Галина Парникова
Консультация «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства»
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю вашему вниманию опыт работы нашего ДОУ по теме «Взаимодействие участников образовательных отношений в приобщении детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» (выступление на областном фестивале педагогических идей).
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства – так звучит один из основных принципов дошкольного образования в федеральном государственном образовательном стандарте.
Публикация «Консультация „Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
А одна из задач, на решение которой направлен Стандарт, сформулирована как «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Соответственно, важной составляющей дошкольного образования является сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе. И эта составляющая в примерной основной образовательной программе дошкольного образования отмечена как миссия дошкольного образования.
В связи с этим актуальной задачей является развитие ребенка дошкольного возраста, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности.
Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует обновления не только содержания дошкольного образования, но и способов взаимодействия между детьми и взрослыми – участниками образовательных отношений.
Это одно из важных направлений работы ДОУ. Наш детский сад решает многие задачи этого направления, используя разнообразные формы:
• Второй год с вновь сформированными группами раннего и младшего дошкольного возраста реализуем проект «Росинка, ждет тебя, малыш!». Одной из форм презентации проекта – было проведение совместных мероприятий с детьми и родителями «Ай, да малыши – чудо, как хороши!».
• Впервые в прошлом году мы провели неделю педагогического мастерства «Диалог с семьей», которая была представлена совместными мероприятиями с родителями (мастер-классы, семинары-практикумы, игровые практикумы, деловые игры и др.). Родителями была дана высокая оценка этим мероприятиям. И опять прозвучало их пожелание о проведении такой недели ежегодно.
• Разные возможности для привлечения родителей предоставляет проектная деятельность. И педагоги ДОУ в рамках комплексно-тематических недель реализуют с детьми и их родителями проекты, направленные на возрождение и укрепление семейных традиций : «Моя семья», «Мой дом родной», «Моя мамочка самая-самая…», «Самый лучший папа – мой!», «Герб семьи», «Родословная моей семьи», «Семья за здоровый образ жизни», «Люблю тебя, мой край родной», «Милый сердцу уголок» и многие другие.
• Систематически организуем выставки творчества родителей, совместного детско-родительского творчества, конкурсы для родителей, фотовыставки и др. :
Фотовыставки «Семья – мое счастье», «Осенние краски родного края», «Природа родного края», «Моя Ордынка», «Школа – будущее детей и прошлое родителей», «Дошкольные работники в дошкольном детстве»;
Выставки творческих работ «Золотые руки наших мам», «Дружба народов», «Защитникам Отечества посвящается…»;
Выставки детских работ «Самая красивая мамочка – моя!», «Защитникам Отечества посвящается…», «Берегите лес!»;
Конкурсы «Новогодняя игрушка», «Чудо валенки!», «Поздравь ветерана» и др.
• Ни один праздник в детском саду не проходит без участия родителей. Воспитатели и музыкальные руководители давно отказались от сценариев, в которых родители являются зрителями. На каждом празднике, развлечении, театрализованном представлении родные детей – активные участники. Такие совместные мероприятия проходят на «ура» и доставляют положительные эмоции и детям и взрослым. Родные детей о таких праздниках часто пишут отзывы в районной газете.
• Родители – активные участники групповых и общих родительских собраний, организуемых педагогами в разных традиционных и нетрадиционных формах. На таких мероприятиях предоставляется возможность обменяться опытом семейного воспитания. А педагоги, в свою очередь, рассказывают родителям о том, чем занимаются их дети в течение дня в детском саду. И в этом замечательно нам помогают созданные видеоролики, фильмы: «Адаптация детей», «Здоровьесберегающие технологии», «Виды детской деятельности» и др.
Нравственно-патриотическое воспитание детей тоже является одним из важных направлений образовательной работы детского сада. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».
Для достижения этих целей в нашем ДОУ создаются следующие условия:
• В здании руками педагогов и родителей оформлен уголок «Русская изба», а на территории – «Деревенский уголок», которые предоставляют возможность введения детей в самобытный мир путем его действенного познания, дают полноценные возможности для формирования основ семейных, человеческих ценностей у дошкольников, что опять же способствует успешной социализации ребёнка. Это организованное пространство является благодатной почвой для всех видов детской деятельности.
• В нашем районе живёт талантливая женщина Мухлынина Нина Ивановна, которая придумала и запатентовала ордынскую роспись с её неповторимым колоритом. В этой росписи за основу взят сибирский пейзаж и Караканский бор. Роспись состоят из тех элементов, что встречаются повсюду в природе родного края. Можно рисовать и сельский уклад жизни. И один из лестничных пролётов детского сада мы расписали в стиле ордынской росписи. Также Нина Ивановна приглашалась к нам на мастер-класс, на котором педагогам наглядно были продемонстрированы умения художницы. В настоящее время педагоги включают в изобразительную деятельность детей обучение элементам ордынской росписи. По эскизам Нины Ивановны педагогами-мастерицами ДОУ были сшиты костюмы для детей.
• Для реализации системно-деятельностного подхода, повышения степени активности дошкольников в 2012 году были разработаны речевые и дидактические игры по краеведению, которые педагоги используют в работе с детьми.
• Постоянно организуются совместные мероприятия с детской библиотекой и историко-художественным музеем.
• Положительные отзывы оставили родители и в адрес таких мероприятий, как:
Конкурс среди семей воспитанников «Люблю тебя, моя Россия!», который мы проводили в 2014 году трижды (в рамках одной группы, среди семей старших и подготовительных групп ДОУ, и конкурс был организован нами на районном уровне). Мероприятие очень понравилось и взрослым и детям. А главное, оно способствовало сплочению семьи.
Зимой этого года мы также впервые провели военно-спортивную игру «Зарница», посвященную Дню защитника Отечества среди семей старших и подготовительных групп.
В прошлом году был организован флешмоб, посвященный здоровому образу жизни семьи «На зарядку становись!». В летнее время во время утреннего приема дети и их родители под музыку вместе делали зарядку.
• В ДОУ проводятся смотры-конкурсы, одним из оценочных критериев которого является вовлечение родителей в педагогический процесс. За последние два года были проведены такие смотры-конкурсы, как «Зимние забавы» (конкурс игровых участков по проектам, разработанным родителями и педагогами, «Лучший игровой участок летом», «Лучший родительский уголок», «Смотр-конкурс уголков краеведения». Родители явились активными участниками в подготовке к этим смотрам. Они также включаются и в состав жюри при оценивании различных конкурсов.
Два года назад мы отошли от традиции проводить праздничные мероприятия, посвященные Дню Победы, в форме утренника. И организовали праздничное мероприятие на территории ДОУ. Участвовали и дети, и их семьи. Дети читали стихи, рассказывали с родителями о своих прадедах – участниках Великой Отечественной войны. Красивый и яркий танец показали родителям наши дошколята. А завершилось мероприятие возложением цветов к памятнику погибшим солдатам.
Тесное взаимодействие с семьями воспитанников в духе партнерства происходило в этом году в рамках проекта «70 дней до 70-летия Победы». Все ожидаемые результаты проектной деятельности были оправданы полностью. За 70 дней было проведено много различных мероприятий:
Оформлена Книга памяти;
Организована выставка рисунков «Война глазами детей…»;
Пополнили медиатеку методическими материалами по теме проекта;
Создали руками взрослых и детей тематические альбомы «Герои Великой Отечественной войны», «Дети – герои Великой Отечественной войны», «Герои – земляки» и др. ;
Оформлена совместная с родителями выставка коллажей «Великой Победе посвящается…»;
Провели конкурс чтецов «Цена Победы»;
Итоговым мероприятием проекта стал музыкально-литературный фестиваль «Весна Победы», в котором принимали участие семьи воспитанников. После завершения фестиваля все - и дети, и родители, и педагоги пошли в аллею Славы для возложения цветов погибшим в годы войны землякам.
В День Победы мы вышли с детьми и родителями с акциями «Поздравь ветерана», «Миру – мир», акция «Георгиевская ленточка».
Такие формы работы, позволяют активизировать заинтересовать всех участников образовательного процесса.
Традиционными в нашем районе стали эстафеты, посвященные Дню Победы, в которых участвуют последние три года и дошкольники. Ежегодно на эстафете дети нашего ДОУ занимают первое место.
Также наш детский сад постоянно принимает участие и является победителем и призером в различных районных мероприятиях:
День рождения поселка (ежегодно получаем призовые места в выставке Даров земли Ордынской, Дипломы победителя учреждения образцового порядка).
Лауреаты фестиваля «Юные таланты – 2015» «Песни, с которыми мы победили».
1 место в военно-спортивной игре, посвященной юбилею Победы.
1 место в фестивале театрального мастерства «Времен связующая нить», посвященном 70-летию Победы.