди пару»
Цель: Учить детей находить пару с одинаковым коми орнаментом
«Домино»
Цель: Вовлекать детей в коллективную игру; закреплять названия коми орнаментов
Подвижная игра «Воробей»
Цель: Закреплять с детьми правила игры, ее текст.
ОО «Коммуникация»
Рассказ воспитателя на тему «Мое родное село»
Цель: обогащать представления детей о селе, его истории. Формировать представления о районе, Республике Коми.
2 – день вторник
«Коми народные игры и игрушки»
ОО «Физическая культура» - игры – эстафеты
Цель: 1. Развитие физических качеств: ловкости, быстроты реакции;
2. Развитие волевых качеств: упорства, стремления выполнить задание точно и быстро;
3. Воспитание «здорового» духа соперничества;
4. Воспитание умения сдерживать свои отрицательные эмоции.
Презентация «Коми народные игрушки»
Цель: обобщить знания детей о коми народных играх и игрушках, вызвать чувства радости, удовольствия, наслаждения от приобщения к его культурному наследию.
Шырон-пельосон / Мышь и угол / - мышка, мышка, дай мне угол, мышка, мышка, дай мне угол
Ичотик пышкай / Маленький воробей / - У маленького воробышка животик болит. Где ты был, где летал, маленький воробышек? У маленького воробышка головка болит. Где ты был, где летал, маленький воробышек?.
Пышкай / Воробей / - Прилетел к нам воробей и запел как соловей. – Эй ты, птичка не зевай, кто мяукнет, угадай.
Ошкысь / В медведя / - Медведушка – бабушка, медведушка – бабушка, твою чернику собираем, твою бруснику выбираем, хорошие ягоды себе берем, плохие ягоды выбрасываем…
3 – день среда
«Коми быт»
Цель: расширить представления о предметах национального быта : мебели (люлька, сундук, диван, орудиях труда (прялка, коромысло, силки, ошейник барана, одежде (малица, рукавицы, обуви (меховые бурки, пимы, тапочки-чуни).
Презентация «Коми национальная одежда», «Посуда из дерева и бересты»
ОО «Художественное творчество»/рисование/лепка/ аппликация/
Цель: - учить сотавлятьузоры по мотивам коми орнамента (геометрический орнамент, на разных материалах (бумага, ткань, дерево). Составлять узоры на разнообразных формах.
- учить лепить по представлению и с натуры знакомые предметы, передавая форму, пропорции, строение, характерные детали.
- учить использовать различные материалыи их сочетания (береста, ткань, мех, замша, и др.)
- воспитывать интерес и желание составлять узоры по мотивам коми орнамента, народно-прикладного искусства.
4 день – четверг
«Народные промыслы»
Экскурсия в краеведческий музей
Цель: приобщить детей к национальной культуре. Закрепить знания детей о флоре и фауне родного края. Воспитывать любовь к природе. Воспитывать гордость за сохранение и приумножение национального достояния.
5 день – пятница
Приглашение гостей из Читаевской специальной-коррекционной школы интернат
Показ сценок на коми языке
В вечернее время:
1. Чтение коми народной литературы : Пера – богатырь», «Медвежьи няньки», «Как Пера – богатырь на войну ходил», «Лесной человек Яг – морт», «Про бедняка Момэта и богатого барина», «Царская милость», «Несговорчивый Петра», «Ёма и две сестры».
2. Слушание коми народные песни : «Руй-Руй», «Вотысьой да вотысьой», «Мича нывъяс», «Коми му», и др.
3. Дидактические игры: «Найди орнамент», «Чего не хватает?» и др
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
В нашем детском саду проводится целый ряд мероприятий, направленных на изучение и приобщение детей к Коми языку, культуре, историческому прошлому и внедрение национальных ценностей в условиях современности.
К таким мероприятиям прежде всего можно отнести занятия «Коми- кыв, чужан -кыв», организованные педагогом Нестеровой Татьяной Дмитриевной. Совместная образовательная работа с детьми включает рассказ педагога, общение с детьми на Коми языке, демонстрацию предмета, показ репродукций, фотографий, использование дидактического материала, разучивание стихов, песен, игр на Коми языке.
Педагоги всех возрастных групп знакомят детей с декоративно - прикладным творчеством в непосредственно организованной деятельности с учетом возрастных особенностей. Художественное творчество: конструирование, ручной труд, рисование, лепка – являются неотъемлемой частью нашей работы.
В ДОУ собрана небольшая (пока) коллекция национальных народных музыкальных и шумовых инструментов, которые используются на музыкальных занятиях, праздничных мероприятиях и на занятиях познавательного цикла.
Полученные впечатления от праздников, занятий дети отображают в разнообразной деятельности: изобразительной, конструктивной, театрализованной, игровой, трудовой, речевой.
Вся работа проводится при тесном сотрудничестве всех педагогов образовательного учреждения, родителей, музыкального руководителя. Ведется активное сотрудничество с детской библиотекой, с краеведческим музеем.
Мы не собираемся останавливаться на достигнутом. В дальнейшем мы планируем: 1) создать мини музей и экспонатами, мобилизуя творческий потенциал всех сотрудников ДОУ и родителей воспитанников; 2) продолжать работу по изучению с детьми Коми родного языка, традиций и обычаев народа.
Чувство любви к Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют порой огромную роль в становлении личности.