Получи документы

Консультация «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства»

Галина Парникова
Консультация «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства»
▼ Скачать + Заказать документы

Предлагаю вашему вниманию опыт работы нашего ДОУ по теме «Взаимодействие участников образовательных отношений в приобщении детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» (выступление на областном фестивале педагогических идей).

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства – так звучит один из основных принципов дошкольного образования в федеральном государственном образовательном стандарте.

Публикация «Консультация „Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства“» размещена в разделах

А одна из задач, на решение которой направлен Стандарт, сформулирована как «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Соответственно, важной составляющей дошкольного образования является сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе. И эта составляющая в примерной основной образовательной программе дошкольного образования отмечена как миссия дошкольного образования.

В связи с этим актуальной задачей является развитие ребенка дошкольного возраста, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности.

Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует обновления не только содержания дошкольного образования, но и способов взаимодействия между детьми и взрослыми – участниками образовательных отношений.

Это одно из важных направлений работы ДОУ. Наш детский сад решает многие задачи этого направления, используя разнообразные формы:

• Второй год с вновь сформированными группами раннего и младшего дошкольного возраста реализуем проект «Росинка, ждет тебя, малыш!». Одной из форм презентации проекта – было проведение совместных мероприятий с детьми и родителями «Ай, да малыши – чудо, как хороши!».

• Впервые в прошлом году мы провели неделю педагогического мастерства «Диалог с семьей», которая была представлена совместными мероприятиями с родителями (мастер-классы, семинары-практикумы, игровые практикумы, деловые игры и др.). Родителями была дана высокая оценка этим мероприятиям. И опять прозвучало их пожелание о проведении такой недели ежегодно.

• Разные возможности для привлечения родителей предоставляет проектная деятельность. И педагоги ДОУ в рамках комплексно-тематических недель реализуют с детьми и их родителями проекты, направленные на возрождение и укрепление семейных традиций : «Моя семья», «Мой дом родной», «Моя мамочка самая-самая…», «Самый лучший папа – мой!», «Герб семьи», «Родословная моей семьи», «Семья за здоровый образ жизни», «Люблю тебя, мой край родной», «Милый сердцу уголок» и многие другие.

• Систематически организуем выставки творчества родителей, совместного детско-родительского творчества, конкурсы для родителей, фотовыставки и др. :

Фотовыставки «Семья – мое счастье», «Осенние краски родного края», «Природа родного края», «Моя Ордынка», «Школа – будущее детей и прошлое родителей», «Дошкольные работники в дошкольном детстве»;

Выставки творческих работ «Золотые руки наших мам», «Дружба народов», «Защитникам Отечества посвящается…»;

Выставки детских работ «Самая красивая мамочка – моя!», «Защитникам Отечества посвящается…», «Берегите лес!»;

Конкурсы «Новогодняя игрушка», «Чудо валенки!», «Поздравь ветерана» и др.

• Ни один праздник в детском саду не проходит без участия родителей. Воспитатели и музыкальные руководители давно отказались от сценариев, в которых родители являются зрителями. На каждом празднике, развлечении, театрализованном представлении родные детей – активные участники. Такие совместные мероприятия проходят на «ура» и доставляют положительные эмоции и детям и взрослым. Родные детей о таких праздниках часто пишут отзывы в районной газете.

• Родители – активные участники групповых и общих родительских собраний, организуемых педагогами в разных традиционных и нетрадиционных формах. На таких мероприятиях предоставляется возможность обменяться опытом семейного воспитания. А педагоги, в свою очередь, рассказывают родителям о том, чем занимаются их дети в течение дня в детском саду. И в этом замечательно нам помогают созданные видеоролики, фильмы: «Адаптация детей», «Здоровьесберегающие технологии», «Виды детской деятельности» и др.

Нравственно-патриотическое воспитание детей тоже является одним из важных направлений образовательной работы детского сада. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».

Для достижения этих целей в нашем ДОУ создаются следующие условия:

• В здании руками педагогов и родителей оформлен уголок «Русская изба», а на территории – «Деревенский уголок», которые предоставляют возможность введения детей в самобытный мир путем его действенного познания, дают полноценные возможности для формирования основ семейных, человеческих ценностей у дошкольников, что опять же способствует успешной социализации ребёнка. Это организованное пространство является благодатной почвой для всех видов детской деятельности.

• В нашем районе живёт талантливая женщина Мухлынина Нина Ивановна, которая придумала и запатентовала ордынскую роспись с её неповторимым колоритом. В этой росписи за основу взят сибирский пейзаж и Караканский бор. Роспись состоят из тех элементов, что встречаются повсюду в природе родного края. Можно рисовать и сельский уклад жизни. И один из лестничных пролётов детского сада мы расписали в стиле ордынской росписи. Также Нина Ивановна приглашалась к нам на мастер-класс, на котором педагогам наглядно были продемонстрированы умения художницы. В настоящее время педагоги включают в изобразительную деятельность детей обучение элементам ордынской росписи. По эскизам Нины Ивановны педагогами-мастерицами ДОУ были сшиты костюмы для детей.

• Для реализации системно-деятельностного подхода, повышения степени активности дошкольников в 2012 году были разработаны речевые и дидактические игры по краеведению, которые педагоги используют в работе с детьми.

• Постоянно организуются совместные мероприятия с детской библиотекой и историко-художественным музеем.

• Положительные отзывы оставили родители и в адрес таких мероприятий, как:

Конкурс среди семей воспитанников «Люблю тебя, моя Россия!», который мы проводили в 2014 году трижды (в рамках одной группы, среди семей старших и подготовительных групп ДОУ, и конкурс был организован нами на районном уровне). Мероприятие очень понравилось и взрослым и детям. А главное, оно способствовало сплочению семьи.

Зимой этого года мы также впервые провели военно-спортивную игру «Зарница», посвященную Дню защитника Отечества среди семей старших и подготовительных групп.

В прошлом году был организован флешмоб, посвященный здоровому образу жизни семьи «На зарядку становись!». В летнее время во время утреннего приема дети и их родители под музыку вместе делали зарядку.

• В ДОУ проводятся смотры-конкурсы, одним из оценочных критериев которого является вовлечение родителей в педагогический процесс. За последние два года были проведены такие смотры-конкурсы, как «Зимние забавы» (конкурс игровых участков по проектам, разработанным родителями и педагогами, «Лучший игровой участок летом», «Лучший родительский уголок», «Смотр-конкурс уголков краеведения». Родители явились активными участниками в подготовке к этим смотрам. Они также включаются и в состав жюри при оценивании различных конкурсов.

Два года назад мы отошли от традиции проводить праздничные мероприятия, посвященные Дню Победы, в форме утренника. И организовали праздничное мероприятие на территории ДОУ. Участвовали и дети, и их семьи. Дети читали стихи, рассказывали с родителями о своих прадедах – участниках Великой Отечественной войны. Красивый и яркий танец показали родителям наши дошколята. А завершилось мероприятие возложением цветов к памятнику погибшим солдатам.

Тесное взаимодействие с семьями воспитанников в духе партнерства происходило в этом году в рамках проекта «70 дней до 70-летия Победы». Все ожидаемые результаты проектной деятельности были оправданы полностью. За 70 дней было проведено много различных мероприятий:

Оформлена Книга памяти;

Организована выставка рисунков «Война глазами детей…»;

Пополнили медиатеку методическими материалами по теме проекта;

Создали руками взрослых и детей тематические альбомы «Герои Великой Отечественной войны», «Дети – герои Великой Отечественной войны», «Герои – земляки» и др. ;

Оформлена совместная с родителями выставка коллажей «Великой Победе посвящается…»;

Провели конкурс чтецов «Цена Победы»;

Итоговым мероприятием проекта стал музыкально-литературный фестиваль «Весна Победы», в котором принимали участие семьи воспитанников. После завершения фестиваля все - и дети, и родители, и педагоги пошли в аллею Славы для возложения цветов погибшим в годы войны землякам.

В День Победы мы вышли с детьми и родителями с акциями «Поздравь ветерана», «Миру – мир», акция «Георгиевская ленточка».

Такие формы работы, позволяют активизировать заинтересовать всех участников образовательного процесса.

Традиционными в нашем районе стали эстафеты, посвященные Дню Победы, в которых участвуют последние три года и дошкольники. Ежегодно на эстафете дети нашего ДОУ занимают первое место.

Также наш детский сад постоянно принимает участие и является победителем и призером в различных районных мероприятиях:

День рождения поселка (ежегодно получаем призовые места в выставке Даров земли Ордынской, Дипломы победителя учреждения образцового порядка).

Лауреаты фестиваля «Юные таланты – 2015» «Песни, с которыми мы победили».

1 место в военно-спортивной игре, посвященной юбилею Победы.

1 место в фестивале театрального мастерства «Времен связующая нить», посвященном 70-летию Победы.

Тесное взаимодействие с родителями делает успешной работу ДОУ. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Сотрудничество в достижении целей и методов воспитания позволяют объединить усилия и обеспечить преемственность и взаимодополняемость в семейном и внесемейном образовании.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям!» (Часть II) Часть I Исследователи отмечают, что применяемые русским народом звукопись, игра слов, внутренние рифмы, которыми так богаты приметы, пословицы,.

Консультация для воспитателей «Приобщение детей к народной культуре и традициям» Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных.

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, где ему предстоит жить с другими.

Приобщение детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками Опыт работы по теме: «Приобщение детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками» в старшей логопедической.

Перспективно-тематический план приобщения детей младшей группы к социокультурным нормам, на основе местного краеведения Месяц Формы работы Цели Сентябрь 1. ОД «Хорошо у нас в саду» 2. Беседа о детском саде. 3. Беседа на тему: «Улица Строительная, на которой.

Приобщение детей к национальным традициям В связи с модернизацией образования в нашей стране, большое значение придается реализации ФГОС к основной образовательной программе, где.

Приобщение детей к традициям и культуре мордовского народа Каждый народ имеет свои корни. Это - язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками В младшем дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – расширение круга общения.

Приобщение детей к социокультурным нормам и традициям семьи и общества в рамках ФГОС до: опыт, проблемы и перспективы Мантурова Т. И Тема: Приобщение детей к социокультурным нормам и традициям семьи и общества в рамках ФГОС ДО: опыт, проблемы и перспективы.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства»
Опубликовано: 26 сентября 2015 в 19:54
+110Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Парникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 67.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД